Десять заповедей творческой личности

Доктор социальной психологии, основатель и президент Интернационального общества за мир через культуру имени Н.К. Рериха, профессор П. Вайнцвайг формулирует 10 заповедей творческой личности:

1. Будь хозяином своей судьбы.

2. Достигни успеха в том, что ты любишь.

3. Внеси свой конструктивный вклад в общее дело.

4. Строй свои отношения с людьми на доверии.

5. Развивай свои творческие способности.

6. Культивируй в себе смелость.

7. Заботься о своем здоровье.

8. Не теряй веру в себя.

9. Старайся мыслить позитивно.

10. Сочетай материальное благополучие с духовным удовольствием.

Соблюдение этих простых и одновременно емких правил позволит нам самим стать творческими личностями, а главное – воспитать творческую личность в наших детях.

Компоненты творческих способностей.

Творческий потенциал личности – интегративная характеристика имеющихся возможностей и свойств личности, обеспечивающих ее творческую активность, позитивную самореализацию и индивидуализацию в социуме.

Относительно сочетания компонентов творческого потенциала личности существует гипотеза о том, что творчество – нечто большее, чем просто совокупность уровней функционирования каждого компонента. Во-первых, для некоторых компонентов может существовать пороговый эффект, этот порог является пределом определенного рода, поскольку независимо от уровней, достигнутых другими компонентами, творчество в области, о которой творящий знает мало, просто невозможно. Во-вторых, среди компонентов возможна определенного рода компенсация, когда сила какого-то одного компонента компенсирует слабость другого. В-третьих, компоненты могут начать взаимодействовать друг с другом, т.е. мера реализации творческого потенциала личности зависит как от социальных инструментов воспитания, обеспечивающих его развитие, так и от самой личности. Справедливо утверждение, что «способность к творчеству – это путь развития способностей и становления личности, ибо она не предзадана и строится постоянно. Шаг назад – и вы не способны творить».

Компоненты:

1. Беглость

- ребенок дает несколько ответов, когда ему задают вопрос;

- ребенок рисует несколько картин, когда просят нарисовать одну;

- ребенок задает много вопросов;

- у ребенка возникает несколько мыслей (идей) о чем-то вместо одной;

- ребенок употребляет большое количество слов, выражая свои мысли;

- ребенок работает быстро и продуктивно.

2. Гибкость

- ребенок предлагает несколько способов использования предмета, отличающихся от обычного способа;

- ребенок может перенести смысловое значение одного объекта на другой объект;

- ребенок выдвигает множество идей и исследует их;

- ребенок легко может поменять один фокус зрения (подход) на возможный другой;

- ребенок думает о различных путях решения проблемы.

3. Оригинальность

- ребенку нравится, чтобы предметы в комнате были расположены не в центральной части, также он предпочитает ассиметричные рисунки и изображения;

- ребенок не удовлетворен одним правильным ответом и ищет возможные ответы;

- ребенок думает необычно и оригинально (нестандартно);

- ребенок получает удовлетворение от необычных способов выполнения чего-либо, и ему не нравятся обычные способы;

- после того, как ребенок прочитал или услышал о проблеме, он начинает придумывать необычные решения;

- ребенок исследует общепринятые методы и придумывает новые методы решения проблемы.

4. Разработанность

- ребенок добавляет линии, различные цвета и детали в свой рисунок;

- ребенок понимает, в чем состоит глубокий, скрытый смысл ответов или решений, и предлагает наиболее глубокое значение;

- ребенок отказывается от чужой идеи и изменяет ее каким-либо образом;

- ребенок хочет приукрасить или дополнить работу или идею других людей;

- ребенок проявляет слабый интерес к обычным предметам, он добавляет детали, чтобы усовершенствовать их;

- ребенок изменяет правила игры.

 

5. Любознательность

- ребенок спрашивает всех и обо всем;

- ребенку нравится изучать устройства механических вещей;

- ребенок постоянно ищет новые пути (способы) мышления;

- ребенок любит изучать новые вещи и идеи;

- ребенок ищет разные возможности решения задачи;

- ребенок изучает книги, игры, картины, и т.д., чтобы познать как можно больше.

6. Воображение

- ребенок придумывает рассказы о местах, которые он никогда не видел;

- ребенок представляет, как он будет решать проблему, которую он решает сам;

- ребенок мечтает о различных местах и вещах;

- ребенок любит думать о явлениях, с которыми он не сталкивался;

- ребенок видит то, что изображено на картинах и рисунках необычно, не так, как другие;

- ребенок часто испытывает удивление по поводу различных идей и событий.

7. Сложность

- ребенок проявляет интерес к сложным вещам и идеям;

- ребенок любит ставить перед собой трудные задачи;

- ребенок любит изучать что-то без чьей-либо помощи;

- ребенку нравятся сложные задания;

- ребенок проявляет настойчивость, чтобы достичь своей цели;

- ребенок предлагает слишком сложные пути решения проблемы, чем это кажется необходимым.

8. Склонность к риску

- ребенок будет отстаивать свои идеи, не обращая внимания на реакцию других;

- ребенок ставит перед собой очень высокие цели, и будет пытаться их осуществить;

- ребенок допускает для себя возможность ошибок и провалов;

- ребенок любит изучать новые вещи или идеи и не поддается чужому влиянию;

- ребенок не слишком озабочен, когда одноклассники, учителя, родители выражают ему свое неодобрение;

- ребенок не упустит шанс рискнуть, чтобы узнать, что из этого получится.

Практическая часть.

Педагогам рекомендуется использовать в своей работе с детьми следую­щие тесты, выявляющие компоненты творческих способностей.

Тест «Три слова» для оценки оригинальности, творческого воображения, логического мышления.

Предложите ребенку три слова и попросите его как можно скорее напи­сать наибольшее число осмысленных фраз, так, чтобы в них входили остальные слова, а вместе они бы составили связный рассказ.

Слова для работы:

Дворец          Бабушка         Клоун

Разбойник     Зеркало           Щенок

Торт              Озеро              Кровать

Каждое предложение оценивается по пятибалльной системе в соответст­вии с критериями:

5 баллов - остроумная, оригинальная фраза;

4 балла - правильное логическое сочетание слов, но не в каждой фразе используются все три слова;

  3 балла - банальная фраза;

2 балла - два слова имеют логическую связь, а третье - нет. 1 балл - бессмысленное сочетание слов. Тест «Три краски» (лента Роршаха)

Ребенок, используя три краски, заполняет часть листа. На что похож ри­сунок? Оценивается количество увиденных образов, оригинальность ответов.

Тестовая игра «Рисунок в несколько рук»

Эта групповая игра связывающая воображение, любознательность с вы­соким эмоциональным потенциалом. Оценивается оригинальность, сложность, разработанность рисунка. Предлагается всем участникам вообразить про себя какой-либо образ. Затем на листе бумаги первый участник группы изображает отдельный элемент задуманного образа. Второй участник игры, отталкиваясь обязательно от имеющегося элемента, продолжает рисунок, используя работу предшественника для трансформации в свой замысел. Точно так же поступает третий и т.д.

Тест-игра «Изобретатель»

Это задание активизирует мышление, определяет оригинальность, гиб­кость, любознательность.

1-й вариант «Придумайте несуществующий прибор, необходимый в до­машнем хозяйстве».

2-й вариант: «Придумайте необычное применение обычным вещам: коро­бок спичек, линейка, ложка и т.д.»

Каждый участник должен отстоять свое предложение необычного приме­нения предмета. В данном задании хорошо определяется такой компонент, как склонность к риску.

Предложенные тестовые задания можно многократно варьировать, изме­нять и модифицировать, а также использовать другие методы и игры для диаг­ностики и развития творческих способностей. Это только значительно расши­рит «поле игр, развивающих творчество».

Литература:

Предложенный список литературы поможет педагогам и родителям в подборе дополнительных игр, упражнений и тестов в работе с детьми.

1. Доровский А.И. 100 советов по развитию одаренности детей.- М., 1997.

2. Клименко В.В. Психологические тесты таланта. - Харьков, 1996.

3. Семанский С.А. Развитие творческого мышления у детей.- Ярославль. Академия развития, 1997.

4. Субботина Л.Ю. Развитие воображения у детей. - Ярославль, Академия развития. 1997.

5. Шманов С.А. Каникулы. - М., 1994.

6. Детская одаренность: проблемы раннего выявления и развития. / под ред. Н.М. Шлыковой. -Тамбов, 2000.

7. Традиции и инновации в дополнительном образовании, /под ред. Н.Н. Никитиной. - Ульяновск. 2005.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: