Характерные произведения

Реферат

Русская живопись XVII века

Выполнила: Камилова А.Н.

14 группа, ИЭФ

Проверил: Пичужкин Н.А.

 

Москва, 2008

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3

ШКОЛЫ ИКОНОПИСИ 5

«Годуновская» школа. 5

«Строгановская» школа. 7

ОРУЖЕЙНАЯ ПАЛАТА 9

Творчество Симона Ушакова. 11

Парсуны.. 15

Фресковая живопись. 16

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 24

 

 



ВВЕДЕНИЕ

Целью данного реферата является анализ русской живописи XVII века.

Задачи:

— рассмотреть школы живописи, сложившиеся в XVII веке;

— проанализировать деятельность Оружейной палаты.

Актуальность данной тематики обусловлена тем, что в XVII веке впервые за многие столетия в древнерусской живописи произошла некоего рода революция, давшая толчок последующим изменениям в живописи России в новом времени.

XVII век является периодом быстрого развития древнерусской культуры, но и в тоже время был веком её завершения. Сохраняя основные черты традиционного уклада, русское общество начинает трансформироваться в направлении, которое впоследствии найдёт своё наивысшее выражение в реформах Петра Великого. Россия стояла на пороге нового времени. В культуре отчётливо выделяются две тенденции: проникновение западноевропейских влияний и прогрессирующий процесс обмирщения (секуляризации), т. е. освобождения от господства церкви.

Я хотела бы поподробнее рассмотреть живопись XVII века.

В живописи XVII века можно выделить несколько направлений. Продолжает существовать иконописная традиция, ориентированная на повторение живописной манеры великих мастеров прошлого: Андрея Рублёва и Дионисия – так называемая «годуновская» школа, представители которой работали по заказам царского двора и представляли тем самым «официальное» направление в искусстве. В то же время возникает новое художественное явление – так называемая «строгановская» школа, получившая своё название по имени купцов Строгановых, владевших огромными денежными и земельными богатствами и выступавших в качестве меценатов-заказчиков. Известным мастером строгановской иконы был Прокопий Чирин.

Самое значительное, поистине революционное направление в иконописании было связано с именем царского изографа Симона Фёдоровича Ушакова (1626 – 1686). Он отказался от идущей ещё из византийского искусства традиции изображения схематичных плоскостных бестелесных образов и стремился придать изображению сходство с реальной жизнью, добиться «живоподобия».

Значительным явлением в изобразительном искусстве XVII века, знаменовавшем зарю нового времени, было возникновение портрета – парсуны. Парсуна ещё очень похожа на икону, изображение ещё во многом условно, но сквозь иконную схему в них уже проглядывают индивидуальные черты.



ШКОЛЫ ИКОНОПИСИ

«Годуновская» школа [1]

«Годуновская» школа иконописи — русская школа иконописи, сложившаяся в конце XVI века в стремлении возродить традиции дионисиевского искусства путём следования древнему иконописному канону. Наиболее ярко иконописная школа проявилась в ряде произведений, связанных с именем царя Бориса Годунова, отчего и получила своё название. Хотя вкладные иконы и лицевые рукописи Годуновых в Ипатьевском и в других монастырях и храмах характеризуются определённым единством стиля, выделение «годуновской» школы носит достаточно условный характер, поскольку зачастую одни и те же иконописцы создавали произведения, относимые и к «годуновской» школе, и к противопоставляющейся ей «строгановской» школе иконописи.

Особенности

Ø Канонические образы соседствуют с изображениями, свидетельствующими о поисках новых средств выражения путём обращения к разным источникам (византийские и западные произведения живописи, впечатления живой натуры)

Ø Многофигурные сцены с попыткой дать толпу людей в виде компактной многоголовой группы, одна композиция часто содержит несколько эпизодов

Ø Сочетание плотных охряных, киноварно-красных и густых зеленовато-синих тонов

Ø Заметно желание передать материальность предметов, хотя в этом направлении делаются лишь первые шаги

Ø Фигуры представлены в разнообразных позах и быстрых движениях, излюбленный тип лица — с острым носиком и маленькими зоркими глазами.

 

Характерные произведения

Ø росписи Грановитой и Патриаршей палат Московского Кремля

Ø стенопись Троицкого собора в Вяземах

Ø стенопись церкви Благовещения в Сольвычегодске

Ø часть росписи Смоленского собора Новодевичьего монастыря, которая датируется концом XVI века

Ø роспись Троицкого собора в родовой вотчине Годуновых — Ипатьевском монастыре


«Строгановская» школа [2]

«Строгановская» школа иконописи — русская школа иконописи, сложившаяся в конце XVI века. «Строгановская» школа условно названа так потому, что некоторые иконы выполнялись по заказу именитых людей Строгановых, купцов-солепромышленников. К ней примыкали не только строгановские сольвычегодские иконники, но и московские, царские и патриаршие мастера – Прокопий Чирин, Никифор, Назарий, Фёдор и Истома Савины, Степан Арефьев и другие.

 «Строгановская» икона – небольшая по размеру, не столько моленный образ, сколько драгоценная миниатюра, рассчитанная на ценителя искусства. Для неё характерно тщательное, очень мелкое письмо, высокое мастерство рисунка, богатство орнаментации, обилие золота и серебра. Такова, например, икона «строгановской» школы Прокопия Чирина «Никита – воин» (1583 год). Его фигура хрупкая, тонкая, с подгибающимися коленями, затерянная в пустоте тёмного фона, очень далека от героических персонажей русского искусства XIV-XV веков. Заслуга «строгановских» мастеров в том-то, что они впервые в истории древнерусской живописи открыли красоту и поэтичность пейзажа. Особенно изыскано в этом отношении икона 20-30-х годов XVII века «Иоанн Предтеча в пустыне». Русское искусство этого столетия – явление крупное, художественно яркое и противоречивое. Оно завершает многовековой период русского средневековья и вплотную подходит к проблемам нового времени.

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: