Правовое регулирование и основные направления деятельности Федеральной службы безопасности Российской Федерации

Правовая основа деятельности федеральной службы безопасности является фундаментальной частью правового регулирования указанной деятельности. Посредством правовых норм, содержащихся в источниках, названных в комментируемой статье, регулируются общественные отношения между государством, в лице органов федеральной службы безопасности, их должностных лиц и сотрудников, и гражданином в целях защиты жизненно важных интересов личности, общества и государства от противоправной деятельности иностранных государств, их специальных служб, организаций и отдельных лиц, а также от преступных посягательств субъектов уголовно-правового преследования на территории России[37].

К основным нормативным источникам регулирования деятельности федеральной службы безопасности отнесены Конституция РФ, Федеральный закон "О федеральной службе безопасности", другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации. Таким образом, регулирование деятельности федеральной службы безопасности осуществляется исключительно на федеральном уровне. Субъекты РФ не вправе вмешиваться в эту сферу правового регулирования.

В соответствии с п. "м" ст. 71 Конституции РФ безопасность находится в ведении Российской Федерации. Это положение является определяющим в деятельности федеральной службы безопасности и из него, собственно, и исходят положения комментируемой статьи, закрепляющей в качестве правовой основы деятельности федеральной службы безопасности только нормативные правовые акты, принятые на уровне Российской Федерации.

Правовую основу деятельности федеральной службы безопасности составляют как законы, так и подзаконные нормативные акты.

Конституция Российской Федерации как комплексный источник, обладая высшей юридической силой и прямым действием, распространяется и на вышеназванные отношения. Ей, в свою очередь, не должны противоречить все иные нормативные акты, составляющие правовую основу деятельности федеральной службы безопасности.

Федеральный закон "О федеральной службе безопасности" определяет назначение, состав, правовые основы и принципы деятельности федеральной службы безопасности, направления деятельности, полномочия, силы и средства органов федеральной службы безопасности, а также порядок контроля и надзора за деятельностью органов федеральной службы безопасности[38].

К другим федеральным законам, регламентирующим деятельность ФСБ России можно отнести, например, следующие:

Кодекс РФ об административных правонарушениях, регулирующий порядок производства по делам об административных правонарушениях, которые, в том числе, вправе возбуждать и рассматривать и органы федеральной службы безопасности;

Уголовно-процессуальный кодекс РФ, так как органы федеральной службы безопасности наделены правом дознания и предварительного следствия по делам о преступлениях, отнесенных к их ведению;

Закон РФ от 5 марта 1992 г. N 2446-I "О безопасности", закрепляющий правовые основы обеспечения безопасности личности, общества и государства, определяющий систему безопасности и ее функции, устанавливающий порядок организации и финансирования органов обеспечения безопасности, а также контроля и надзора за законностью их деятельности. Статья 12 данного закона "Силы и средства обеспечения безопасности" закрепляет, что "силы обеспечения безопасности включают в себя: федеральные органы безопасности";

Закон РФ от 1 апреля 1993 г. N 4730-I "О государственной границе", закрепляющий в ст. 28, что ФСБ РФ совместно с федеральными органами исполнительной власти организует и обеспечивает в пределах своих полномочий защиту и охрану Государственной границы на суше, море, реках, озерах и иных водных объектах и т.д.;

Закон РФ от 21 июля 1993 г. N 5485-I "О государственной тайне", определяющий, что органы федеральной службы безопасности осуществляют защиту государственной тайны;

Федеральный закон от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности", закрепляющий право осуществлять оперативно-розыскную деятельность в отношении оперативных подразделений органов федеральной службы безопасности;

Федеральный закон от 10 января 1996 г. N 5-ФЗ "О внешней разведке", регулирующий одно из основных направлений деятельности органов федеральной службы безопасности - разведывательную деятельность;

Федеральный закон от 6 марта 2006 г. N 35-ФЗ "О противодействии терроризму", также регулирующий основное направление деятельности органов федеральной службы безопасности - борьбу с терроризмом;

иные федеральные законы, что вполне понятно, поскольку в условиях динамичного развития государства и общества столь же динамично формируется и федеральное законодательство, в том числе, регулирующее отдельные вопросы деятельности органов федеральной службы безопасности"[39].

К подзаконным нормативным актам, составляющим правовую основу деятельности федеральной службы безопасности относятся указы и распоряжения Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ, ведомственные нормативные акты, принимаемые, в том числе и непосредственно ФСБ РФ.

Президент РФ, осуществляя непосредственное руководство деятельностью ФСБ РФ непосредственно утверждает Положение о Федеральной службе безопасности РФ. Поэтому правовую основу деятельности ФСБ РФ составляет Указ Президента РФ от 11 августа 2003 г. N 960 "Вопросы Федеральной службы безопасности РФ" и другие указы Президента РФ по отдельным вопросам деятельности службы и вопросам безопасности в целом;

Указ Президента РФ от 12 мая 2009 г. N 537 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года";

Указ Президента РФ от 9 июня 2001 года N 678 "О предоставлении права на получение отсрочки от призыва на военную службу гражданам Российской Федерации, поступившим на работу в научно-исследовательские подразделения Центра специальной техники Федеральной службы безопасности Российской Федерации" и т.д[40].

Правительство РФ, осуществляя руководство исполнительной властью в Российской Федерации, также принимает различные нормативные акты, как по вопросам безопасности в целом, так и по вопросам деятельности ФСБ РФ, в частности. Так, правовую основу деятельности федеральной службы безопасности составляют, например, следующие акты Правительства РФ:

- постановление Правительства РФ от 27 августа 2005 г. N 538 "Об утверждении Правил взаимодействия операторов связи с уполномоченными государственными органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность";

- постановление Правительства РФ от 17 декабря 2002 г. N 897 "Об утверждении Типового положения о находящемся в государственной собственности служебном жилищном фонде, переданном в оперативное управление органам внутренних дел, органам федеральной службы безопасности, органам по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенным органам Российской Федерации и внутренним войскам Министерства внутренних дел Российской Федерации";

- постановление Правительства РФ от 29 декабря 2007 г. N 957 "Об утверждении Положений о лицензировании отдельных видов деятельности, связанных с шифровальными (криптографическими) средствами" и др.

ФСБ РФ вправе издавать в пределах своих полномочий нормативные акты, также относящиеся к собственным правовым основам деятельности, например:

- приказ ФСБ РФ от 11 декабря 2007 г. N 695 "Об утверждении Инструкции о порядке присвоения воинских званий отдельным категориям военнослужащих, граждан при поступлении на военную службу в органы федеральной службы безопасности";

- приказ ФСБ РФ от 23 декабря 2008 г. N 631 "Об утверждении Инструкции об организации деятельности пограничных органов по административному выдворению за пределы Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства";

- приказ ФСБ РФ от 18 сентября 2008 г. N 464 "Об утверждении Регламента Федеральной службы безопасности Российской Федерации";

- приказ ФСБ РФ от 10 марта 2009 г. N 90 "Об утверждении административного регламента Федеральной службы безопасности Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по организации исполнения запросов по архивным документам" и др.

Деятельность федеральной службы безопасности осуществляется также в соответствии с международными договорами Российской Федерации. При этом Конституция РФ в ч. 4 ст. 15 говорит о том, что если международными договорами Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

В соответствии с Федеральным законом "О Федеральной службе безопасности" Федеральная служба безопасности - единая централизованная система органов Федеральной службы безопасности, осуществляющая решение в пределах своих полномочий задач по обеспечению безопасности Российской Федерации. Руководство деятельностью федеральной службы безопасности осуществляется Президентом Российской Федерации[41].

Управление Федеральной службой безопасности осуществляется руководителем федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности через указанный федеральный орган и его территориальные органы. Руководитель федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности в статусе Министра РФ назначается на должность и освобождается от должности Президентом Российской Федерации.

К органам Федеральной службы безопасности относятся:

- федеральный орган исполнительной власти в области обеспечения безопасности - ФСБ России;

- управления (отделы) ФСБ по отдельным регионам и субъектам Российской Федерации (территориальные органы безопасности);

- управления (отделы) ФСБ в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях, а также в их органах управления (органы безопасности в войсках);

- управления (отделы, отряды) ФСБ по пограничной службе (пограничные органы);

- другие управления (отделы) ФСБ, осуществляющие отдельные полномочия данного органа или обеспечивающие деятельность органов Федеральной службы безопасности (другие органы безопасности);

- авиационные подразделения, центры специальной подготовки, подразделения специального назначения, предприятия, образовательные учреждения, научно-исследовательские, экспертные, судебно-экспертные, военно-медицинские и военно-строительные подразделения и иные учреждения и подразделения, предназначенные для обеспечения деятельности Федеральной службы безопасности.

Территориальные органы безопасности, органы безопасности в войсках, пограничные органы и другие органы безопасности являются территориальными органами федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности и находятся в его прямом подчинении.

Деятельность органов Федеральной службы безопасности осуществляется на основе следующих принципов: законности; уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина; гуманизма; единства системы органов федеральной службы безопасности и централизации управления ими; конспирации, сочетания гласных и негласных методов и средств деятельности. Государство гарантирует соблюдение прав и свобод человека и гражданина при осуществлении органами федеральной службы безопасности своей деятельности. Не допускается ограничение прав и свобод человека и гражданина, за исключением случаев, предусмотренных федеральными конституционными законами и федеральными законами[42].

Деятельность органов Федеральной службы безопасности по обеспечению безопасности осуществляется по следующим основным направлениям:

- контрразведывательная деятельность;

- борьба с терроризмом;

- борьба с преступностью;

- разведывательная деятельность;

- пограничная деятельность;

- обеспечение информационной безопасности.

Контрразведывательная деятельность - деятельность, осуществляемая органами Федеральной службы безопасности и их подразделениями (органы контрразведки), а также должностными лицами указанных органов и подразделений посредством проведения контрразведывательных мероприятий в целях выявления, предупреждения, пресечения разведывательной и иной деятельности специальных служб и организаций иностранных государств, а также отдельных лиц, направленной на нанесение ущерба безопасности Российской Федерации.

Основаниями для проведения органами контрразведки контрразведывательных мероприятий являются:

а) наличие данных о признаках разведывательной и иной деятельности специальных служб и организаций иностранных государств, а также отдельных лиц, направленной на нанесение ущерба безопасности Российской Федерации;

б) необходимость получения сведений о событиях или действиях, создающих угрозу безопасности Российской Федерации;

в) необходимость обеспечения защиты сведений, составляющих государственную тайну;

г) необходимость изучения (проверки) лиц, оказывающих или оказывавших содействие органам Федеральной службы безопасности на конфиденциальной основе;

д) необходимость обеспечения собственной безопасности;

е) запросы специальных служб, правоохранительных органов и иных организаций иностранных государств, международных организаций в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

В процессе контрразведывательной деятельности проводятся гласные и негласные мероприятия, особый характер которых определяется условиями этой деятельности. Порядок проведения контрразведывательных мероприятий устанавливается нормативными правовыми актами Федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности[43].

Проведение контрразведывательных мероприятий, ограничивающих права граждан на неприкосновенность жилища, на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электрической и почтовой связи, допускается только на основании постановления судьи и в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

При необходимости проведения таких мероприятий руководитель органа контрразведки или его заместитель возбуждает перед судом соответствующее ходатайство. Рассмотрев ходатайство, судья выносит одно из следующих постановлений:

- о допустимости проведения контрразведывательных мероприятий, ограничивающих конституционные права граждан;

- об отказе в проведении контрразведывательных мероприятий, ограничивающих конституционные права граждан.

Срок действия вынесенного судьей постановления исчисляется в сутках со дня его вынесения и не может превышать 180 суток, если судьей не принято иное решение. При этом течение срока не прерывается. При необходимости продления срока действия постановления судья выносит решение на основании вновь представленных материалов[44].

В неотложных случаях, когда промедление может привести к совершению тяжкого или особо тяжкого преступления либо когда имеются данные об угрозе государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации, на основании мотивированного постановления руководителя органа контрразведки или его заместителя при проведении контрразведывательных мероприятий допускается ограничение конституционных прав граждан без предварительного судебного постановления с обязательным уведомлением судьи в течение 24 часов с момента ограничения конституционных прав граждан. Орган контрразведки в течение 48 часов с момента ограничения конституционных прав граждан обязан получить постановление судьи о таком ограничении либо отменить указанное ограничение.

Борьба с терроризмом - деятельность, осуществляемая органами Федеральной службы безопасности и их подразделениями (органы по борьбе с терроризмом), а также должностными лицами указанных органов и подразделений по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористических актов посредством проведения оперативно-боевых и иных мероприятий.

Основаниями для проведения органами по борьбе с терроризмом мероприятий по борьбе с терроризмом являются:

а) необходимость пресечения террористического акта;

б) необходимость выявления лиц, причастных к подготовке и совершению террористического акта;

в) необходимость добывания информации о событиях или действиях, создающих угрозу терроризма.

В борьбе с терроризмом проводятся гласные и негласные, оперативно-боевые и иные мероприятия, особый характер которых определяется условиями борьбы с терроризмом. Порядок проведения указанных мероприятий устанавливается нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности.

Органы по борьбе с терроризмом осуществляют свою деятельность в соответствии с законодательством об оперативно-розыскной деятельности, уголовным и уголовно-процессуальным законодательством и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Проведение мероприятий по борьбе с терроризмом, ограничивающих права граждан на неприкосновенность жилища, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений граждан, допускается только на основании постановления судьи, получаемого в порядке, предусмотренном для получения судебного решения о допустимости проведения контрразведывательных мероприятий, ограничивающих конституционные права граждан на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электрической и почтовой связи, на неприкосновенность жилища, и на основании мотивированного ходатайства руководителя органа по борьбе с терроризмом или его заместителя.

В неотложных случаях, когда промедление может привести к совершению террористического акта и поставить под угрозу жизнь и здоровье граждан либо когда имеются данные, позволяющие предполагать, что в жилом помещении совершается или совершен террористический акт, либо когда осуществляется преследование лица, подозреваемого в причастности к совершению террористического акта, сотрудники органа по борьбе с терроризмом имеют право беспрепятственно входить в жилое помещение, а также приостанавливать оказание услуг связи юридическим и физическим лицам или ограничивать использование сетей связи и средств связи. Орган по борьбе с терроризмом в течение 24 часов с момента ограничения права граждан на неприкосновенность жилища или с момента приостановления оказания услуг связи юридическим и физическим лицам или ограничения использования сетей связи и средств связи обязан уведомить об этом прокурора[45].

Подразделения специального назначения органов Федеральной службы безопасности по решению Президента Российской Федерации могут использоваться против находящихся за пределами территории Российской Федерации террористов и их баз для устранения угрозы безопасности Российской Федерации.

Органы Федеральной службы безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляют борьбу с преступностью. В этих целях они проводят оперативно-розыскные мероприятия по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию шпионажа, организованной преступности, коррупции, незаконного оборота оружия и наркотических средств, контрабанды, представляющих угрозу безопасности Российской Федерации, и преступлений, дознание и предварительное следствие по которым отнесены законом к их ведению, а также по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию деятельности незаконных вооруженных формирований, преступных групп, отдельных лиц и общественных объединений, ставящих своей целью насильственное изменение конституционного строя Российской Федерации. На органы Федеральной службы безопасности федеральными законами и иными нормативными правовыми актами федеральных органов государственной власти могут возлагаться и другие задачи в сфере борьбы с преступностью.

Деятельность органов Федеральной службы безопасности в сфере борьбы с преступностью осуществляется в соответствии с законодательством об оперативно-розыскной деятельности, уголовным и уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации.

Управления (отделы, отряды) ФСБ по пограничной службе (пограничные органы) осуществляют пограничную деятельность. Направлениями пограничной деятельности являются:

- защита и охрана Государственной границы Российской Федерации в целях недопущения противоправного изменения прохождения Государственной границы Российской Федерации, обеспечения соблюдения физическими и юридическими лицами режима Государственной границы Российской Федерации, пограничного режима и режима в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации;

- защита и охрана экономических и иных законных интересов Российской Федерации в пределах приграничной территории, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации, а также охрана за пределами исключительной экономической зоны Российской Федерации запасов анадромных видов рыб, образующихся в реках Российской Федерации.

Обеспечение информационной безопасности - деятельность органов Федеральной службы безопасности, осуществляемая ими в пределах своих полномочий:

- при формировании и реализации государственной и научно-технической политики в области обеспечения информационной безопасности, в том числе с использованием инженерно-технических и криптографических средств;

- при обеспечении криптографическими и инженерно-техническими методами безопасности информационно-телекоммуникационных систем, а также систем шифрованной, засекреченной и иных видов специальной связи в Российской Федерации и ее учреждениях, находящихся за пределами Российской Федерации.

Федеральным законом "О Федеральной службе безопасности" определена компетенция органов Федеральной службы безопасности[46].

Органы Федеральной службы безопасности обязаны:

- информировать Президента Российской Федерации, Председателя Правительства Российской Федерации и по их поручениям федеральные органы государственной власти, а также органы государственной власти субъектов Российской Федерации об угрозах безопасности Российской Федерации;

- выявлять, предупреждать, пресекать разведывательную и иную деятельность специальных служб и организаций иностранных государств, а также отдельных лиц, направленную на нанесение ущерба безопасности Российской Федерации;

- выявлять, предупреждать, пресекать и раскрывать преступления, дознание и предварительное следствие по которым отнесены законодательством Российской Федерации к ведению органов Федеральной службы безопасности, а также осуществлять розыск лиц, совершивших указанные преступления или подозреваемых в их совершении;

- выявлять, предупреждать, пресекать, раскрывать и расследовать готовящиеся, совершающиеся и совершенные террористические акты, а также добывать информацию о событиях или действиях, создающих угрозу терроризма;

- разрабатывать и осуществлять во взаимодействии с другими государственными органами меры по борьбе с коррупцией, незаконным оборотом оружия и наркотических средств, контрабандой, деятельностью незаконных вооруженных формирований, преступных групп, отдельных лиц и общественных объединений, ставящих своей целью насильственное изменение конституционного строя Российской Федерации;

- обеспечивать в пределах своих полномочий безопасность в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях, их органах управления, а также осуществлять ряд других функций;

- обеспечивать в пределах своих полномочий безопасность объектов оборонного комплекса, атомной энергетики, транспорта и связи, жизнеобеспечения крупных городов и промышленных центров, других стратегических объектов, а также безопасность в сфере космических исследований, приоритетных научных разработок;

- осуществлять в пределах своих полномочий меры по обеспечению защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации, защиты и охраны экономических и иных законных интересов Российской Федерации в пределах приграничной территории, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации, а также меры по государственному контролю в сфере охраны морских биологических ресурсов, а также осуществлять ряд других функций.

Органы Федеральной службы безопасности имеют право:

- устанавливать на конфиденциальной основе отношения сотрудничества с лицами, давшими на то согласие;

- использовать специальные методы и средства при осуществлении контрразведывательной и разведывательной деятельности, а также при проведении мероприятий по борьбе с терроризмом;

- проводить оперативно-розыскные мероприятия по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию шпионажа, организованной преступности, коррупции, незаконного оборота оружия и наркотических средств, контрабанды, представляющих угрозу безопасности Российской Федерации, и преступлений, дознание и предварительное следствие по которым отнесены законодательством Российской Федерации к ведению органов Федеральной службы безопасности, а также по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию деятельности незаконных вооруженных формирований, преступных групп, отдельных лиц и общественных объединений, ставящих своей целью насильственное изменение конституционного строя Российской Федерации;

- осуществлять специальные операции по пресечению террористической деятельности (оперативно-боевую деятельность), а также создавать и использовать специальные методики и средства для их осуществления; имеют ряд других прав, определенных законодательством[47].

Федеральная служба безопасности Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное управление в области обеспечения безопасности Российской Федерации. Эта Служба непосредственно реализует основные направления деятельности органов Федеральной службы безопасности, а также координирует контрразведывательную деятельность федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на ее осуществление.

Президент Российской Федерации руководит деятельностью ФСБ России, утверждает Положение о Федеральной службе безопасности Российской Федерации и структуру органов Федеральной службы безопасности.

Деятельность ФСБ России осуществляется на основе принципов законности, централизации управления органами Федеральной службы безопасности, уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина, гуманизма, уважения суверенитета, территориальной целостности государств и нерушимости их границ, мирного разрешения пограничных споров, взаимовыгодного сотрудничества с компетентными органами иностранных государств, конспирации, сочетания гласных и негласных методов и средств деятельности.

ФСБ России для выполнения задач, возложенных на органы безопасности, и обеспечения их деятельности создает в установленном порядке структурные подразделения ФСБ России, территориальные органы безопасности, органы безопасности в войсках, пограничные органы, другие органы безопасности, подразделения и организации, необходимые для реализации задач, возложенных федеральным законодательством на органы безопасности, центры специальной подготовки, авиационные подразделения, а также подразделения специального назначения[48].

Основными задачами ФСБ России являются:

1. Управление органами безопасности, а также организация их деятельности.

2. Информирование Президента Российской Федерации, Председателя Правительства Российской Федерации, а также по их поручениям - федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации об угрозах безопасности Российской Федерации.

3. Организация выявления, предупреждения и пресечения разведывательной и иной деятельности специальных служб и организаций иностранных государств, отдельных лиц, направленной на нанесение ущерба безопасности Российской Федерации.

4. Координация осуществляемых федеральными органами исполнительной власти контрразведывательных мероприятий и мер по обеспечению собственной безопасности.

5. Организация выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений, осуществление досудебного производства по которым отнесено к ведению органов безопасности.

6. Организация в пределах своих полномочий во взаимодействии с федеральными органами государственной власти борьбы с организованной преступностью, коррупцией, контрабандой, легализацией преступных доходов, незаконной миграцией, незаконным оборотом оружия, боеприпасов, взрывчатых и отравляющих веществ, наркотических средств и психотропных веществ, специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, а также противодействия экстремистской деятельности, в том числе деятельности незаконных вооруженных формирований, преступных сообществ и групп, отдельных лиц и общественных объединений, ставящих своей целью организацию вооруженного мятежа, насильственное изменение конституционного строя Российской Федерации, насильственный захват или насильственное удержание власти.

7. Организация и осуществление борьбы с терроризмом и обеспечение борьбы с диверсионной деятельностью.

8. Осуществление в пределах своих полномочий разведывательной деятельности.

9. Организация в пределах своих полномочий и во взаимодействии с органами внешней разведки Российской Федерации добывания и обработки разведывательной информации.

10. Организация осуществления мер, отнесенных федеральным законодательством к полномочиям федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области защиты и охраны государственной границы.

11. Обеспечение в пределах своих полномочий защиты сведений, составляющих государственную тайну, и противодействия иностранным организациям, осуществляющим техническую разведку.

12. Обеспечение производства по делам об административных правонарушениях, рассмотрение которых отнесено Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях к ведению органов безопасности.

13. Организация оказания содействия федеральным органам государственной власти и органам государственной власти субъектов Российской Федерации в реализации мер, осуществляемых в интересах обеспечения безопасности Российской Федерации, повышения ее экономического, научно-технического и оборонного потенциала.

14. Формирование и реализация в пределах своих полномочий государственной и научно-технической политики в области обеспечения информационной безопасности.

15. Организация в пределах своих полномочий обеспечения криптографической и инженерно-технической безопасности информационно-телекоммуникационных систем, а также систем шифрованной, засекреченной и иных видов специальной связи в Российской Федерации и ее учреждениях за рубежом.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: