Тема1: Введение в менеджмент
1. Управление и менеджмент: соотношение понятий
2. Основные элементы менеджмента
3. Менеджмент как наука и искусство управления
1
Управление – это целенаправленная деят-ть, обеспечивающая перевод объекта управления из фактического состояния в желаемое. В основе данных действий находится цель, как результат состояния которого необходимо достигнуть. И именно цель будет определять приемы и способы оказания воздействия.
Управление достаточно широкое понятие подразумевающее возможность управления хим.процессами, ТС, временем, людьми.
В данной дисциплине, управление будет рассматриваться, как процесс управления людьми, действующих в составе орг-ции, а также иными организационными ресурсами.
В управлении под организацией понимается группа людей, объединенных для достижения как минимум одной общей цели и использующий принцип разделения и кооперации труда.
Менеджмент – это вид управления. Он осуществляется в коммерческих орг-циях, деят-ть которых связана с извлечением прибыли. Используя термины менеджмент и управление как синонимы следует учитывать, что управление шире.
|
|
Менеджмент как отдельная дисциплина возник в конце 19 века по мере становления и развития крупных промышленных производственных предприятий, где собственник (группа собственников) передали полномочия профессионально подготовленным наемным рук-лям. Наемный руководитель осуществляет управление в границах полномочий, в интересах собственника.
2
Основные элементы:
· Организация как объект управления;
· Цели менеджмента;
· Персонал управления, трудовые ресурсы;
· Принципы управления;
· Функции управления;
· Методы управления;
· Организационные структуры управления;
· Управленческие решения.
Все элементы связаны друг с другом, дополняют друг друга и являются неотъемлемой частью дисциплины менеджмента.
3
Менеджмент, как наука – это система знаний об управлении деловыми организациями в рыночных условиях.
Менеджмент, как практика – это деятельность, осуществляемая на базе научных исследований и достижений, обеспечивающая эффективное функционирование деловой организации.
Менеджмент, как искусство – это умение объединить науку и практику, создав что-то новое, соответствующее постоянно изменяющимся условиям функционирования деловой организации.
Т2: Организация, менеджер, менеджмент
1. Сущность организации, ее свойства.
2. Миссия организации.
3. Организация как открытая система.
4. Внешняя среда организации, ее характеристики.
4а. Внешняя среда прямого воздействия.
4б. Внешняя среда косвенного воздействия.
|
|
5. Внутренняя среда.
6. Менеджер и его роли.
7. Разделение менеджеров. Аппарат управления.
1
В управлении под организацией понимается группа людей, объединенных для достижения как минимум одной общей цели и использующий принцип разделения и кооперации труда.
Организации позволяют в разы увеличить результативность действий, благодаря возникновению, так называемого, организационного эффекта (ОЭ).
Организационный эффект:
· Разделение труда;
· +
· Взаимодополняемость;
· +
· Согласованность действий.
Организации создаются для того, чтобы 1+1 было больше чем 2. От эффективности управления зависит результат.
Любая организация обладает ограниченными ресурсами. Менеджмент обеспечивает их максимально эффективное использование.
2
Миссия – это смысл существования организации; ее предназначение. Миссия определяется собственником организации с учетом интересов сотрудников организации, для удовлетворения потребностей общества в целом и конкретных групп людей. Миссия информирует внешнее окружение об основных принципах деятельности организации. Во внутренней среде организации она способствует объединению сотрудников и возникновению чувства принадлежности к определенной группе.
3
Любая организация представляет собой открытую систему.
Организация как система представляет собой совокупность взаимосвязанных и упорядоченных определенным образом (структурированных) элементов, каждый из которых вносит свой вклад в характеристику целого (способствует возникновению организационного эффекта).
Из внешней среды во внутреннюю поступают ресурсы, а из внутренней во внешнюю – продукт и услуги.
4
Среда косвенного воздействия – макросреда; среда прямого воздействия – микросреда.
Прямое воздействие на внутреннюю среду:
· Конкуренты;
· Поставщики;
· Потребители;
· Государство и органы государственного управления.
Косвенное воздействие на внутреннюю среду:
· Политические факторы;
· НТП;
· Экономические факторы;
· Социально-культурные факторы;
· Международные события.
Возможны ситуации, в которых факторы среды прямого и косвенного воздействия поменяются местами. Например, для компании, действующей в сфере высоких технологий, НТП относится к среде прямого воздействия.
