10
В этом резюме основные уроки, которые следует усвоить по каждому разделу, представлены в форме рекомендаций по оптимальным практическим решениям. Проблемы, их окружающие, даны в основной части текста.
I. ЗЕМЛЯ И УПРАВЛЕНИЕ ЗЕМЕЛЬНЫМИ РЕСУРСАМИ
Первая глава дает картину в виде общего обзора управления земельными ресурсами.
I A. Земля в основе устойчивого развития
Следует понимать, что земля находится в основе устойчивого развития. Работа руководителя в сфере управления земельными ресурсами является средством, ведущим к цели, а именно, к хорошему управлению на высшем уровне. Хорошее практическое решение будет признавать, что:
• хорошее управление на высшем уровне, частная собственность на землю и гарантии собственности взаимосвязаны и вместе взятые формируют основу устойчивого социального и экономического развития;
• права на землю распространяются вниз под поверхность земли, вверх в небо и относятся ко всему имуществу, прочно связанному с землей;
|
|
• право собственности на землю, стоимость и использование земли взаимосвязаны.
I B. Реестры земель и кадастр
Кадастр и реестры земель обеспечивают основу для устойчивого развития тем, что они получают ключевую информацию о земле и ее свойствах, придают ей юридическую силу и делают ее доступной. Хорошее практическое решение будет признавать, что:
• функция регистрации правового титула на землю должна обеспечивать надежную и достоверную основу для приобретения прав на землю, обладания и распоряжения ими;
• система должна быть беспристрастной и те, кто ее обслуживают, не должны иметь никаких конфликтов интересов;
• функция кадастра состоит в том, чтобы собирать и делать доступной графическую и текстовую информацию в поддержку регистрации правового титула, оценки недвижимости и рационального использования земель;
• должна поддерживаться обязательная регистрация правового титула на землю;
• многоцелевая система земельного кадастра и регистрации земель создает новые возможности для повышения стоимости данных, связанных с землей, и их использования внутри страны и на международных рынках;
• органы регистрации земель и кадастра должны обеспечить свободный доступ к своим учетным данным и сделать информацию о земле широкодоступной;
• хотя поземельными книгами, кадастром и реестрами закладных и обременений могут управлять разные организации, желательна интегрированная система либо в одной организации, либо с использованием связей через электронные средства.
I C. Управление земельными ресурсами и земельная политика
|
|
Управление земельными ресурсами должно осуществляться в рамках национальной земельной политики, которая определяет, как должна использоваться земля, чтобы
11
решить социальные и экономические задачи. Хорошее практическое решение будет признавать, что:
• управление земельными ресурсами включает учет и распространение информации о праве собственности на землю, ее стоимости и использовании;
• право собственности относится к обладанию правами на землю; стоимость обычно касается рыночной стоимости; использование относится к правам пользования и получения прибыли от земли; системы управления земельными ресурсами должны ориентироваться на потребности пользователей данных. Информация, хранимая в системе, должна быть достаточной, чтобы удовлетворить потребности пользователей и должна содержаться в актуальном состоянии. Несущественные данные следует исключить;
• нет какого-то одного решения для управления земельными ресурсами, которое пригодно для всех стран. Тем не менее, важно понять международные тенденции и быть готовым к более широкому международному сотрудничеству на развивающихся глобальных земельных рынках.
I D. Землеустройство
Землеустройство является приложением земельной информации к земельным ресурсам. Оно представляет собой комплекс процессов, которые затрагивают множество дисциплин и профессий. Хорошее практическое решение будет признавать, что:
• землеустройство – это процесс приведения физических ресурсов земли втакое состояние, чтобы получить хороший результат;
• управление земельными ресурсами является частью инфраструктуры, которая поддерживает хорошее землеустройство. Его следует рассматривать как средство достижения цели, а не самоцель;
• решения по землеустройству могут контролироваться разными ведомствами, что приводит к разной земельной политике. Должны быть разработаны механизмы, чтобы обеспечить последовательность ее реализации.
I E. Земельная реформа
Земельная реформа – это термин, который интерпретируется разными способами в зависимости от контекста, в котором он применяется. С точки зрения управления земельными ресурсами, он означает восстановление прав на землю, создание новых прав или перераспределение существующих прав. Хорошее практическое решение будет признавать, что:
• земельные реформы могут происходить в городских районах и в сельской местности. Земельная реформа не является исключительно деятельностью в сельскохозяйственной отрасли;
• земельные реформы в городских и сельских районах взаимозависимы и будут влиять друг на друга. Управленцы должны понимать связи между городом и деревней;
• понимание более широких аспектов землеустройства и земельной реформы является существенным для надлежащего управления земельными ресурсами, но не составляет его сущность.