Формирование цен методом полных издержек

Формирование цен

 

Рыночная цена формируется под влиянием ряда факторов: спроса и предложения, издержек производства, цен конкурентов и др. Спрос на товар определяет максимальную цену, которую могут устанавливать фирмы. Валовые издержки производства (сумма постоянных и переменных издержек) определяют минимальную ее величину. Существенное влияние на цену оказывают поведение конкурентов и цены на их продукцию. Важнейшим фактором цено­образования является также государственное регулирование цен. Су­ществуют прямые и косвенные способы воздействия государства на цены. Прямые (административные) способы — это установление определенного порядка ценообразования, косвенные (.экономичес­кие) — направлены на изменение конъюнктуры рынка, создание определенного положения в области финансов, валютных и нало­говых операций, оплаты труда.

 

Ценовая политика предприятия — это установление (определе­ние) цен, обеспечивающих выживание предприятия в рыночных усло­виях; включает выбор метода ценообразования, разработку ценовой системы предприятия, выбор ценовых рыночных стратегий и др. Существуют три основные цели ценовой политики: обеспечение выживаемости предприятия, максимизация прибыли и удержание рынка. Обеспечение выживаемости предприятия — главная цель фирмы, осуществляющей свою деятельность в условиях жесткой конкуренции, когда на рынке много производителей с аналогич­ными товарами. Важными компонентами данной ценовой поли­тики являются объем сбыта (продаж) и доля на рынке. Для захвата большей доли рынка и увеличения объема сбыта используются заниженные цены.

К максимизации прибыли стремятся не только компании, име­ющие устойчивое положение на рынке, но и не уверенные в своем будущем фирмы, пытающиеся максимально использовать выгод­ную конъюнктуру рынка. В этих условиях фирма делает оценку спроса и издержек применительно к разным уровням цен и оста­навливается на таких ценах, которые обеспечивают максимальную прибыль. Удержание рынка состоит в сохранении фирмой суще­ствующего положения на рынке или благоприятных условий для своей деятельности.

 

На систему ценообразования, а, соответственно, на ценовую политику предприятия, оказывает большое влияние состояние денежной сферы, а именно: изменение покупательной способности рубля и курсы иностранных валют к рублю. Излишний выпуск денег в обращение снижает их покупательную способность — они обесцениваются. Механизм влияния изменений валютного курса на цены многообразен.

 

20.2. Методы ценообразования

Методы ценообразования — это способы формирования цен на товары и услуги. Различают затратные и параметрические методы ценообразования. Затратные методы основаны преимущественно на учете издержек производства и реализации продукции, пара­метрические — на учете технико-экономических параметров то­варов (рис. 20.1).

 

Рис. 20.1. Методы ценообразования


 

 

Затратные методы. К затратным методам ценообразования от­носятся методы полных, стандартных и прямых издержек. Метод полных издержек — это способ формирования цен на основе всех затрат, которые вне зависимости от своего происхождения списы­ваются на единицу того или иного изделия. Основой определения цены являются реальные издержки производителя на единицу продукции, к которым добавляется обоснованная фирмой прибыль (табл. 20.2). Метод применяется предприятиями, положение ко­торых близко к монопольному, и сбыт продукции практически гарантирован.

 

Метод стандартных издержек позволяет формировать цены на основе расчета затрат по нормам с учетом отклонений фактичес­ких затрат от нормативных (табл. 20.3). Его преимущество состоит в возможности управления затратами по отклонениям от норм, а не по их полной величине. Отклонения по каждой статье пери­одически соотносятся с финансовыми результатами, что позволяет контролировать не только затраты, но и прибыль. Метод обеспе­чивает непрерывное сопоставление затрат. Наиболее сложным элементом системы стандартных издержек является определение

 

 

Таблица 20.2


Формирование цен методом полных издержек

Основные элементы цены Изделие А Изделие В Изделие С
Прямые затраты — всего 720 517,5 690
В том числе:      
сырье и материалы 360 247,5 307,5
  заработная плата основных производственных рабочих 292,5 217,5 210
прочив прямые затраты 67,5 52,5 172,5
Косвенные затраты 285 465 525
Всего затрат 1005 982,5 1215
Прибыль 150 90 105
Рентабельность (к затратам), % 14,5 9,2 8,6
Выручка от реализации (цена изделия) 1155 1072,5 1320

Таблица 20.3


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: