Виды актов официального толкования и основания для их классификации

Классификация актов толкования норм права пред­ставляет собой распределения их по группам с учётом их юридических свойств. Классификация проводится по раз­личным основаниям: по форме, по наименованию, по юри­дической силе, по времени действия, по структурным элементам разъясняемых норм, по сфере действия, по объёму толкования, по субъектам толкования.

Существует два вида актов толкования: акты-действия и акты-документы. Под актом-действием понима­ется уяснение и разъяснение права. Акты-документы - это источники, которые содержат результаты интеллектуально-волевой деятельности по разъяснению и уяснению смысла правовых норм. Не всякое письменное толкование является нормативным документом, это могут быть пись­ма, мемуары, научная литература на правовые темы.

Юридическим документом является такой акт толко­вания, который издан уполномоченным на это органом и имеет значение для юридической практики. Отсюда и про­исходит деление актов на разъяснения и юридические до­кументы. Существуют ещё.устные акты толкования. Это могут быть ответы на вопросы граждан, даваемые на лич­ных приёмах, проводимых представителями органов вла­сти. Их преимуществом является оперативность и свобод­ная форма изложения.

1. Классификация по наименованию.

Классифицируя акты официального толкования по на­именованию, следует выделить указы, постановления, распоряжения, инструкции, письма. Одни из них закреп­лены в положениях, уставах и др. актах, определяющих компетенцию органов, другие - нет, что создаёт трудно­сти в систематизации правовых актов.

2. Классификация по юридической силе.

По юридической силе на верху стоят высшие органы государственной власти, ниже центральные органы госу­дарственного управления, затем идут органы отраслевого управления суда, прокуратуры, МВД. Поэтому мы имеем следующий ряд документов в порядке снижения юридиче­ской силы: разъяснения конституционных законов, обык­новенных текущих законов, подзаконные нормативные ак­ты.

3. Классификация по времени действия.

Классифицируя акты официального толкования по времени действия можно сказать, что большинство актов рассчитано на неопределённый срок, который определяет­ся периодом действия разъясняемой нормы, также сущест­вуют акты, рассчитанные на определённый период дейст­вия. Есть акты, которые могут изменяться в течении оп­ределённого времени, например, разъяснения пленума Верховного Суда РФ.

4. Классификация по структурным элементам правовых норм.

По структурным элементам разъясняемых норм акты делятся на:

· акты толкования гипотезы нормы права;

· акты толкования диспозиции нормы права;

· акты толкования санкции нормы права;

комплексные акты толкования, в которых разъяс­няется смысл нескольких структурных элементов;

5. Классификация по сфере действия.

По сфере действия акты толкования подразделяются на:

· разъяснения, действующие на территории всего государства (разъяснения Верховного Суда);

· разъяснения, имеющие локальную сферу действия (аналогичный орган субъекта федерации); сфера действия также зависит от компетенции органа, уполномоченного на дачу разъяснения смысла;

· разъяснения ведомственного характера (тресты, управления), те ведомственная подчинённость.

6. Толкование права в зависимости от объёма.

Толкование норм права преследует цель точно по­знать подлинный смысл, вложенный законодателем. Суще­ствуют ситуации, когда смысл нормы права следует уже или шире, чем это усматривается из текста закона. По­этому существует буквальное (распространённое), расши­рительное и ограничительное (исключение) толкование норм права. Большинство правовых норм толкуются бук­вально с целью предотвратить намеренное искажение го­сударственной воли. Поводом для отступления от бук­вального толкования являются: просчёт законодателя, нечёткость формулировок, специфика языка права.

Толкование является буквальным, когда понимание смысла толкуемой нормы права совпадает с текстом ис­точника права, т.е. на лицо совпадение "духа" и "бук­вы" законодательства.

Толкование является расширительным, когда действитель­ный смысл нормы права выходит за рамки её текстуальной формы. Примером может служить статья 120 Конституции РФ, согласно которой "судьи независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и федеральному закону". По буквальному содержанию этой статьи они не подчиняются подзаконным нормативно-правовым актам. Но ее надо толковать шире: судьи подчиняются всей системе нормативно-правовых актов, действующих в государстве.

Ограничительное толкование нормы права получается в результате интерпретации, когда подлинный смысл нормы права следует понимать ограниченно, уже чем это выражено в словесном тексте.

Расширительное и ограничительное толкования опас­ны нарушением законности, поэтому законодатель в неко­торых нормах права не допускает их расширительного толкования. Например, ст.63 УК РФ устанавливает пере­чень обстоятельств, отягчающих ответственность, не мо­жет быть истолкована расширительно и наоборот ст. 61 УК РФ, устанавливающая обстоятельства, смягчающие от­ветственность.[9]

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: