Права и обязанности органов и агентов валютного контроля

 

В ЗВРиВК установлен закрытый перечень общих и специальных прав и обязанностей органов и агентов валютного контроля:[11]

1. Органы и агенты валютного контроля и их должностные лица в пределах своей компетенции и в соответствии с законодательством Российской Феде­рации имеют право:

¾ проводить проверки соблюдения резидентами и нерезидентами актов валютного законодательст­ва Российской Федерации и актов органов валютного регулирования (п. 1 ч. 1 ст. 23 ЗВРиВК);

¾ проводить проверки полноты и достоверно­сти учета и отчетности по валютным операциям рези­дентов и нерезидентов (п. 2 ч. 1 ст. 23 ЗВРиВК);

¾ составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 16, 17, 19.4 (ч. 1), 19.5 (ч. 1), 19.6, 19.7 КоАП РФ[12] (пп. 80 п. 2 ст. 28.3 КоАП РФ), а также принимать решение (в форме определения) о возбуждении дела об административ­ном правонарушении и проведении административно­го расследования (п. 2 ст. 28.7 КоАП РФ) с после­дующим его направлением (в течение суток) органу валютного контроля;

¾ использовать паспорт сделки для целей осу­ществления валютного контроля в соответствии с ЗВРиВК (ч. 3 ст. 20 ЗВРиВК);

¾ запрашивать и получать документы и ин­формацию, которые связаны с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов.

При этом обязательный срок для представления документов по запросам органов и агентов валютного контроля не может составлять менее семи рабочих дней со дня подачи запроса (п. 3 ч. 1 ст. 23 ЗВРиВК). Из данной нормы следует, что срок представления документов по запросу органа или агента валютного контроля считается равным семи рабочим дням, если больший срок не будет указан непосредственно в за­просе. Указанный срок исчисляется со дня подачи запроса, т. е. не со дня направления, а со дня фактиче­ского получения запроса резидентом (нерезидентом), которому он адресован.

Порядок представления резидентами и нерези­дентами подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций агентам ва­лютного контроля устанавливается:

- для представления агентам валютного контро­ля, за исключением уполномоченных банков, - Пра­вительством Российской Федерации;

- для представления уполномоченным банкам - Банком России (ч. 3 ст. 23 ЗВРиВК).

Факт указания на подтверждающий характер истребуемых документов свидетельствует о необходи­мости указания в запросе факта или обстоятельства, связанного с проведением валютных операций, от­крытием и ведением счетов, для подтверждения кото­рого истребуется конкретный документ. Отсутствие такого указания дает основание для судебного оспа­ривания правомерности полученного запроса в соот­ветствии с п. 2 ч. 1 ст. 24 ЗВРиВК. Данный вывод подтверждается нормой абз. 3 ч. 5 ст. 23 ЗВРиВК.

В отношении агентов валютного контроля уста­новлено специальное ограничение на реализацию дан­ного права - они имеют право требовать только те документы, которые:

- непосредственно относятся к проводимой ва­лютной операции (ч. 5 ст. 23 ЗВРиВК);

- включены в исчерпывающий перечень доку­ментов (копий документов), которые они имеют пра­во запрашивать и получать (ч. 4 ст. 23 ЗВРиВК).

Указанный перечень включает в себя:

- документы, удостоверяющие личность физиче­ского лица;

- документ о государственной регистрации физи­ческого лица в качестве индивидуального предпри­нимателя;

- документы, удостоверяющие статус юридического лица, - для нерезидентов, документ о государственной регистрации юридического лица - для резидентов;

- свидетельство о постановке на учет в налоговом органе;

- документы, удостоверяющие права лиц на не­движимое имущество;

- документы, удостоверяющие права нерезидентов на осуществление валютных операций, открытие сче­тов (вкладов), оформляемые и выдаваемые органами страны места жительства (места регистрации) нерези­дента, если получение нерезидентом такого докумен­та предусмотрено законодательством иностранного государства;

- уведомление налогового органа по месту учета резидента об открытии счета (вклада) в банке за пре­делами территории Российской Федерации;

- регистрационные документы в случаях, когда предварительная регистрация предусмотрена в соот­ветствии с ЗВРиВК;

- документы (проекты документов), являющиеся основанием для проведения валютных операций, включая договоры (соглашения, контракты), доверен­ности, выписки из протокола общего собрания или иного органа управления юридического лица; доку­менты, содержащие сведения о результатах торгов (в случае их проведения); документы, подтверждающие факт передачи товаров (выполнения работ, оказания услуг), информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, акты государственных органов;

- документы, оформляемые и выдаваемые кредит­ными организациями, включая банковские выписки; документы, подтверждающие совершение валютных операций;

- таможенные декларации, документы, подтвер­ждающие ввоз в Российскую Федерацию валюты Рос­сийской Федерации, иностранной валюты и внешних и внутренних ценных бумаг в документарной форме; паспорт сделки.

Во всех случаях, когда агентом валютного кон­троля запрашиваются документы, не входящие в при­веденный перечень или не относящиеся к проводимой валютной операции, резидент (нерезидент) вправе от­казать в предоставлении таких документов.[13]

В отношении органов валютного контроля огра­ничения по видам истребуемых документов не уста­новлено, за исключением общего требования о свя­занности таких документов с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов (п. 3 ч. 1 ст. 23 ЗВРиВК).

2. Органы валютного контроля и их должностные лица в пределах своей компетенции и в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право:

¾ выдавать предписания об устранении выяв­ленных нарушений актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования (п. 1 ч. 2 ст. 23 ЗВРиВК);

¾ применять установленные законодательст­вом Российской Федерации меры ответственности за нарушение актов валютного законодательства Рос­сийской Федерации и актов органов валютного регу­лирования (п. 2 ч. 2 ст. 23 ЗВРиВК).

В настоящее время органы валютного контроля уполномочены на применение исключительно мер административной ответственности за валютные пра­вонарушения. Компетенция органов валютного кон­троля по рассмотрению административных дел о ва­лютных правонарушениях распределяется следую­щим образом:

- дела о правонарушениях, предусмотренных ст. 15.25 КоАП РФ, рассматривают любые органы валютного контроля (ст. 23.60 КоАП РФ);

- дела о правонарушениях, предусмотренных ст. 16.17 КоАП РФ, рассматривают таможенные орга­ны (п. 1 ст. 23.8 КоАП РФ).

Следует отметить, что после наделения таможен­ных органов статусом агентов валютного контроля (Федеральный закон от 29 июня 2004 г. № 58-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утративши­ми силу некоторых законодательных актов Россий­ской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию государственного управления»[14] норма п. 1 ст. 23.8 КоАП РФ вступила в противоречие с ч. 2 ст. 23 ЗВРиВК, согласно которой полномочиями по применению установленных законодательством Российской Федерации мер ответственности за нару­шение актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования наделены исключительно органы валютного контроля.

¾ издавать акты валютного контроля по вопро­сам, отнесенным к их компетенции (акты органов ва­лютного контроля), только в случаях и пределах, преду­смотренных валютным законодательством Российской Федерации и актами органов валютного регулирования.

При этом акты органов валютного контроля не должны содержать положения, касающиеся вопросов регулирования валютных операций (ч. 5 ст. 4 ЗВРиВК). Из этого следует, что акты органов валют­ного контроля могут издаваться исключительно по вопросам организации системы валютного контроля и могут носить исключительно «технический» характер, не затрагивая прав и обязанностей резидентов и нерезидентов. При этом ни акты валютного законода­тельства, ни акты органов валютного регулирования не могут предусматривать исключений из данного ограничения.

Важно отметить, что указанное ограничение фак­тически распространяется только на федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные Правительством Российской Федерации, поскольку Банк России сохранил за собой статусы и органа ва­лютного регулирования (ч. 1 ст. 5 ЗВРиВК), и органа валютного контроля (ч. 2 ст. 22 ЗВРиВК). Как следст­вие, оказывается практически невозможно опреде­лить, в каком качестве выступал Банк России при из­дании того или иного нормативного акта.

3. Агенты валютного контроля и их должностные лица в пределах своей компетенции и в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право:

¾ получать с резидентов (нерезидентов) плату в иностранной валюте за исполнение функций агентов валютного контроля (п. 3 ч. 5 ст. 21 ЗВРиВК).

Данное право распространяется фактически только на уполномоченные банки, в пользу которых соответствующая оплата производится резидентами (нерезидентами) на основании договоров на расчетно-кассовое обслуживание и т. п.

4. Органы и агенты валютного контроля и их должностные лица обязаны:

¾ сохранять в соответствии с законодательст­вом Российской Федерации коммерческую, банков­скую и служебную тайну, ставшую им известной при осуществлении их полномочий (ч. 8 ст. 23 ЗВРиВК).

¾ при наличии информации о нарушении актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования лицом, осу­ществляющим валютные операции, или об открытии счета (вклада) в банке за пределами территории Рос­сийской Федерации, санкции к которому применяют­ся в соответствии с законодательством Российской Федерации иным органом валютного контроля, пере­давать органу валютного контроля, имеющему право применять санкции к данному лицу, следующую ин­формацию:

- в отношении юридического лица - наименова­ние, идентификационный номер налогоплательщика, место государственной регистрации, его юридический и почтовый адреса, содержание нарушения с указани­ем нарушенного нормативного правового акта, дату совершения и сумму незаконной валютной операции или нарушения;

- в отношении физического лица - фамилию, имя, отчество, данные о документе, удостоверяющем лич­ность, адрес места жительства, содержание наруше­ния с указанием нарушенного нормативного правово­го акта, дату совершения и сумму незаконной валют­ной операции или указанного нарушения (ч. 9 ст. 23 ЗВРиВК).

Уполномоченные банки передают вышеуказан­ную информацию в порядке, установленном Банком России (ч. 10 ст. 23 ЗВРиВК).

¾ представлять органу валютного контроля, уполномоченному Правительством Российской Феде­рации, необходимые для осуществления его функций документы и информацию в объеме и порядке, кото­рые устанавливаются Правительством Российской Федерации по согласованию с Банком России (ч. 11 ст. 23 ЗВРиВК).

С учетом возможности определения Правитель­ством Российской Федерации нескольких органов валютного контроля (ч. 2 ст. 22 ЗВРиВК), порядок предоставления им информации органами и агентами валютного контроля может быть как унифицирован­ным, так и индивидуальным для каждого из них в за­висимости от компетенции каждого органа.

В связи с отсутствием в настоящее время у Феде­ральной таможенной службы России статуса органа валютного контроля юридические основания переда­чи информации уполномоченными банками таможен­ным органам в рамках новой системы таможенно - банковского валютного контроля потребуют допол­нительной проработки.

¾ нести ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации, за неис­полнение функций, установленных ЗВРиВК, а также за нарушение ими прав резидентов и нерезидентов (ч. 12 ст. 23 ЗВРиВК).

В настоящее время единственным видом ответст­венности органов и агентов валютного контроля явля­ется гражданско-правовая ответственность за причи­нение вреда в результате незаконных действий (без­действия), в том числе в результате издания акта, не соответствующего закону или иному правовому акту (ст. 1069, 16ГКРФ).

¾ возмещать в установленном законодательст­вом Российской Федерации порядке реальный ущерб, причиненный их неправомерными действиями (без­действием) резидентам (нерезидентам) (п. 3 ч. 1 ст. 24 ЗВРиВК).

5. Органы валютного контроля и их должностные лица обязаны:

¾ в пределах своей компетенции рассматри­вать заявления резидентов о предварительной регист­рации, требуемой в соответствии с ЗВРиВК, и прини­мать решение о предварительной регистрации либо об отказе в предварительной регистрации (ч. 6 ст. 23 ЗВРиВК).

Субъектом данной обязанности является феде­ральный орган исполнительной власти, являющийся органом валютного контроля, уполномоченный Пра­вительством Российской Федерации на осуществле­ние предварительной регистрации вывоза, пересылки из Российской Федерации валюты Российской Феде­рации и внутренних ценных бумаг в документарной форме, а также ввоза, пересылки в Российскую Феде­рацию валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в документарной форме в соответствии с ч. 5 ст. 15 ЗВРиВК (абз. 2 ч. 1 ст. 18 ЗВРиВК).

Аналогичная обязанность возложена и на нало­говые органы, осуществляющие предварительную регистрацию счета (вклада), открываемого в банке за пределами территории Российской Федерации, в со­ответствии с ч. 3 ст. 12 ЗВРиВК (абз. 1 ч.1 ст. 18 ЗВРиВК). Однако следует отметить, что налоговые органы не являются органами или агентами валютно­го контроля, а осуществляют указанные функции на основании прямого указания закона. Следствием это­го является отсутствие у налоговых органов каких-либо прав, предусмотренных ЗВРиВК для органов и агентов валютного контроля, даже несмотря на осуще­ствление ими функций в сфере валютного контроля.

6. Агенты валютного контроля и их должностные лица обязаны:

¾ осуществлять контроль за соблюдением ре­зидентами и нерезидентами актов валютного законо­дательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования (п. 1 ч. 7 ст. 23 ЗВРиВК).

¾ представлять органам валютного контроля информацию о валютных операциях, проводимых с их участием, в порядке, установленном актами ва­лютного законодательства Российской Федерации и актами органов валютного регулирования (п. 2 ч. 7 ст. 23 ЗВРиВК).

¾ отказывать в осуществлении валютной опе­рации, а также в открытии счета в случае непредстав­ления лицом документов, требуемых на основании ч. 4 и 5 ст. 23 ЗВРиВК, либо представления им недос­товерных документов (обязанность установлена ис­ключительно в отношении уполномоченных банков) (абз. 4 ч. 5 ст. 23 ЗВРиВК).

¾ возвращать резидентам (нерезидентам) по­лученные от них для ознакомления оригиналы доку­ментов (абз. 5 ч. 5 ст. 23 ЗВРиВК).

В связи с осуществлением валютного контроля резиденты и нерезиденты, осуществляющие в Рос­сийской Федерации валютные операции, имеют право:

¾ знакомиться с актами проверок, проведенных ор­ганами и агентами валютного контроля (п. 1 ч. 1 ст. 24 ЗВРиВК);

¾ обжаловать решения и действия (бездействие) органов и агентов валютного контроля и их должно­стных лиц в порядке, установленном законодательст­вом Российской Федерации (п. 2 ч. 1 ст. 24 ЗВРиВК);

¾ на возмещение в установленном законодательст­вом Российской Федерации порядке реального ущер­ба, причиненного неправомерными действиями (без­действием) органов и агентов валютного контроля и их должностных лиц (п. 3 ч. 1 ст. 24 ЗВРиВК);

В связи с осуществлением валютного контроля резиденты и нерезиденты, осуществляющие в Рос­сийской Федерации валютные операции, обязаны:

¾ представлять органам и агентам валютного кон­троля документы и информацию, которые предусмот­рены ст. 23 ЗВРиВК (п. 1 ч. 2 ст. 24 ЗВРиВК);

¾ вести в установленном порядке учет и составлять

¾ отчетность по проводимым ими валютным операци­ям, обеспечивая сохранность соответствующих доку­ментов и материалов в течение не менее трех лет со дня совершения соответствующей валютной опера­ции, но не ранее срока исполнения договора (п. 2 ч. 2 ст. 24 ЗВРиВК);

¾ выполнять предписания органов валютного кон­троля об устранении выявленных нарушений актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования (п. 3 ч. 2 ст. 24 ЗВРиВК).

ЗВРиВК четко разделяет компетенцию органов и агентов валютного контроля:

¾ Банк России осуществляет контроль за валют­ными операциями кредитных организаций, а также валютными биржами (ч. 4 ст. 22 ЗВРиВК),

¾ федеральные органы исполнительной власти, являющиеся органами валютного контроля, и агенты валютного контроля осуществляют контроль за ва­лютными операциями резидентов и нерезидентов, не являющихся кредитными организациями или валют­ными биржами, в пределах своей компетенции (ч. 5 ст. 22 ЗВРиВК).

Интересно отметить, что в действующей системе Банк России как орган валютного контроля, с одной стороны, и подотчетные ему уполномоченные банки как агенты валютного контроля, с другой стороны, осуществляют валютный контроль в отношении раз­личных групп субъектов.[15]

В то же время ряд вопросов возникает и в связи с включением профессиональных участников рынка ценных бумаг в число агентов валютного контроля за соблюдением валютного законодательства на рынке ценных бумаг несмотря на то, что они сами являются операторами этого рынка и налицо - очевидный кон­фликт их интересов. Кроме того, остается неясным, должны ли профучастники осуществлять также и ва­лютный контроль в отношении друг друга, или эта функция будет отнесена к компетенции иного органа или агента валютного контроля.

На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что новая система валютного контроля требует определенной доработки с точки зрения устранения имеющихся противоречий, обеспечения реализуемости закрепленных прав и исполнимости обязанностей, а также передачи контрольных функций от уполномочен­ных банков государственным органам. Только дальней­шее совершенствование валютного законодательства позволит создать действительно эффективную и в то же время необременительную для банков систему валют­ного контроля, адекватную декларируемым принци­пам валютной либерализации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: