Коллективные методы обсуждения и принятия решений

Содержание

Введение_________________________________________________________2

1. Основные стадии подготовки принятия решения_____________________3

2. Методы принятия управленческих решений_________________________3

2.1 Коллективные методы обсуждения и принятия решения__________3

2.2 Эвристические методы принятия решений_____________________5

2.3 Количественные методы принятия решений____________________7

3. Принятие решений в сложных ситуациях и трудности его осуществления__________________________________________________8

3.1 Проблемы уникального выбора_______________________________8

3.2 Организационные системы решения проблем выбора_____________9

3.3 Системный подход принятию управленческого решения_________11

4. Требования, предъявляемые к информации при реализации контроля___12

Вывод___________________________________________________________16

Список используемой литературы___________________________________18

Введение

В своей жизни каждый человек вынужден принимать решения. К этому его постоянно подталкивают либо личная неудовлетворенность своим внутренним или внешним положением, либо общественные потребности.

Большинство решений мы принимаем, не задумываясь, так как существует автоматизм поведения, выработанный многолетней практикой. Есть решения, которым мы придаем малое значение, и поэтому мало задумываемся при осуществлении выбора. И, наконец, существуют проблемы выбора, решая которые, человек испытывает мучительные раздумья. Как правило, эти проблемы имеют исключительный неповторяющийся характер и связаны с pассмотpением целого ряда альтернатив. В таких проблемах новым является либо объект выбора, либо обстановка, в которой совершается выбор. Такие проблемы принятия решений называются проблемами уникального выбора.

На предприятии, сталкиваясь с проблемой выбора, специалисты руководствуются методами принятия управленческих решений. Именно об этом и пойдет речь в первой главе данной работы.

Несомненно, при принятии управленческого решения важную роль выполняет такой элемент управления как контроль. Вторая часть работы посвящена содержанию процесса контроля, а также требованиям, предъявляемым к информации при осуществлении контроля.

 

1. Основные стадии подготовки принятия решения

  Управленческое решение - это творческий акт субъекта управления,

направленный на устранение проблем, которые возникли в субъекте управления.

Любое управленческое решение проходит через три стадии:

1. Уяснение проблемы

· сбор информации;

·  анализ полученной информации;

· выяснение актуальности;

· выяснение, определение условий, при которых эта проблема будет

      решена.

2. Составление плана решения.

· разработка альтернативных вариантов решения;

· сопоставление альтернативных вариантов решения с имеющимися ресурсами;

· оценка альтернативных вариантов по социальным последствиям;

· оценка альтернативных вариантов по экономической эффективности;

· составление программ решения;

· разработка и составление детального плана решения.

3. Выполнение решения.

· доведение решений до конкретных исполнителей;

· разработка мер поощрений и наказаний;

· контроль за выполнением решений.

 

 

2. Методы принятия управленческих решений

Коллективные методы обсуждения и принятия решений

Основным моментом в процессе коллективной работы над реализацией управленческих решений является определение круга лиц, участников данной процедуры. Чаще всего это временный коллектив, в состав которого включаются, как правило, и руководители и исполнители.

Главными критериями формирования такой группы являются компетентность, способность решать творческие задачи, конструктивность мышления и коммуникабельность.

Коллективные формы групповой работы могут быть разными: заседание, совещание, работа в комиссии и т. п.

Наиболее распространен такой метод коллективной подготовки управленческих решений, как "мозговой штурм", или "мозговая атака" (совместное генерирование новых идей и последующее принятие решений).

Если предстоит решение сложной проблемы, то собирается группа людей, которые предлагают свои любые решения определенной проблемы. Основное условие "мозгового штурма" – это создание обстановки, максимально благоприятной для свободного генерирования идей. Чтобы этого добиться запрещается опровергать или критиковать идею, какой бы на первый взгляд фантастической она ни была. Все идеи записываются, а затем анализируются специалистами.

Метод Дельфы получил название от греческого города Дельфы, прославившегося жившими там мудрецами – предсказателями будущего.

Метод Дельфы – это многотуровая процедура анкетирования. После каждого тура данные анкетирования дорабатываются, полученные результаты сообщаются экспертам с указанием расположения оценок.

Первый тур анкетирования проводится без аргументации, во втором – отличающийся от других ответ подлежит аргументации или же эксперт может изменить оценку. После стабилизации оценок опрос прекращается и принимается предложенное экспертами или скорректированное решение.

Японская, так называемая кольцевая система принятия решений – "кингисё", суть которой в том, что на рассмотрение готовится проект новшества. Он передается для обсуждения лицам по списку, составленному руководителем. Каждый должен рассмотреть предлагаемое решение и дать свои замечания в письменном виде. После этого проводится совещание. Как правило, приглашаются те специалисты, чье мнение руководителю не совсем ясно.

Эксперты выбирают свое решение в соответствии с индивидуальными предпочтениями. И если они не совпадают, то возникает вектор предпочтений, который определяют с помощью одного из следующих принципов:

· принципа большинства голосов – выбирается то решение, которое имеет наибольшее число сторонников;

· принципа диктатора – за основу берется мнение одного лица группы. Этот принцип характерен для военных организаций, а также для принятия решений в чрезвычайных обстоятельствах;

· принципа Курно – используется в том случае, когда коалиций нет, т. е. предлагается число решений, равное числу экспертов. В этом случае необходимо найти такое решение, которое бы отвечало требованию индивидуальной рациональности без ущемления интересов каждого в отдельности;

· принципа Парето – используется при принятии решений, когда все эксперты образуют единое целое, одну коалицию. В этом случае оптимальным будет такое решение, которое невыгодно менять сразу всем членам группы, поскольку оно объединяет их в достижении общей цели;

· принципа Эджворта – используется в том случае, если группа состоит из нескольких коалиций, каждой из которых невыгодно отменять свое решение. Зная предпочтения коалиций, можно принять оптимальное решение, не нанося ущерба друг другу.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: