Подвассалы: слуги боярские, дети боярские

Вассал, служащий королю или крупному сеньеру, обыкновенно на западе имеет подвассалов (вавассеров или arriere-vassaux), служащих ему по тому же самому вассальному договору, каким он сам связан со своим сюзереном. Эта-то иерархия или лестница зависимых служебных отношений и составляет вторую основную черту феодализма.

Наш удельный боярин, вассальный слуга князя, наравне с своим западным товарищем феодалом, имеет своих слуг, подчиненных ему на тех же началах военной, вольной, договорной службы. Боярин, так же как западный вассал, должен был иметь своих военных слуг, потому что он исполнял вполне свое обязательство службы, только тогда, когда по призыву князя «садился на конь», являлся в военном снаряжении не один, а в сопровождении более или менее многочисленного отряда своих конных слуг и пеших людей.

О предшественниках удельных бояр, дружинниках, мы знаем, что виднейшие из них имели собственные дружины «отроков», не смешивавшиеся с дружиной княжеской. Дружина Игоря, по начальной летописи, завидовала дружине его боярина Свенельда, говоря: «Отроки Свенельда изоделися суть оружьем и порты, а мы нази» (945 г.). «Русская Правда» отличает от дружины княжеской «боярскую дружину».

Четыре-пять столетий спустя, в конце удельного периода, мы находим не менее ясные свидетельства о боярских дворах, о служилых людях бояр, служащих им на тех же основаниях, на каких сами бояре служат великим князьям. После покорения Великого Новгорода, по приказанию великого князя Ивана II!, были «распущены из княжеских дворов и из боярских служилые люди», и этим боярским служилым людям московский государь дает поместья, переводя их из боярской зависимости (mouvance) в непосредственную зависимость от самого себя, из «боярского двора» в «двор государев».

Такое же ясное указание на боярских слуг и на вассальный характер их службы дает тверская писцовая книга 1540 года. Термин «служить» имеет в этой книге специальный смысл службы военной, и на ряду со многими детьми боярскими, помещиками и вотчинниками, в ней названо много детей боярских, «служащих» не великому князю, но зависящим от него князьям, боярам и тверскому архиепископу. Например: «Иван служит царю и великому князю, а Богдан служит владыке тверскому»: «Огарок служит князю С. И. Микулинскому, а Шестой служит В. П. Борисову». Число лиц, служивших архиепископу, князьям и боярам, равняется половине числа лиц, служивших великому князю.

От более древнего времени находим указание на подвассалов в великокняжеской грамоте, написанной около 1400 года. Великий князь Василий Дмитриевич так говорит в этой грамоте о военной, вассальной службе бояр и слуг митрополиту: «А про войну, коли яз сам великий князь сяду на конь, тогда и митрополичим боярам и слугам». И при этом, как бы подчеркивая вассальный характер службы митрополичьих бояр, великий князь постановляет, что они должны идти на войну «под стягом великого князя», но «под митрополичьим воеводою». Митрополичьи бояре и слуги составляли, таким образом, в походе особый отряд, под начальством своего воеводы, и лишь чрез его посредство подчиненный великому князю. Здесь даже в военном походном распорядке охраняется известный принцип вассальных отношений: «вассал моего вассала не есть мой вассал», или если перевести эти слова соответствующими древнерусскими: «слуга моего слуги несть мой слуга». Феодальный характер службы митрополичьих и архирейских бояр хорошо определяет Каптерев, подобно многим нашим историкам, не сознающий этого значения своих выводов из источников или не находящий нужным его отметить. «Архирейские бояре, – говорит он, – в древнейшее время ничем не разнились от бояр княжеских по своему происхождению и по своему общественному положению... Они поступали на службу к архиереям точно так же и на тех же условиях, как и к князьям, т. е. с обязательством отбывать военную повинность и нести службу при дворе архиерея, за что получали от него в пользование земли». Бояре служат архиереям на тех же самых основаниях, как и великим князьям, то есть по вассально-служебному договору. На тех же основаниях, по тому же договору служили боярам их слуги, подвассалы. Эти боярские слуги назывались в удельное время детьми боярскими. <…>

 

IV. Служба с земли.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: