Диагностика сформированности навыков счета у детей подготовительной группы

 

Изучив психолого-педагогическую литературу по теме исследования нами было принято решение, провести эксперимент по выявлению уровня навыков счета у детей подготовительной группы ДОУ №1 г. Бузулука, Оренбургской области.

В процессе планирования и проведения эксперимента нами были поставлены следующие задачи:

- выявить умение считать в пределах 10 в прямом и обратном порядке;

- определить знание состава чисел из двух меньших; понимание отношений между рядом стоящими числами;

- определить знание порядкового счета и цифр;

- выявить умение считать группами, делить целое на равные части; считать на слух, решать прямые и по­вышенной трудности арифметические задачи на сложение и вычитание.

Оборудование.Диагностическая картинка (Приложение А), цветные ка­рандаши (красный, синий, желтый, зеленый, простой).

В эксперименте принимали участие 10 детей подготовительной группы, из них 5 мальчиков и 5 девочек.

Диагностика проводилась индивидуально с каждым ребенком. Детям был предложен ряд заданий, которые в процессе эксперимента они должны были выполнить.

Диагностические задания

1. Найди в левой верхней части страницы квадрат, равный одной клетке и закрашенный в черный цвет. От нижнего левого угла этого квадрата веди линию на две клетки влево. Теперь найди нижний правый угол квадрата. От него веди линию на две клетки вправо, затем две клетки вниз, пять клеток влево,
четыре клетки вверх, пять клеток вправо, две вниз.

2. Посмотри ниже: это цифры и геометрические фигуры. Посчитай, сколь­ко здесь четырехугольников. Цифру, соответствующую количеству четырех­угольников, подчеркни карандашом синего цвета. Теперь посчитай, сколько нарисовано многоугольников. Цифру, соответствующую количеству многоугольников, подчеркни карандашом красного цвета.

3. Найди десятую фигуру, отсчитывая, справа налево. Закрась ее в красный цвет. Отсчитывая фигуры слева направо, найди шестую и закрась ее в зеленый цвет.

4. Ниже геометрических фигур нарисованы карточки. На левой карточке цифра и квадраты. На ее нижней полоске нарисуй столько квадратов, сколько необходимо добавить, чтобы получить число семь.

5. Справа другая карточка, на ней белые круги. Посчитай их. На верхней полоске карточки нарисуй зеленых кругов на один меньше, чем белых. На нижней полоске нарисуй желтых кругов на один больше, чем белых.

6. Под карточками круги. Найди первый круг, считая слева направо. Лини­ей раздели его на две половины. Одну половину закрась красным цветом. Второй круг раздели на четыре части. Одну четверть закрась в зеленый цвет. Третий круг раздели тоже на четыре части. Три четверти закрась в синий цвет.

7. Под кругом слева три столбика. По ним ползут «улитки». Одна, самая маленькая, за день проползает всего одну клетку; вторая - две клетки, а
третья – три клетки в день. Измерь столбики при помощи клеточек и узнай,
через сколько дней каждая из них окажется наверху. Под столбиками есть
цифры. Цифру, соответствующую количеству дней, необходимых для первой улитки, подчеркни синим цветом, для второй - красным, для третьей зеленым.

8. Справа от столбиков записи задач. Я буду читать условия задач, тебе надо найтисоответствующую им запись, а затем решить. Полученный ответ нарисуй кружками. Рисуй их в ряд после знака «равно» в той записи, которую ты считаешь подходящей для данной задачи. Задачу слушай внимательно.

У девочки пять конфет. Ей дали еще одну. Сколько конфет стало у девочки?

В гараже стояли шесть машин. Две машины уехали по вызову. Сколько машин осталось в гараже?

В коробке лежало несколько карандашей. Один карандаш взяли, шесть
осталось в коробке. Сколько карандашей было сначала в коробке?

9. Найди в нижней части листа три больших квадрата. В первом квадрате
слева нарисуй столько треугольников, сколько раз я постучу (девять раз).

10. Во втором квадрате нарисуй круги. Их количество должно быть равно той цифре, которую я пропущу, называя числа в обратном порядке: 10, 9,8, 7,
6,4, 3, 2,1.

Для анализа и оценки диагностических заданий были определены уровни сформированности навыков счета у детей экспериментальной группы.

В процессе работы были выделены следующие уровни.

Высокий уровень. Ребенок выполняет все задания без помощи воспитателя. Ошибка допускается лишь в одном задании.

Средний уровень. Ребенок выполняет 5-6 заданий из 10. Иногда требует вспомогательных вопросов от воспитателя.

Низкий уровень. Ребенок выполняет менее 5 заданий. Затрудняется при выполнении задач, не всегда воспринимает помощь воспитателя.

По результатам выполнения заданий была составлена таблица сформированности навыков счета у детей подготовительной группы (Табл. 1).

Таблица 1









Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: