Доктор социальной психологии, основатель и президент Интернационального общества за мир через культуру имени Н.К. Рериха, профессор П. Вайнцвайг формулирует 10 заповедей творческой личности:
1. Будь хозяином своей судьбы.
2. Достигни успеха в том, что ты любишь.
3. Внеси свой конструктивный вклад в общее дело.
4. Строй свои отношения с людьми на доверии.
5. Развивай свои творческие способности.
6. Культивируй в себе смелость.
7. Заботься о своем здоровье.
8. Не теряй веру в себя.
9. Старайся мыслить позитивно.
10. Сочетай материальное благополучие с духовным удовольствием.
Соблюдение этих простых и одновременно емких правил позволит нам самим стать творческими личностями, а главное – воспитать творческую личность в наших детях.
Компоненты творческих способностей.
Творческий потенциал личности – интегративная характеристика имеющихся возможностей и свойств личности, обеспечивающих ее творческую активность, позитивную самореализацию и индивидуализацию в социуме.
|
|
Относительно сочетания компонентов творческого потенциала личности существует гипотеза о том, что творчество – нечто большее, чем просто совокупность уровней функционирования каждого компонента. Во-первых, для некоторых компонентов может существовать пороговый эффект, этот порог является пределом определенного рода, поскольку независимо от уровней, достигнутых другими компонентами, творчество в области, о которой творящий знает мало, просто невозможно. Во-вторых, среди компонентов возможна определенного рода компенсация, когда сила какого-то одного компонента компенсирует слабость другого. В-третьих, компоненты могут начать взаимодействовать друг с другом, т.е. мера реализации творческого потенциала личности зависит как от социальных инструментов воспитания, обеспечивающих его развитие, так и от самой личности. Справедливо утверждение, что «способность к творчеству – это путь развития способностей и становления личности, ибо она не предзадана и строится постоянно. Шаг назад – и вы не способны творить».
Компоненты:
1. Беглость
- ребенок дает несколько ответов, когда ему задают вопрос;
- ребенок рисует несколько картин, когда просят нарисовать одну;
- ребенок задает много вопросов;
- у ребенка возникает несколько мыслей (идей) о чем-то вместо одной;
- ребенок употребляет большое количество слов, выражая свои мысли;
- ребенок работает быстро и продуктивно.
2. Гибкость
- ребенок предлагает несколько способов использования предмета, отличающихся от обычного способа;
- ребенок может перенести смысловое значение одного объекта на другой объект;
|
|
- ребенок выдвигает множество идей и исследует их;
- ребенок легко может поменять один фокус зрения (подход) на возможный другой;
- ребенок думает о различных путях решения проблемы.
3. Оригинальность
- ребенку нравится, чтобы предметы в комнате были расположены не в центральной части, также он предпочитает ассиметричные рисунки и изображения;
- ребенок не удовлетворен одним правильным ответом и ищет возможные ответы;
- ребенок думает необычно и оригинально (нестандартно);
- ребенок получает удовлетворение от необычных способов выполнения чего-либо, и ему не нравятся обычные способы;
- после того, как ребенок прочитал или услышал о проблеме, он начинает придумывать необычные решения;
- ребенок исследует общепринятые методы и придумывает новые методы решения проблемы.
4. Разработанность
- ребенок добавляет линии, различные цвета и детали в свой рисунок;
- ребенок понимает, в чем состоит глубокий, скрытый смысл ответов или решений, и предлагает наиболее глубокое значение;
- ребенок отказывается от чужой идеи и изменяет ее каким-либо образом;
- ребенок хочет приукрасить или дополнить работу или идею других людей;
- ребенок проявляет слабый интерес к обычным предметам, он добавляет детали, чтобы усовершенствовать их;
- ребенок изменяет правила игры.
5. Любознательность
- ребенок спрашивает всех и обо всем;
- ребенку нравится изучать устройства механических вещей;
- ребенок постоянно ищет новые пути (способы) мышления;
- ребенок любит изучать новые вещи и идеи;
- ребенок ищет разные возможности решения задачи;
- ребенок изучает книги, игры, картины, и т.д., чтобы познать как можно больше.
6. Воображение
- ребенок придумывает рассказы о местах, которые он никогда не видел;
- ребенок представляет, как он будет решать проблему, которую он решает сам;
- ребенок мечтает о различных местах и вещах;
- ребенок любит думать о явлениях, с которыми он не сталкивался;
- ребенок видит то, что изображено на картинах и рисунках необычно, не так, как другие;
- ребенок часто испытывает удивление по поводу различных идей и событий.
7. Сложность
- ребенок проявляет интерес к сложным вещам и идеям;
- ребенок любит ставить перед собой трудные задачи;
- ребенок любит изучать что-то без чьей-либо помощи;
- ребенку нравятся сложные задания;
- ребенок проявляет настойчивость, чтобы достичь своей цели;
- ребенок предлагает слишком сложные пути решения проблемы, чем это кажется необходимым.
8. Склонность к риску
- ребенок будет отстаивать свои идеи, не обращая внимания на реакцию других;
- ребенок ставит перед собой очень высокие цели, и будет пытаться их осуществить;
- ребенок допускает для себя возможность ошибок и провалов;
- ребенок любит изучать новые вещи или идеи и не поддается чужому влиянию;
- ребенок не слишком озабочен, когда одноклассники, учителя, родители выражают ему свое неодобрение;
- ребенок не упустит шанс рискнуть, чтобы узнать, что из этого получится.
Практическая часть.
Педагогам рекомендуется использовать в своей работе с детьми следующие тесты, выявляющие компоненты творческих способностей.
Тест «Три слова» для оценки оригинальности, творческого воображения, логического мышления.
Предложите ребенку три слова и попросите его как можно скорее написать наибольшее число осмысленных фраз, так, чтобы в них входили остальные слова, а вместе они бы составили связный рассказ.
Слова для работы:
Дворец Бабушка Клоун
Разбойник Зеркало Щенок
Торт Озеро Кровать
Каждое предложение оценивается по пятибалльной системе в соответствии с критериями:
5 баллов - остроумная, оригинальная фраза;
|
|
4 балла - правильное логическое сочетание слов, но не в каждой фразе используются все три слова;
3 балла - банальная фраза;
2 балла - два слова имеют логическую связь, а третье - нет. 1 балл - бессмысленное сочетание слов. Тест «Три краски» (лента Роршаха)
Ребенок, используя три краски, заполняет часть листа. На что похож рисунок? Оценивается количество увиденных образов, оригинальность ответов.
Тестовая игра «Рисунок в несколько рук»
Эта групповая игра связывающая воображение, любознательность с высоким эмоциональным потенциалом. Оценивается оригинальность, сложность, разработанность рисунка. Предлагается всем участникам вообразить про себя какой-либо образ. Затем на листе бумаги первый участник группы изображает отдельный элемент задуманного образа. Второй участник игры, отталкиваясь обязательно от имеющегося элемента, продолжает рисунок, используя работу предшественника для трансформации в свой замысел. Точно так же поступает третий и т.д.
Тест-игра «Изобретатель»
Это задание активизирует мышление, определяет оригинальность, гибкость, любознательность.
1-й вариант «Придумайте несуществующий прибор, необходимый в домашнем хозяйстве».
2-й вариант: «Придумайте необычное применение обычным вещам: коробок спичек, линейка, ложка и т.д.»
Каждый участник должен отстоять свое предложение необычного применения предмета. В данном задании хорошо определяется такой компонент, как склонность к риску.
Предложенные тестовые задания можно многократно варьировать, изменять и модифицировать, а также использовать другие методы и игры для диагностики и развития творческих способностей. Это только значительно расширит «поле игр, развивающих творчество».
Литература:
Предложенный список литературы поможет педагогам и родителям в подборе дополнительных игр, упражнений и тестов в работе с детьми.
1. Доровский А.И. 100 советов по развитию одаренности детей.- М., 1997.
2. Клименко В.В. Психологические тесты таланта. - Харьков, 1996.
3. Семанский С.А. Развитие творческого мышления у детей.- Ярославль. Академия развития, 1997.
|
|
4. Субботина Л.Ю. Развитие воображения у детей. - Ярославль, Академия развития. 1997.
5. Шманов С.А. Каникулы. - М., 1994.
6. Детская одаренность: проблемы раннего выявления и развития. / под ред. Н.М. Шлыковой. -Тамбов, 2000.
7. Традиции и инновации в дополнительном образовании, /под ред. Н.Н. Никитиной. - Ульяновск. 2005.