Актуальность такой программы определяется необходимостью дать студентам лингвистам представление о сравнительно-типологическом анализе, выявляющем степени родства в индоевропейских языках.
Новизна программы обусловлена системным подходом при определении степени родства языков.
Объектом данной программы служат группы и подгруппы индоевропейских языков в их историческом развитии.
Предметом программы являются сопоставительно-типологический метод, метод реконструкции и волновой метод.
ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОБУЧЕНИЯ
Общая цель курса «Сравнительно-историческое и типологическое языкознание» является комплексной, включающей в себя практическую, образовательную и воспитательную составляющие.
П рактическая цель обучения заключается в том, чтобы дать студентам представление о генеалогическом древе родного и изучаемого языка, подготовить их к научно-исследовательской работе в данной области и сформировать навыки применения сопоставительного метода в практике перевода и исследования языка.
|
|
Образовательная цель заключается в том, чтобы познакомить студентов с историей лингвистической типологии и сопоставительной грамматики, с научными результатами, полученными в области сопоставительно-типологического языкознания, а также сформировать у них правильное представление о языковых семьях.
Концентрированная подача материала составляет характерную особенность программы и обуславливает определенную целостность обучения.
Воспитательная цель состоит в том,чтобы привить студентам интерес и творческое отношение к самостоятельному анализу лингвистического материала, а также способствовать развитию у них общей культуры
мышления.
Конечная цель обучения достигается в результате выполнения конкретных задач, предусмотренных данной программой.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ ОБУЧЕНИЯ
К изучению данного курса студенты приступают, получив среднее образование и овладев навыками изучения гуманитарных дисциплин на младших курсах высших учебных заведений.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ
Тема 1.
Сравнительно-историческое и сопоставительно-типологическое языкознание. Общая характеристика.
Различие целей и принципов сравнительно-исторического и сопоставительно-типологического языкознания. Структурное и материальное сходство. Сопоставление родственных и неродственных языков. Различие генеалогической и типологической классификаций. Задачи лингвистической типологии: исследование и сопоставление строя языков; характеристика типологических особенностей отдельного языка; выявление универсальных, специфических и типологических свойств, построение классификации.
|
|
Тема 2.
Теоретические и прикладные задачи сопоставительной фонологии.
Фонологические универсалии: число фонем, импликации соотношения фонем. Сегментные и суперсегментные фонологические явления. Фонологические типы: консонантные, вокалические и умеренно-консонантные языки. Соотношение вокализма и консонантизма в парадигматике и синтагматике. Типология слога. Типология ударения. Типология чередований.
Тема 3.
Дифференциальные акустические признаки.
Дихотомическая классификация. Артикуляция, акустические свойства и восприятие звука. Минимальные пары как способ выявления дифференциальных признаков языка. Соотнесение акустической и артикуляционной классификаций. Сонорные — шумные, звонкие - глухие, напряженные - ненапряженные согласные, резкие - нерезкие, прерванные - непрерванные согласные. Коррелятивные и некоррелятивные оппозиции.
Тема 4.
Диахроническая фонология.
Фонологизация, дефонологизация, рефонологизация. Система вокализма и консонантизма русского и изучаемых иностранных языков. Структура дифференциальных признаков фонем. Сильные и слабые позиции фонем. Позиционная фонология и фонология оппозиций, их зависимость от типа языка. Фонология как принцип лингвистического мышления. Морфонология: фонологические типы морфем.
Тема 5.
Сопоставительная грамматика.
Цели и задачи сопоставительной грамматики. Установление грамматического изоморфизма и алломорфизма языков.
Тема 6.
Лингвистическая типология.
Направления лингвистической типологии. Взаимодействие типологии с другими лингвистическими дисциплинами. Основные понятия типологии. Параметры сопоставления. Проблема сопоставления и сравнения языков. Пространство типологических признаков. Импликативные отношения между значениями языковых параметров. Типологические модели. Маркированность в типологии.
Дискуссионные вопросы типологической лингвистики. Возможность непротиворечивой классификации языков. Критерии морфологической типологии. Существенность признаков, используемых при выделении типов. Вопрос о переходных типах. Историческая стабильность и изменчивость типа. Возможность оценок в типологии. Проблема переводимости. Возможные соотношения типа языка с типом мышления и типом культуры. Слово как центральный объект сопоставительной грамматики. Сопоставление структурных типов слов. Соотношение слова и морфемы в языках различных типов.
Тема 7.
Методы типологических исследований.
Сопоставление, универсологический метод, систематологический и характерологический методы, установление детерминанты типа, метод определения пространства признаков, построение типологического эталона. Качественные, градационные и количественные методы в лингвистической типологии.
Тема 8.