Внешняя среда организации, как правило, состоит из множества взаимосвязанных и динамично-изменяющихся факторов, поэтому элементы внешнего окружения должны рассматриваться с учетом их возможного усиления/ослабления взаимовлияния.
Внешняя среда организации находится вне управленческого контроля, однако при принятии управленческого решения менеджер должен учитывать ее влияние, а само решение зачастую направлено на адаптацию организации к внешнему окружению.
5
Внутренняя среда организации представляет собой упорядоченную совокупность взаимосвязанных элементов наиболее значимые из которых образовывают следующие подсистемы:
· Цели;
· Структура организации и структура управления организацией;
· Персонал;
· Техника и технология;
· Финансы;
· Информация;
· Сырье и материалы.
Во внутренней среде организации можно выделить 2 крупные подсистемы: управляющая и управляемая.
Управляющая подсистема (субъект управления) дает команду, осуществляет целенаправленное воздействие; управляемая (объект управления) – дает результат.
Внутренняя среда организации, не смотря на то, что состоит из определенных подсистем (см. выше), для каждой конкретной организации представляет собой уникальный набор отношений, элементов и процессов.
6
Менеджер – наемный руководитель; профессионально-подготовленное должностное лицо, наделенное ограниченным правом пользования и распоряжения организационными ресурсами – полномочиями и принимающее в их рамках управленческие решения. Управленческое решение является продуктом труда менеджера.
|
|
Основным ресурсом, с которым работает менеджер, является информация, характеризующая состояние управляемой подсистемы, а в некоторых случаях и внешнего окружения.
Менеджер, работая в первую очередь с людьми, должен обладать целым рядом личных качеств, позволяющих воздействовать, опираясь не только на должностные полномочия, но и на авторитет лидера, опыт эксперта, благоприятные межличностные отношения.
Роли менеджера:
1. Лицо, принимающее управленческие решения;
2. Лицо, решающее и предотвращающее конфликты;
3. Представитель организации;
4. Дипломат;
5. Лицо, ведущее переговоры.
7
Результатом разделения труда менеджеров является аппарат управления – организационная структура управления. При ее формировании соблюдается принцип иерархичности, а также разделение полномочий. Формирование аппарата управления происходит с учетом следующих факторов:
· Размер организации;
· Технология работ;
· Квалификация персонала;
· Стратегический выбор.
Традиционно выделяются три уровня управления: высший, средний, низший.
Т3: Цели менеджмента
1. Сущность цели менеджмента.
2. Требования к формулировке целей.
3. Цели коммерческих организаций.
4. Основы целевого управления (МВО).
1
Цель – это конкретный результат, который должен быть достигнут.
Цели менеджмента – это конкретные показатели состояния, которые должны быть достигнуты организацией, как объектом управления (элементами и подсистемами ее образующими) с использованием организационных ресурсов.
Классификация целей:
1. По срокам достижения: кратко-,средне-,долгосрочные.
2. По уровням иерархии: общеорганизационные, отдельных структурных подразделений, локальные и индивидуальные.
3. По содержанию: производственные, финансовые, кадровые и т.д.
4. По степени повторяемости: рутинные (стандартные), нестандартные.
5. По степени сложности: многошаговые (сложные), одношаговые (простые).
|
|
6. По степени обеспеченности информации: цели, определяемые в условиях полной информационной обеспеченности; цели, определяемые в условиях риска; цели принимаемые в условиях неопределенности.
2
Требования к целям:
· Четкость
· Однозначность толкования
· Своевременность
· Объективность
· Документальная фиксация
· Определение сроков достижения
3
Формирование системы целей любой коммерческой организации предполагает обязательный учет ориентации ее деятельности на достижение прибыли, т.о. все цели коммерческой организации в той или иной степени способствует достижению основной цели – получению прибыли. Процесс целепологания осуществляется сверху вниз: от собственников к руководителям высшего уровня, от руководителей высшего уровня по иерархии на средний и низший уровень управления.
Параллельно с этим при формировании системы целей учитывается специфика каждой из подсистем, образующих организацию.
4
Согласно концепции целевого управления предполагается вся система управления организации и осуществляемые ей управленческие воздействия, как отправную точку использ. цели, т.е. алгоритм управления выглядит: формирование иерархии целей – планирование (создание модели) – организация реализации планов и достижения целей – контроль.