Трансфертными называют цены (transfer pricing) на продукцию, передаваемую между подразделениями внутри фирмы. Используются различные виды трансфертных цен – на базе полных или предельных издержек, рыночная или договорная и др. Основная цель заключается в согласовании интересов отдельных подразделений с политикой центрального управления компании.
В первом приближении трансфертное ценообразование - это уточнение цены для целей налогообложения в сделках зависимых друг от друга лиц. Цели его понятны, если лица зависимы, то цена в сделке не будет определяться соображениями получения прибыли для каждой из сторон, а соображениями общей выгоды для группы. Это может привести к тому что цена будет занижена (завышена) с тем чтобы как можно больше прибыли осталось в более льготной налоговой юрисдикции. Возможны другие цели - вывоз капитала, приоритетное развитие части группы, но результатом игр с ценами почти всегда будет недополучение одной из стран налогов, по сравнению с рыночной ситуацией (независимые контрагенты)[6].
|
|
2.1 Трансфертное ценообразование: понятие и цели
Под трансфертным ценообразованием понимают процесс установления трансфертной цены, которая всегда привязана к конкретному товару (услуге) и субъекту, который этот товар (услугу) продает/покупает. Практически в любой организации существует обмен полуфабрикатами (услугами) между отдельными подразделениями. Трансфертное ценообразование как система представляет собой совокупность элементов (центров ответственности) и связей между ними (трансфертная цена).
R. Anthony и J. Dearden[7] определили следующие цели трансфертного ценообразования:
1) Система трансфертного ценообразования должна мотивировать менеджеров подразделений к принятию эффективных решений и предоставлять информацию для их обоснованности. Это возможно тогда и только тогда, когда менеджеры, стремясь увеличить прибыль своего подразделения, также увеличивают и прибыль всей компании.
2) Решения о величине трансфертных цен должны отражаться на прибыльности подразделений и представлять собой обоснованный критерий измерения деятельности подразделения, ибо при передаче товаров или оказании услуг доходы одного подразделения превращаются в расходы другого.
3) Система трансфертного ценообразования не должна нарушать автономию подразделений. Недопустимо наделять менеджеров дополнительной ответственностью и в то же время централизованно назначать внутренние цены.
Управление фирмой эффективно только тогда, когда между центрами ответственности существуют контрактные отношения. Можно выделить контрактные отношения между руководителями и подразделениями, контрактные отношения между самими подразделениями (например, если они оказывают друг другу услуги или покупают друг у друга продукты), а также между подразделениями и общими службами. Общие службы могут также оказывать друг другу услуги, например, иметь общую платежную ведомость. Головной офис компании не может устанавливать контрактные отношения с другими отделами. Единственная его задача – давать рекомендации Совету директоров и осуществлять контроль от его имени.
|
|
Ханс Виссема[8] выделяет следующие варианты контрактных отношений (см. схема 1).
Совет директоров | Головной офис | Подразделения | Общие службы | |
Совет директоров | Х | Х | ||
Головной офис | Х | |||
Подразделения | Х | Х | Х | |
Общие службы | Х | Х |
Схема 1. Виды контрактных отношений (по Х. Виссема).
Введение контрактных отношений на предприятии предполагает установление таких правил “игры” между его бизнес-единицами, которые были бы выгодны всем сторонам контракта. В противном случае существование фирмы теряет смысл.
Необходимо выяснить, почему же процесс определения трансфертной цены составляет основу внутрифирменных отношений?
Во-первых, она показывает, состоится ли внутренняя торговля вообще. В противном случае, контрактные отношения будут расторгнуты, а фирма прекратит свою деятельность.
Во-вторых, трансфертная цена определяет объем и частоту поставок товаров (оказания услуг) между бизнес-единицами.
В-третьих, она влияет на доходы и расходы бизнес-единиц, поскольку представляет собой доход продающего подразделения и расход покупающего.
В-четвертых, она позволяет, при внедрении соответствующих моделей рассчитать доходы и расходы каждой бизнес-единицы.
В-пятых, при использовании определенных методов (как бухгалтерских, так и математических), трансфертная цена лежит в основе определения финансовых результатов деятельности бизнес-единиц.
А, следовательно, в-шестых, служит базой для мотивации подразделений и эффективного управления экономикой всей организации.
В отличие от других внутрифирменных переменных (таких как организационная культура, стиль управления, психологический климат и т.д.), которые также являются необходимым условием эффективного управления, трансфертное ценообразование представляет собой не только необходимое, но и достаточное условие эффективного функционирования фирмы. При отсутствии развитой системы трансфертного ценообразования, сама деятельность и существование фирмы в условиях современного высококонкурентного и быстроменяющегося рынка могут потерять всякий смысл.