Состояние спортивно-оздоровительного туризма в Российской Федерации

 

В мировой практике развития туризма са­модеятельное туристское движение представ­ляет собой уникальное общественное явление. В России оно имеет 100-летнюю историю, а основа его была заложена еще раньше, в мно­гочисленных путешествиях русских землепро­ходцев. Наиболее полно и ярко это движение сформировалось в СССР. Феноменом этого массового самодеятельного движения является то, что при минимальной поддержке госу­дарства оно успешно может существовать в сложных экономических условиях сегодняш­него дня. Этому способствуют высокая доступ­ность, в том числе и материальная, оздорови­тельных видов туризма для всех категорий и возрастных групп населения, а также пригод­ность большей части территории Российской Федерации для туристских мероприятий.

За прошедшие 50 лет создан огромный интеллектуальный потенциал, накоплен прак­тический опыт, на базе которых сформиро­вался в конечном итоге национальный вид спорта - спортивный туризм.

До 1990 года СОТ как общественное движе­ние реализовывался через систему туристских клубов при Советах по туризму и экскурсиям.

Число республиканских, краевых, област­ных, городских и районных клубов в 1989 году, который можно рассматривать как перелом­ную точку, в РСФСР составляло более 700. На базе клубов сформировалось около 80 реги­ональных федераций спортивного туризма. На предприятиях, в учреждениях и учебных за­ведениях на общественных началах работало более 30 тыс. туристских секций и комиссий. Были разработаны и действовали более 3 ты­сяч классифицированных спортивных и оздо­ровительных маршрутов. К 1989 году было классифицировано и внесено в Общесоюзный перечень 5240 перевалов в высокогорных районах и около 1 тыс. пещер.

Туристский актив и его общественные организации смогли вовлечь в занятие туриз­мом 6,8 млн человек в год, и при этом про­водить походы, слеты и соревнования для 15,2 млн человек. Число участников спортив­ных категорийных походов, дающих право на присвоение спортивных разрядов и зва­ний, составляло 136021 человек, а количество спортивных туристских групп - 14252.

Эта работа проводилась за счет незначитель­ных ассигнований - около 6 млн руб. в год, поступавших в 1989 г. из средств профсоюзов.

Государственная система детско-юношес­кого туризма России базируется на федераль­ных и муниципальных органах управления образованием, в структуре которых работа­ет около 500 центров, станций, клубов и баз юных туристов, а также свыше 2000 дворцов и домов детского и юношеского творчества, в которых функционируют отделы и секции туризма. В детских профильных туристских учреждениях трудятся свыше 11 тысяч квали­фицированных педагогов.

В 220 центрах и станциях юных туристов оборудованы туристические полигоны и скальные тренажеры (скалодромы), посто­янно используются около 400 оборудован­ных учебных туристско-экскурсионных троп.

Ежегодно в Российской Федерации орга­низуются свыше 3400 профильных лагерей, в которых получают туристские навыки и оздоравливаются свыше 350 тыс. детей.

В туристско-краеведческих кружках и сек­циях только учреждений дополнительного образования постоянно занимаются свыше 300 тыс. детей, а в походах, экспедициях и путешествиях, организованных ими, участву­ют более 1,5 млн детей.

С начала 1990-х гг. количество туристских клубов уменьшилось до 300, на их базе про­должают действовать территориальные фе­дерации спортивного туризма. Значительное количество клубов лишилось своих помеще­ний и действует на общественных началах.

Количество занимающихся СОТ ориенти­ровочно снизилось по сравнению с 1989 го­дом в 3-4 раза, причем пропорция между организованным и неорганизованным СОТ изменилась с 1:3 на 1:9, заметно упала управ­ляемость движением.

За последние десять лет возросли цены на туристское снаряжение, средства передви­жения самих туристов, а также услуги транс­порта - все это в первую очередь повлияло на поток спортивного туризма, даже в такие известные и традиционные районы, как Ка­релия, Урал, Алтай, Саяны, Байкал и др.

Происходит вытеснение социальных и са­модеятельных основ спортивного туризма коммерческими технологиями, что заметно влияет на внутренний дух движения.

Бюджетное финансирование по сравнению с 1989 годом сократилось в десятки раз и не обеспечивает даже минимальных потребно­стей развития спортивно-оздоровительного туризма в стране. По состоянию на 2001 год ориентировочный объем финансирования спортивно-оздоровительного туризма из бюд­жетов всех уровней и других внебюджетных источников составляет не более 0,03 млрд рублей, при этом для инвесторов, готовых вкладывать в спортивный туризм средства, не созданы соответствующие условия. Этот мо­мент усугубляется тем, что существует замет­ный перекос в распределении бюджетных финансовых средств на всех уровнях в пользу элитных видов спорта высших достижений.

       Если раньше спортивный туризм еще как-то пользовался, хотя и обветшалыми, базами профсоюзов, то после приватизации турист­ских баз и гостиниц он стал полностью отде­лен от какой-либо собственности как в горо­де (клубы), так и в природной среде (при­юты, турлагеря, турбазы).

Из-за сохраняющейся ведомственности организационно-управленческих структур спортивного туризма (органы государствен­ного управления физической культурой, спортом и туризмом и федерации спортив­ного туризма), с одной стороны, и детско-юношеского (Министерство образования и станции юных туристов), с другой стороны, постоянно возрастает разрыв между детс­ким и взрослым туризмом, имеет место дуб­лирование нормативной базы, проводится мало совместных мероприятий. В то же вре­мя в ряде регионов без должного на то ос­нования детские учреждения подвергаются объединению, реорганизации или попрос­ту ликвидации. Материальное положение лидеров общественного движения, в своей основе представляющих техническую интел­лигенцию, оставляет желать лучшего; при этом управленческий штатный аппарат клу­бов, федераций, государственных органов с начала 1990-х гг. сократился не менее чем в 30 раз.

Законодательная и нормативная база, яв­ляющаяся основой для реализации государ­ственной политики в области социально-ори­ентированного спортивно-оздоровительно­го туризма, в настоящее время не гаранти­рует его развитие. Принятый в 1996 году За­кон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» сводится к между­народному выездному и въездному туриз­му. Спортивно-оздоровительный туризм, составлявший в 1987 году одну треть турист­ского потока страны, полностью выпадает из общей схемы Закона, о нем лишь вскользь упоминается, так как его значение в жизни граждан России нельзя напрямую перевести в рублевый эквивалент. При этом уникаль­ную социальную значимость спортивно-оз­доровительного туризма недооценивает большинство представителей туристской индустрии.

Сокращение количества граждан, занима­ющихся спортивным туризмом, в значительной степени обусловлено практически пол­ным отсутствием пропаганды здорового об­раза жизни в средствах массовой информа­ции, особенно на телевидении; неэффектив­ными экономическими рычагами регулиро­вания и поощрения занятий СОТ и свертыва­нием форм активного отдыха в учреждениях рекреации.

Начиная с 1998 года спортивно-оздоро­вительный туризм прошел критическую точ­ку своего падения; наметились положитель­ные тенденции в его развитии. Это стало воз­можным благодаря организационной, мето­дической и финансовой поддержке со сто­роны госкомитетов по физической культуре, спорту и туризму, усилиям общественного туристского актива и, самое главное, жела­нию самих социально незащищенных слоев населения дешевым и эффективным спосо­бом решать проблему своего отдыха и здо­рового образа жизни в сложной ситуации города. На этом фоне в территориальных гос­комитетах идет устойчивый процесс созда­ния штатных подразделений, занимающих­ся развитием спортивно-оздоровительного туризма. К движению, как к источнику спе­циалистов, владеющих опытом спасательных работ и имеющих уникальное снаряжение для действий в экстремальных ситуациях, проявляет большую заинтересованность Министерство по чрезвычайным ситуациям Российской Федерации.

      Учитывая, что сегодня одной из самых ос­трых проблем страны является физическое и духовное здоровье детей и молодежи, ог­раждение их от наркотиков и криминальной среды города, а также принимая во внима­ние то обстоятельство, что большинство на­селения не может оправиться от стресса и найти в себе силы для выживания в экстре­мальных ситуациях, государство и обще­ственные институты должны востребовать спортивно-оздоровительный туризм как одну из наиболее современных технологий продуцирования у человека здоровых духов­ных и физических качеств, а также познава­тельных и самосберегающих начал при ми­нимальных затратах государства и самого пу­тешествующего.

 

 

Глава 2


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: