Классификация средств общения. Психология рабочей группы.
При постоянном общении становится важным более глубокое понимание партнера - его эмоционального состояния, намерений, динамики его отношений к нам
Психологические процессы и образования, возникающие в ходе групповой деятельности людей, постоянно меняют свою конфигурацию. Они меняют ценностные ориентиры и установки, стереотипы, активность, между ними возникают отношения гармонии и дисгармонии, консонанса и диссонанса и т.д. Все эти изменения происходят не хаотично, они подчиняются действию определенных закономерностей. Поскольку эти закономерности проявляются и на уровне социальной психологии, они отличаются сильной эмоциональной окрашенностью. Рассмотрим основные из них, которые в различных модификациях действуют во всех социальных группах и ежедневно встречаются в практической деятельности каждого бизнесмена.
Все средства общения делятся на две большие группы: вербальные (словесные) и невербальные.
Содержание информации передается при помощи языка, т.е. принимает вербальную форму.
Речь является самым универсальным средством коммуникации, так как при передаче информации при помощи речи менее всего теряется смысл сообщения, правда, этому должна сопутствовать высокая степень общности понимания ситуации всеми участниками коммуникативного процесса.
Невербальные средства служат для передачи эмоциональных состояний. В социально-психологических исследованиях разработаны различные классификации невербальных средств общения, к которым относят все движения тела, интонационные характеристики голоса, тактильное воздействие, пространственную организацию общения
Поведение человека неразрывно связано с его психологическим состоянием. На основе невербального поведения раскрывается внутренний мир личности, осуществляется формирование психологического содержания общения и совместной деятельности.
Понятие группы как важнейшей формы социального объединения людей в процессе совместной деятельности и общения — одно из центральных в социальной психологии. Самосознание человека, принятые им ценности и нормы, система представлений о мире формируются в процессе включения его в деятельность самых различных групп. Его психический склад, личностное содержание формируются на пересечении различных групповых влияний, следовательно, невозможно понять человека, исследовать процесс его развития, не обращаясь к анализу тех групп, членом которых он является.
Рабочая группа (коллектив) в своем внешнем выражении — это социальная группа, общность людей, объединенных совместной деятельностью, отношениями товарищества и взаимопомощи. Как и для других социальных групп, для рабочей группы характерны постоянное общение и взаимодействие ее членов друг с другом, чувство принадлежности к данной группе, наличие общих потребностей, интересов и мотивов. В то же время рабочая группа обладает чертами, отсутствующими у других социальных групп, - общественно значимой целью деятельности и наличием органов управления и руководства.
Психология рабочей группы — это совокупность определенных социально-психологических явлений, возникающих в процессе ее формирования и функционирования на основе любых внутренних, связей, форм и способов взаимоудовлетворения потребностей ее членов. Сюда же относятся морально-психологический климат, способы общения, общественное мнение и настроение, обычаи и традиции, проблемы лидерства, природа внутригрупповых конфликтов и тд.
При анализе содержания отношений членов рабочей группы можно выделить три сферы: профессиональную, ценностно- мировозренческую и межличностных отношений.
Профессиональная сфера охватывает складывающиеся в процессе решения производственных задач отношения: между руководителем и подчиненными; связанные с координационным совместительством деятельности; в системе «человек—компьютер».
Ценностно-мировозренческая сфера связана с взаимоотношениями между личными и корпоративными ценностями, нравственными установками, преобладающими в данной социальной группе Указанные взаимоотношения могут варьироваться от полной поддержки до глубокого несогласия и конфронтации.
Сфера межличностных отношений связана с удовлетворением потребностей в общении и самоутверждением личности в рамках коллектива, с удовлетворением своей профессиональной деятельностью, формальным и неформальным статусом.
Важной качественной характеристикой рабочей группы является ее зрелость. Она характеризуется прочными связями между членами группы, возникающими на основе общих ценностных ориентации, прочными неформальными отношениями между ними. Личные разногласия быстро устраняются, дисциплина носит сознательный характер, появляется чувство гордости за свой коллектив, складываются устойчивые традиции.
Ощущая на психологическом уровне свою связь с социальной группой, индивид идентифицирует свою эталонную группу, свои социальные установки, стереотипы и ценностные ориентации с психологическими образованиями, доминирующими в его социальной группе. Чем выше степень такой идентификации у большинства членов группы, тем выше уровень ее сплоченности. Одновременно идет и процесс дифференциации ценностных образований, осознания их отличий или частичного сходства с такого же типа образованиями других групп. В результате одни группы воспринимаются как абсолютно «чужие», враждебные, другие — как возможные союзники.
Закономерность идентификации и дифференциации в жизни социальных групп выполняет чрезвычайно важные функции. Она позволяет им на психологическом уровне, во-первых, ориентироваться в отношениях с другими социальными группами, определять «врагов» и «союзников», и, во-вторых, обеспечивает психологическую сплоченность группы.