В учебно-исследовательской деятельности студентов главное значение имеют рефераты, курсовые и выпускные квалификационные работы. Их успешное исполнение зависит от методологической культуры. Она предполагает знание педагогом определенных методологических норм, или правил научного познания, умение их применять в процессе решения педагогических задач.[3,c. 11]
Работа с научной литературой и исследовательская деятельность являются необходимой частью овладения студентами профессией. Реферат, курсовая работа, выпускная квалификационная работа -виды учебно-исследовательской работы студентов, являющиеся формами отчетности и контроля знаний студентов, доказательством их знаний по избранной теме или проблеме.
Реферат — это краткое изложение в письменной форме или в виде публичного доклада содержания научного труда (трудов), литературы по конкретной теме.
Это самостоятельная научно-исследовательская работа студента, где раскрывается суть исследуемой им проблемы.
Курсовая работа - более глубокое и объемное исследование проблемы курса, первая ступенька в овладении методикой исследовательской работы. Она помогает студенту расширить, обобщить и систематизировать знания по психолого-педагогическим и методическим проблемам.
Выпускная квалификационная работа (ВКР) - форма проверки качества подготовки специалиста. В процессе ее выполнения студент углубляет, расширяет и систематизирует знания по избранной психолого-педагогической проблеме, совершенствует навыки самообразования и исследования.
Овладение элементами исследовательской деятельности является частью профессиональной подготовки педагогов. Студенты приобретают умения, необходимые для решения как практических, так и исследовательских задач:
видеть проблему и соотносить с ней фактический материал;
выдвинуть гипотезу и осуществить мысленный эксперимент;
анализировать ход поиска решения задач.
Помимо этого студенты в процессе выполнения курсовых и выпускных квалификационных работ учатся пользоваться библиографическими указателями, изучают определенный минимум литературы по избранной теме и накапливают нужную информацию. А также излагают состояние изучаемого вопроса, собирают, анализируют и обобщают передовой педагогический опыт в различных типах образовательных учреждений, усваивают сущность некоторых методов научного исследования и принципы разработки собственных элементарных методик исследования, включаются в опытно-экспериментальную работу, обрабатывают полученный эмпирический материал, из которого делают соответствующие выводы.
В стенах педагогических учебных заведений студенты делают лишь первые шаги в исследовательской деятельности. Все перечисленные умения являются частью методологической культуры. Чем лучше они сформированы, тем выше качество студенческого исследования и уровень профессиональной подготовки выпускника.
Заключение
Я считаю, что научно исследовательская работа студентов является важным фактором при подготовке молодого специалиста.
Она развивает самые главные качества в студенте, такие как - самостоятельность суждений, умение концентрироваться, постоянно обогащать собственный запас знаний, обладать многосторонним взглядом на возникающие проблемы, просто уметь целенаправленно и вдумчиво работать.
А также помогает студентам овладеть очень важными для исследователя умениями, а именно: научиться работать с научным текстом, выделять в нем главное, существенное, формулировать как свои, так и чужие высказывания кратко и своими словами, логично выстраивать и систематизировать изученный материал.
Список использованной литературы
1. Галагузова Ю.Н., Штинова Г.Н.Азбука студента. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. - 80 с.
2. Исследовательская деятельность студентов: Учебное пособие / Авт.-сост. Т.П. Сальникова. - М.: ТЦ Сфера, 2005. -96 с.
3. Е. В. Бережнова Основы учебно-исследовательской деятельности студентов: учебник для студ. сред. учеб. заведений / Е. В. Бережнова, В. В. Краевский. 5-е изд., стер. —-М.: Издательский центр «Академия», 2008. — 128 с.
4. Тесля А. И. Социальное образование: академические стратегии: монография/ А. И. Тесля, В.Н. Клипинина.- Мн. УП «Технопринт»,2004.- 406 с.