Полная учебная нагрузка составляет 100 академических часов, из которых 20 отводится на лекционные, 18 на семинарские и 62 на внеаудиторные занятия

Актуальность такой программы определяется необходимостью дать студентам лингвистам представление о сравнительно-типологическом анализе, выявляющем степени родства в индоевропейских языках.

Новизна программы обусловлена системным подходом при определении степени родства языков.

Объектом данной программы служат группы и подгруппы индоевропейских языков в их историческом развитии.

Предметом программы являются сопоставительно-типологический метод, метод реконструкции и волновой метод.

 

ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОБУЧЕНИЯ

Общая цель курса «Сравнительно-историческое и типологическое языкознание» является комплексной, включающей в себя практическую, образовательную и воспитательную составляющие.

П рактическая цель обучения заключается в том, чтобы дать студентам представление о генеалогическом древе родного и изучаемого языка, подготовить их к научно-исследовательской работе в данной области и сформировать навыки применения сопоставительного метода в практике перевода и исследования языка.

Образовательная цель заключается в том, чтобы познакомить студентов с историей лингвистической типологии и сопоставительной грамматики, с научными результатами, полученными в области сопоставительно-типологического языкознания, а также сформировать у них правильное представление о языковых семьях.

Концентрированная подача материала составляет характерную особенность программы и обуславливает определенную целостность обучения.

Воспитательная цель состоит в том,чтобы привить студентам интерес и творческое отношение к самостоятельному анализу лингвистического материала, а также способствовать развитию у них общей культуры
 мышления. 

 Конечная цель обучения достигается в результате выполнения конкретных задач, предусмотренных данной программой.

 


ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ ОБУЧЕНИЯ

 

К изучению данного курса студенты приступают, получив среднее образование и овладев навыками изучения гуманитарных дисциплин на младших курсах высших учебных заведений. 

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ

 

Тема 1.

Сравнительно-историческое и сопоставительно-типологическое языкознание. Общая характеристика.

 

Различие целей и принципов сравнительно-исторического и сопостави­тельно-типологического языкознания. Структурное и материальное сходство. Сопоставление родственных и неродственных языков. Различие генеалогиче­ской и типологической классификаций. Задачи лингвистической типологии: исследование и сопоставление строя языков; характеристика типологических особенностей отдельного языка; выяв­ление универсальных, специфических и типологических свойств, построение классификации.

 

Тема 2.

Теоретические и прикладные задачи сопоставительной фонологии.

 

Фоноло­гические универсалии: число фонем, импликации соотношения фонем. Сег­ментные и суперсегментные фонологические явления. Фонологические типы: консонантные, вокалические и умеренно-консонантные языки. Соотношение вокализма и консонантизма в парадигматике и синтагматике. Типология слога. Типология ударения. Типология чередований.

Тема 3.

Дифференциальные акустические признаки.

 

Дихотомическая классифика­ция. Артикуляция, акустические свойства и восприятие звука. Минимальные пары как способ выявления дифференциальных признаков языка. Соотнесение акустической и артикуляционной классификаций. Сонорные — шумные, звонкие - глухие, напряженные - ненапряженные согласные, резкие - нерезкие, пре­рванные - непрерванные согласные. Коррелятивные и некоррелятивные оппо­зиции.

 

Тема 4.

Диахроническая фо­нология.

 

Фонологизация, дефонологизация, рефонологизация. Система вокализма и консонантизма русского и изучаемых иностранных языков. Структура дифференциальных признаков фонем. Сильные и слабые по­зиции фонем. Позиционная фонология и фонология оппозиций, их зависимость от типа языка. Фонология как принцип лингвистического мышления. Морфонология: фонологические типы морфем.

 

Тема 5.

Сопоставительная грамматика.

 

Цели и задачи сопоставительной грамматики. Установление грамматиче­ского изоморфизма и алломорфизма языков.

 

Тема 6.

Лингвистическая типология.

 

Направления лингвистической типологии. Взаимодействие типологии с другими лингвистическими дисциплинами. Основные понятия типологии. Параметры сопоставления. Проблема сопоставления и сравнения языков. Пространство типологических признаков. Импликативные от­ношения между значениями языковых параметров. Типологические модели. Маркированность в типологии.

Дискуссионные вопросы типологической лингвистики. Возможность непротиворечивой классификации языков. Критерии морфологической типологии. Существенность признаков, используемых при выделении типов. Вопрос о пе­реходных типах. Историческая стабильность и изменчивость типа. Возмож­ность оценок в типологии. Проблема переводимости. Возможные соотношения типа языка с типом мышления и типом культуры. Слово как центральный объект сопоставительной грамматики. Сопоставле­ние структурных типов слов. Соотношение слова и морфемы в языках различ­ных типов.

 

Тема 7.

Методы типологических исследований.

 

Сопоставление, универсологический метод, систематологический и характерологический методы, установление де­терминанты типа, метод определения пространства признаков, построение ти­пологического эталона. Качественные, градационные и количественные методы в лингвистической типологии.

 

Тема 8.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: