Правительство и система образования

В первой половине XIX в. политика правительства в области образования была противоречивой. С одной стороны, оно пыталось установить жесткий контроль за системой просвещения, сохранить замкнутую сословную систему образования, оставить его привилегией господствующего класса. С другой стороны, потребность страны в чиновниках, технических и административных кадрах требовала совершенствования и расширения системы образования. Все это заставило правительство увеличить количество учебных заведений различных уровней, издать ряд законодательных актов, регламентирующих их деятельность, и создать органы управления просвещением и образованием.

В начале XIX в. наметилась либеральная линия в политике правительства в области образования. Однако она постепенно сменялась консервативной и даже реакционной. Нарушалось самоуправление (автономия), введенная университетским уставом 1804 г. Министерство просвещения, созданное в 1802 г., было в 1817 г. преобразовано в Министерство духовных дел и народного просвещения. Его задачей стало развивать христианское благочестие, строго следить за учебниками и системой преподавания на всех уровнях. Проверки деятельности Казанского, Московского, Петербургского и других университетов вылились в их "чистку" и разгром. Лучших профессоров обвинили в вольнодумстве, уволили и отдали под суд. Реакционная политика в области образования при Александре I была одним из проявлений "аракчеевщины".

Подобная линия продолжалась и при Николае I. В 1826 г. был создан Комитет по устройству учебных заведений. Его задачи: проверить все уставы учебных учреждений, выработать единые принципы просвещения, определить набор учебных дисциплин и пособий. Комитет разработал основные принципы правительственной политики в области образования. Законодательно они были закреплены в Уставе низших и средних учебных заведений 1828 г. Сословность, замкнутость, оторванность каждой ступени и, главное, ограничение в получении образования представителями низших сословий составляли сущность созданной системы образования. Это был один из рычагов сохранения господства дворян и удержания народа в покорности.

Реакция обрушилась и на вузы, сеть которых, тем не менее, была расширена в связи с потребностями в квалифицированных кадрах чиновников, инженеров, агрономов, юристов и других специалистов. Устав 1835 г. фактически ликвидировал автономию университетов и поставил их под жесткий контроль попечителей учебных округов, полиции и местных властей. Была повышена плата за обучение и сокращен набор студентов. Программы преподавания пересматривались, из них изымались философия и другие "отвлеченные" науки, не имевшие прикладного значения. Подавлялись инициатива и творчество, не согласованные с пожеланиями начальства. В вузах насаждалась казарменная дисциплина.

За нарушение распорядка студента могли посадить в карцер, исключить и даже отдать в солдаты. Такая политика тормозила не только развитие образования и науки, но и всей культуры России. К середине века явственно проявилась назревшая необходимость реформирования сложившейся системы образования.

Заключение.

Анализ исторических событий начала-середины XIX века позволяет сделать вывод, что несмотря на реальную, диктуемую самой действительностью необходимость изменения пути развития России, нужные стране реформы не были проведены ни Александром I, ни Николаем I. Деятельность этих двух императоров очень многим похожа. Энергия и стремления к изменениям, некоторый либерализм, построение проектов отмены крепостничества и даже конституции (при Александре I) в секретных комиссиях, и смена первоначального настроя этапом реакции. При Александре I к власти фактически приходит А.А.Аракчеев, благодаря жестокости которого его имя стало нарицательным, преемник императора начинает царствование с разгрома цвета дворянства на Сенатской площади и заканчивает гонениями на очаги развития общественной мысли (кружки, славянофилы, западники). Но именно время их правления ознаменовано небывалым подъемом общественной мысли, центральным вопросом стоял вопрос путей общественного развития страны.

Основные течения можно разделить на несколько. Официальное - стремящееся сохранить самодержавие, воплощенное в теории Уварова «самодержавие - православие - народность».

Помимо этого, в России было сильно течение славянофилов, в некоторых вопросах сходное с триадой Уварова. Основная мысль представителей этого течения - Россия обладает своим особым путем развития, который не совпадает с развитием стран Запада.

Западники, напротив, предлагали ориентироваться на страны Европы, дабы преодолеть отставание России в экономическом и политическом смыслах.

Еще одно течение, имеющее свою трактовку развития страны появилось в России в это время - социалистическое.

Наличие нескольких разных теорий говорит о сложности положения страны и о необходимости перемен.

Во внутренней политике конца первой половины 19 века реакционно-репрессивная линия еще больше усилилась. Россия стала образцом бюрократически-полицейского государства. Цензура свирепствовала, деятельность жандармов и Ш-го отделения устрашала всю страну. Однако это не снизило назревания в обществе антиправительственных настроений и ожидания реформ. В это время наблюдается огромный рост бюрократического аппарата. Правительство не решило ни одного важного государственного вопроса. Не были проведены преобразования в экономике, чтобы спасти хозяйство страны. Финансы были расстроены, вырос внешний и внутренний долг. К середине 50-х годов Россия оказалась "колоссом на глиняных ногах". Это предопределило провалы во внешней политике, поражение в Крымской войне 1853-1856 гг. Воина обнажила отсталость России, слабость ее промышленности косность высшего военного командования. Паровой флот союзников был в 10 раз больше русского.

Но при императорах Александре I и Николае I было так же сделано и много полезного. Были приняты законы облегчающие положение крестьян. Государственные крестьяне перестали быть обузой для государства. Многие крестьяне получили больше земли (часто за счёт переселения в необжитые районы). Много было сделано и в других областях человеческой жизни.

В целом же внутренняя политика в первой половине 19 века оказалось не эффективной, так как не был решён крестьянский вопрос. Крепостничество тормозило развитие страны. Императоры того времени понимали это, но не смогли сильно повлиять на ситуацию. Тем не менее, они сделали многое для того, чтобы реформы 60-х годов стали возможны.

 

 

Список использованной литературы

1. Горинов М.М., Горский А.А. и др. История России. Т.1. - М.: Владос, 1995.

2. Орлов А.С., Георгиев В.А. и др. История России. - М., 1996.

3. Сахаров А. Н. Александр I. — М.: Наука, 1998.

4. Чулков Г.И. Императоры: Психологические портреты, М.: Изд. "Московский рабочий", 1991. - 286 с.

5. Шильдер Н. К. Император Николай I, его жизнь и царствование. В 2-х кн. М., 1996.

6. Реформы и реформаторы царской России. / Под ред. Глебучева Т.В. - М.: Знание, 1996.

7. Александр I // Википедия: [web-сайт] <http://ru.wikipedia.org/wiki/Александр_I_(император_России)>

8. Николай I // Википедия: [web-сайт] <http://ru.wikipedia.org/wiki/Николай_I_(российский_император)

9. Потребительские хозяйства – родоначальники потребительской кооперации // Об обществе: [web-сайт] <http://www.apexd.ru/history/page1.htm>

 


[1] Александр I // Википедия: [web-сайт] <http://ru.wikipedia.org/wiki/Александр_I_(император_России)>

[2] Горинов М.М., Горский А.А. и др. История России. Т.1. - М.: Владос, 1995.

[3] Сахаров А. Н. Александр I. — М.: Наука, 1998.

[4] Шильдер Н. К. Император Николай I, его жизнь и царствование. В 2-х кн. М., 1996.

[5] Николай I // Википедия: [web-сайт] <http://ru.wikipedia.org/wiki/Николай_I_(российский_император)

[6] Николай I // Википедия: [web-сайт] <http://ru.wikipedia.org/wiki/Николай_I_(российский_император)

[7] Шильдер Н. К. Император Николай I, его жизнь и царствование. В 2-х кн. М., 1996.

[8] Орлов А.С., Георгиев В.А. и др. История России. - М., 1996.

[9] Горинов М.М., Горский А.А. и др. История России. Т.1. - М.: Владос, 1995.

[10] Николай I // Википедия: [web-сайт] <http://ru.wikipedia.org/wiki/Николай_I_(российский_император)

[11] Горинов М.М., Горский А.А. и др. История России. Т.1. - М.: Владос, 1995.

[12] Сахаров А. Н. Александр I. — М.: Наука, 1998.

[13] Реформы и реформаторы царской России. / Под ред. Глебучева Т.В. - М.: Знание, 1996.

[14] Сахаров А. Н. Александр I. — М.: Наука, 1998.

[15] Шильдер Н. К. Император Николай I, его жизнь и царствование. В 2-х кн. М., 1996.

[16] Реформы и реформаторы царской России. / Под ред. Глебучева Т.В. - М.: Знание, 1996.

[17] Горинов М.М., Горский А.А. и др. История России. Т.1. - М.: Владос, 1995.

[18] Орлов А.С., Георгиев В.А. и др. История России. - М., 1996.

[19] Орлов А.С., Георгиев В.А. и др. История России. - М., 1996.

[20] Сахаров А. Н. Александр I. — М.: Наука, 1998.

[21] Потребительские хозяйства – родоначальники потребительской кооперации // Об обществе: [web-сайт] <http://www.apexd.ru/history/page1.htm>

[22] Реформы и реформаторы царской России. / Под ред. Глебучева Т.В. - М.: Знание, 1996.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: