Некоторые аспекты экономической безопасности региона

Приоритетными для этого региона в сфере экономического обеспечения национальной безопасности России являются:

структурная модернизация экономики;

закрепление населения;

обеспечение энергетической безопасности региона и увеличение его энергетического потенциала;

рациональное использование минерально-сырьевой базы;

интеграция в экономическую систему АТР;

развитие международных транспортных коридоров, системы экспортной поставки нефти и газа.

Достаточно долгое время в отечественной региональной политике и экономической науке господствовала идея «сжатия экономической ойкумены России», то есть, прекращения государственных инвестиций в развитие северных и дальневосточных территорий. Некоторые российские умы пришли к заключению, что надо направить усилия государства только на развитие центральных и западных областей России. Поскольку, по мнению этих ученых, ресурсов у современной России слишком мало для содержания всех территорий, надо придать им статус резервных, запасных, а основные ресурсы направить на развитие обжитых старопромышленных районов и на время оставить Дальний Восток и Север.

Другие считали, что такую политику окончательной потерей для России дальневосточных и северных территорий.

Не случайно Федеральная целевая президентская программа экономического и социального развития Дальнего Востока и Забайкалья на 1996 - 2005 гг. и до 2010 г. определила среди основных направлений вовлечение региона в мировое хозяйство через экономическое сотрудничество со странами Азиатско-Тихоокеанского региона.

Однако положительный результат усиливающейся ориентации региона на рынки стран АТР сопровождается и отрицательными моментами: уменьшается производственная кооперация с предприятиями других субъектов Российской Федерации; увеличивается сырьевая специализация экспорта.

В этой связи отдельными учеными предлагается так называемая "большая стратегия" развития Дальневосточного региона, рассчитанная на 20-летний период и состоящая из нескольких элементов:

энергетическая стратегия, которая ставит своей целью превращение России в крупного поставщика нефти и природного газа в страны Северо-Восточной Азии (Китай, Япония и обе Кореи) и привлечение значительных азиатских инвестиций для развития российского Дальнего Востока;

активная иммиграционная политика, рассчитанная на привлечение на российский Дальний Восток трудовых ресурсов в таком количестве и такого качества, а также этнического разнообразия, что они будут удовлетворять потребности России, не угрожая ее внутренней стабильности и безопасности;

собственно стратегия безопасности, ориентированная на создание новой системы региональной безопасности для Северо-Восточной Азии;

политическая стратегия, преследующая главные цели:

· установление стабильных и дружеских отношений с Китаем, что принесет России пользу, но в то же время не сделает ее вассалом Пекина;

· устранение нынешних препятствий к добрососедским отношениям с Японией с целью превращения ее в главного партнера России в вопросе технической модернизации российского Дальнего Востока;

стратегия новых технологий в интересах использования научного и образовательного потенциала России;

новая политика регионального развития, основанная на разведке месторождений энергоносителей и развитии инфраструктуры, а также на научно-техническом прогрессе.

Отмечая в целом реальность предложенной стратегии, стоит заметить, что она имеет «подводные камни», так как под «устранением нынешних препятствий к добрососедским отношениям с Японией», скорее всего, подразумевается передача ей Курильских островов. Поэтому реализация стратегии в полном объеме весьма проблематична.

Стратегически на Дальнем Востоке для развития экспорта опять избраны сырьевые отрасли хозяйства.

Намечается крупная программа экспорта электроэнергии в энергодефицитные страны Северо-Восточной Азии. С этой целью, в том числе, готовится соглашение между Государственной электросетевой корпорацией Китая и ФСК ЕЭС, в котором будут зафиксированы объемы, направления перетоков электроэнергии, мощности и условия сотрудничества двух стран. Данный документ тщательно прорабатывается с учетом интересов экономики и безопасности России и Дальнего Востока, чтобы не нанести ущерб внутренним потребителям.

По оценкам Института экономических исследований ДВО РАН, при росте валового регионального продукта на Дальнем Востоке на 28,8 % электропотребление в промышленности увеличилось лишь на 11,5 %, а доля энергозатрат в структуре регионального производства уменьшилась в 2 раза. Представленные расчеты говорят о реальности планов увеличения экспорта энергии за рубеж, в частности в приграничные области Китая, уже сейчас. На начальном этапе для этого не потребуется вложения дополнительных средств в новые генерирующие мощности. Необходимо лишь высвободить «запертые» энергоисточники, построив дополнительные линии электропередачи. Более масштабные проекты экспорта потребуют инвестиций в генерацию.

Превратился в жизнь глобальный проект - Восточная Сибирь - Тихий океан, более известный как нефтепровод "Тайшет - бухта Перевозная". Этот проект имеет важнейшее геополитическое значение. Восточный нефтепровод (трубопроводная система "Восточная Сибирь – Тихий океан", ВСТО) – строящийся нефтепровод, который должен соединить нефтяные месторождения Западной и Восточной Сибири с портами Приморского края России и обеспечить выход на рынки США и стран Азиатско-Тихоокеанского региона.

Планируемая мощность нефтепровода - 80 млн тонн нефти в год, планируемая протяженность - 4188 километров.

Реализация проекта строительства трубопроводной системы "Восточная Сибирь – Тихий океан" осуществляется согласно распоряжению правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 года. Приказом Министерства промышленности и энергетики от 26 апреля 2005 года были определены этапы строительства Восточного нефтепровода.

Первоначально маршрут первой очереди ВСТО выглядел так: город Тайшет (Иркутская область) – район Усть-Кута (Иркутская область) – город Казачинское (Иркутская область) – город Тында (Амурская область) – город Сковородино (Амурская область) общей мощностью 30 млн тонн нефти в год.

28 декабря 2009 года председатель правительства Российской Федерации Владимир Путин осуществил торжественный пуск в эксплуатацию первой очереди нефтепроводной системы "Восточная Сибирь – Тихий океан" (ВСТО) и дал старт началу отгрузки первого танкера с нефтью.

Стоимость первой очереди ВСТО составила 360 млрд рублей, еще 60 млрд – освоено на строительстве порта в Козьмино.

На втором этапе проекта (его планируется начать в 2010 году) предполагается строительство участка нефтепровода Сковородино – Козьмино и увеличение мощности морского терминала.

Завершение строительства второй очереди нефтепровода "Восточная Сибирь – Тихий Океан" (ВСТО) запланировано на 2014 год.

Нефть Восточной Сибири, которую предполагается транспортировать по ВСТО на рынок АТР, качественно превосходит сорт Urals – она менее сернистая и более легкая, чем западносибирская. Исходя из этого, было принято решение выделить пятый сорт российской нефти под временным названием "ВСТО".

Говоря о дальнейшей встроенности Дальневосточного региона в российскую и международную экономику, необходимо отметить его значение как важного транспортного узла России. Действующий Транссиб помог развитию евроазиатской автомагистрали Москва - Владивосток с выходом в Китай и на Корейский полуостров. В перспективе (и Евросоюз уже одобрил это решение) поезда будут следовать от Лиссабона до Пусана, автоперевозчики из Европы смогут добраться до портов Дальнего Востока. По итогам 2010г. транзит грузов  приблизился к 700 тыс. т в год.

В то же время российским транспортникам придется спешить: конкуренты решили возродить Великий шелковый путь без участия россиян. Китай разрабатывает свой проект Трансказахстанской железной дороги, в котором нет места России. Причем, ранее планировалось соединить трансазиатскую магистраль Япония - Южная Корея с российским Транссибом, однако теперь китайские транспортники убеждают партнеров в выгоде проекта, по которому уже их территория будет использоваться для транзита.

Коренным образом сможет изменить условия жизни российского Дальнего Востока строительство железнодорожного перехода между материком и островом Сахалин. Но его сооружение в ближайшей перспективе пока не планируется.

Критическая обстановка складывается с ледокольным флотом. Три из пяти ледоколов, работающих на Дальневосточном бассейне, выбрали свой нормативный срок. По мнению специалистов, даже с учетом продления ресурса атомных паропроизводящих установок ледоколов они смогут нормально обеспечивать транспортную деятельность на трассах Северного морского пути (СМП), конечным пунктом которого является Дальний Восток, лишь до 2015 года. Программы их замены нет.

А ведь даже если бы сегодня было принято решение о проектировании нового поколения линейных ледоколов, то на это уйдет 8-10 лет. Еще 3-5 лет – на строительство ледоколов. Следовательно, можно спрогнозировать потерю контроля над освоением углеводородных месторождений арктического и дальневосточного районов, утрату лидирующих позиций в Арктике и на СМП.

Негативные процессы в рыбной отрасли создают непосредственную угрозу экономической безопасности России на Дальнем Востоке. На состоянии в рыбопромышленном комплексе сказывается острая нехватка оборотных средств, отсутствие государственной поддержки и кредитования рыбной отрасли. Существующая практика аукционных торгов зачастую ведет к массовой перекупке рыбного бизнеса иностранными компаниями и криминальными структурами, росту браконьерства.

Не менее важными являются проблемы лесного комплекса. Его структура упростилась и направлена только на выпуск первичного сырья для экспорта в Китай, Японию, обе Кореи. Наблюдается тенденция хищнического использования лесов, в том числе иностранными фирмами, навязывающими такие условия совместной заготовки и вывоза леса с последующей его переработкой за рубежом и реэкспортом, которые наносят ущерб экономическим интересам России.

Проблемы интеграции Дальнего Востока в АТР тесно связаны с развитием приграничного сотрудничества. Основными его направлениями, по мнению экспертов, должны стать: расширение кооперационных связей и приграничной торговли; использование иностранной рабочей силы; совместное освоение природных ресурсов; совершенствование транспортных магистралей.

Стратегически приграничное сотрудничество должно предусматривать превращение дальневосточных субъектов Российской Федерации в зоны многоаспектного взаимодействия с административно-территориальными единицами сопредельных стран с учетом их особенностей развития и стратегических целей России на Востоке страны.

Перспективным в этой связи представляется создание приграничных экономических комплексов (ПЭК). Базовым условием их эффективности является принцип открытого входа на основе открытого же тендера. ПЭК – это совместно созданные технопарки, производства, торговые центры, туристическая инфраструктура постоянно действующие выставки товаров. Это своего рода мега-центр для развития приграничного и международного сотрудничества - въезжать на территорию соседнего государства и выезжать оттуда можно будет без виз, просто по загранпаспорту. Такие же комплексы предусматриваются и на сопредельной стороне в качестве свободной торговой зоны.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: