Формы и методы валютного контроля

 

Применительно к понятию валютного контроля необходимо указать на его формы (как способы вы­ражения и организации контрольных действий) и ме­тоды (как приемы и способы его непосредственного осуществления).

По времени осуществления выделяют три формы валютного контроля: предварительный; текущий; по­следующий.

При осуществлении валютного контроля могут использоваться следующие методы: наблюдение; проверка; обследование; анализ.

Многочисленность объектов валютного контро­ля, многообразие валютных ограничений, а также нали­чие развитой системы органов и агентов валютного кон­троля являются основой формирования нескольких ор­ганизационно-правовых форм валютного контроля.[7]

Под организационно-правовой формой валют­ного контроля понимают систему мер, осуществляе­мых организационно - юридически взаимосвязанными органами и агентами валютного контроля с использо­ванием специфических методов и приемов в отноше­нии нормативно определенной группы субъектов или группы валютных операций.

Выделяют следующие организационно-правовые формы валютного контроля:

1. Правительственный. Осуществляется Прави­тельством Российской Федерации в отношении сис­темы валютного контроля для обеспечения координа­ции деятельности в области валютного контроля фе­деральных органов исполнительной власти, являю­щихся органами валютного контроля, их взаимодей­ствия с Банком России, а также взаимодействие не являющихся уполномоченными банками профессио­нальных участников рынка ценных бумаг и таможен­ных органов как агентов валютного контроля с Бан­ком России (ч. 6 ст. 22 ЗВРиВК).

Основная форма правительственного валютного контроля - издание индивидуальных актов право­применения.

Содержание правительственного валютного кон­троля может определяться, помимо ЗВРиВК, также и иными федеральными законами, в том числе не отно­сящимися к актам валютного законодательства (ч. 1 ст. 22 ЗВРиВК).

2. Общий. Осуществляется федеральными орга­нами исполнительной власти, специально уполномо­ченными Правительством Российской Федерации на осуществление валютного контроля (в настоящее время таким органом является Федеральная служба финансово-бюджетного надзора), а также агентами валютного контроля и правоохранительными органа­ми (ФСБ России, МВД России) в отношении любых валютных операций, контроль за совершением кото­рых отнесен к их компетенции.

Основная форма общего валютного контроля - проведение проверок (последующий контроль).

3. Банковский - осуществляется Банком России (в том числе его территориальными учреждениями) и уполномоченными банками в отношении любых ва­лютных операций, совершаемых клиентами уполно­моченных банков, а также Банком России в отноше­нии уполномоченных банков в связи с исполнением ими норм валютного законодательства и актов органов валютного регулирования.

При этом Банк России обладает статусом органа валютного контроля (ч. 2 ст. 22 ЗВРиВК), а уполно­моченные банки - статусом агентов валютного кон­троля (ч. 3 ст. 22 ЗВРиВК).

Основная форма банковского валютного контро­ля - наблюдение (текущий контроль) и проверки (по­следующий контроль).

4. Таможенный. Осуществляется таможенными органами в отношении лиц, осуществляющих валют­ные операции, связанные с перемещением (ввозом и вывозом) через таможенную границу Российской Фе­дерации объектов валютных правоотношений.

При этом таможенные органы обладают статусом агентов валютного контроля (ч. 3 ст. 22 ЗВРиВК).

Основная форма таможенного валютного кон­троля - наблюдение (текущий контроль).

Разумеется, организационно-правовые формы ва­лютного контроля на практике существуют не изоли­рованно, а тесно переплетаются. Наиболее ярким примером их взаимодействия может служить осуще­ствление валютного контроля при экспортно-им­портных операциях, в котором участвуют и банки, и таможенные органы.

Такое положение делает необходимым обеспече­ние четкой координации между всеми органами и агентами валютного контроля как для обеспечения целостности и максимальной эффективности системы валютного контроля, так и во избежание дублирования функций или неоправданного вмешательства в валют­ные операции резидентов и нерезидентов.

В целях решения данной проблемы Правительст­во Российской Федерации специально уполномочено на осуществление необходимой межведомственной координации (ч. 6 ст. 22 ЗВРиВК). Нельзя, однако, не отметить, что опыт функционирования системы ва­лютного контроля в нашей стране не дает оснований для чрезмерной переоценки возможностей Прави­тельства Российской Федерации в рабочем режиме обеспечивать взаимодействие различных органов ва­лютного контроля.

С учетом этого представляется целесообразным либо создание межведомственного совещательного координирующего органа для обсуждения наиболее важных вопросов в сфере валютного контроля, либо формирование коллегиального органа по аналогии с Национальным банковским советом для принятия ключевых решений в области проведения валютной политики, либо предоставление координирующих функций одному из реально действующих органов валютного контроля (наиболее целесообразно - Банку России).[8]


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: