Грамота великого патриарха Луки ко князю Ондрею ростовскому, Боголюбскому

Любимый о Господи, духовный сыну, преблагородный княже ростовский и суждальский! Грамота благородия твоего к нашему смирению твоим послом принесена бысть и прочтена бысть в Соборе. Уведавше на ней, оже в твоей земли твоим почтанием благочестие умиряется, яко многи по местом молебныа домы создал еси Богу, доброе се твое почтание вси похвалихом, и еже к Богу правую твою веру готовахом, и не токмо же грамотою благородия твоего сия извествовахом, но от того самого епископа твоего многа благая о благородии твоем, и свидетельствова пред нашим смирением и пред Божественным Собором, и пред державным нашим святым царем. Сказывает же нам писание твое, иже град Володимерь из основания воздвигл еси велик со многом человек, в немже и церкви многи создал еси. Не хощеши же его быти под правдами епископьи Ростовския и Суздальския, но обновити е митрополиею и поставити от нас в не митрополита, тамо сущаго у благородия твоего Феодора. Да еже убо о граде твоем, иже в нем святых церквей, яже воздвигл еси на славу Богу, но той ти множицею благородию твоему воздаст; а еже отъяти таковый град от правды епископьи Ростовския и Суждальския и быти ему митрополиею не мощно есть то. Да ведомо буди благородию твоему: понеже бо, якоже слышим, оже не иноя страны есть ни области таковый град; не ново бо есть зашел к любви и к твоему княжению ныне бы приложен, но тое же самое земли и области есть, в ней (же) суть прадеди твои были; и ты сам обладаеши ею ныне, в нейже едина епископья была издавна, и един епископ во всей земли той. Ставим же по временом священным митрополитом всея Руси, еже есть от нас святыя и великия Церкве, ставим и посылаем тамо; а не можем мы того сотворити, занеже яве съвъпрашати сважатися с Божественными и священными правилы. Правила убо святых апостол и Божественных отец каяждо митрополия и епископья цели и непорушимо своя держати оправдания повелели, и никтоже от святых может Божественных и священных преступити правил, аще не странен от Бога хощет быти.


Прочтохом же и присланые грамоты твои, на нихже биаху обинныи вины на боголюбиваго епископа твоего. А понеже уведахом и священного митрополита грамотою епископ, и от самого посла деръжавнаго и святаго нашего царя, и от инех многих, оже таковая епископа твоего обинения молвена суть многажды по своем тамо у вас Соборе и пред великим князем всея Руси, пришедшим о том некым мужем благородия твоего, явилася не крепка, якоже бы епископу спакостити, и оправлен убо сий епископ своим Сбором; и неподобно, и мы мнехом, отинуд того порядити, занеже суть истязанна тамо; яко бо и священная правила не велят нам того творити, иже велят коемуждо епископу своим Собором судитися. Но понеже епископ, надеяся на свою правду, прележаше моляся нам истязати паки нам, таковая нам послушахом молбы, и прочтохом иже на него благородием твоим присланую грамоту. А понеже противу которой вине своей во правду силне по правилом отвещал есть, и оправдан есть нами, и в службу его с собою прияхом, и служил с нами. И се же епископ твоему благородию послан, как и от самого Бога, нашим смирением, Божественым и священным великим Собором. И известно надеемся, яко не восхощеши ся противити суду всех святитель и нашему смирению, и просто, аще хощеши имети часть с Богом, смесившаго небесная и земная своим к нам сшествием, и благословления великия соборныя Церкве и молитв всех, иже зде сшедшихся, святитель и нашего смирения, духовный отчей сыну! Всяку убо, юже имееши жалобу и да в души своей на боголюбиваго епископа своего, сложи с сердца своего; с радостию же его приими, со всякою тихостию и любовию, яко же Божиею благодатию достойна суща яко и слова почтена, и добродетелию светящее, и смыслом украшена и сведает право паствити и управливати порученное ему Богом стадо. А пастыря имея яже не такого, то боле не проси иного, но име его, яко святителя, и отца, и учителя, и пастыря и приими его опять в свою землю, да паствит Божие стадо, да не забывает, ожели то твое благородие будет в том гресе. Пусти же ему строити своея церкве, яко же благодать Святаго Духа вздает ему - се бо и Богу, и человеком есть угодно. Аще ли твое благородие годующе хощеть жити в созданнем тобою граде, а хотети начнет и епископ в нем с тобою быти, да будет сий боголюбивый епископ твой с тобою; в том бо ему несть пакости, занеже есть таковый град под областию его. Ожели паки, якоже не имам веры, ни дай Бог быти, по его оправлении и священным митрополитом всея Руси, и его епископы и нашим совершеным утвержением отнюдь,- а не будешь к нему, якоже подобаеть, ни повинутися начнеши его поучением и наказанием, но и еще начнеши гонити сего, Богом ти данного святителя и учителя, повинуяся инем чрез закон поучением, а ведомо ти буди, благословеный сыну, то аще всего мира исполниши церкви и грады и возградиши паче числа, гониши же епископа, главу церковную и людскую, то не церкви, то хлеви, ни единоя жити..."

 

1160 г.

 


[1] «История Русской Церкви».

[2] «История Русской Церкви» Т.2.

[3] «Очерки по истории Русской Церкви».

[4] «Общественно-политическая мысль Древней Руси».

[5] «Андрей Боголюбский и Лука Хрисоверг».

[6] «Общественно-политическая мысль Древней Руси».

[7] Об этом, в частности, косвенно свидетельствует Повесть временных лет: «Том же лете, месяца того же, иде Володимер, и Давыд и Олег к Аепе и ко другому Аепе, и сотвориша мир. И поя Володимер за Юргя Аепину дщерь, Осеневу внуку, а Олег поя за сына Аепину дщерь, Гиргеневу внуку месяца генваря 12 день». (Памятники литературы Древней Руси. XI – нач. XII века. М., 1978. С. 274)

Данные Повести временных лет косвенно подтверждаются современными научными открытиями. Так, например, известный отечественный антрополог М.М. Герасимов по подлинному черепу Андрея Боголюбского, взятому из гробницы, восстановил внешний облик князя. Черты лица по получившейся реконструкции явно свидетельствуют о том, что его близкими предками были выходцы из степи.

[8] Владимир I. Святославич (ум. 15.VII.1015). Кн. новг. (969), вел. кн. киев. (980 – 1015). Сын Святослава Игоревича и ключницы Малуши. Первый князь официально принявший титул вел. князя. Значительно расширил и укрепил владения Руси. При нем сооружены оборонит. Рубежи по р.р. Осетр, Трубеж, Сулла и др., заново укреплен и застроен кам. зданиями Киев. Провозгласил христианство гос. религией. В его княжение Др. – русск. гос-во вступило в период своего расцвета, усилился международный авторитет Руси. Канонизирован русск. Церковью. (Ермолаев И.П. Прошлое России в лицах: Биографический словарь. IX – XVIII в. - Казань, 1999. С. 84)

 

 

[9]  Нечволодов А. Сказания о Русской земле. М., 1913. С.138

[10] Скрынников Р.Г. История Российская. IX- XVII в.в. М., 1997. С. 105

[11] Владимир Всеволодович Мономах (Владимир II) (1053 – 1125), князь смоленск. (с 1067), чернигов. (с 1078), переясл. (с 1093), вел. кн. киев. (с 1113). Сын Всеволода Ярославича и дочери визант. Имп. Константина Мономаха. Организатор борьбы против половцев, активный участник княжеских съездов 1097, 1100, 1103. После смерти вел. кн. киев. Святополка Изяславича призван киевскими боярами на великокняж. Стол. Подавил народное восстание 1113. Разработал «Устав», ограничивавший произвол ростовщиков. Был женат три раза. Стремился укрепить династические связи с европ. дворами. (Ермолаев И.П. Прошлое России в лицах: Биографический словарь. IX – XVIII в. Казань, 1999. С. 84)

 

 

[12] Буганов В. И. Русь на перепутье. М., 1997. С. 184

[13] ПСРЛ. Т.2. М., 2001. С. 294

[14]  Всеволод II (ум. 30.VII.1146), кн. черниг. (1127-39), вел. кн. киев. в 1139-46. Сын Олега Святославича. разжигал и умело использовал княжеские распри для удержания своего вияния. Жестоко угнетал народ, что вызвало после его смерти восситание в Киеве. Рассматривал Киев как наследственное владение, перед смертью заставил киевских бояр и черниговских Давидовичей присягнуть своему брату Игорю. Был женат на дочери кн.городец. Святослава Давидовича, затем на дочери Мстислава Великого Агафье. Имел двух сыновей – Святослава и Ярослава. (Ермолаев И.П. Прошлое России в лицах: Биографический словарь. IX – XVIII в. Казань, 1999 С.47)

[15] В этой истории интересен следующий момент. Для того, чтобы заключить мировую с Всеволодом Вячеслав посылает к нему в качестве посла митрополита. «Вячеслав противу не изииде, не хотя крове пролиати, но сотворися мнии и высла к нему митрополита, река ему тако иди опять» - гласит летопись. Летописец подчеркнуто говорит, что митрополит был именно послан великим князем и что последний проявляет властные полномочия по отношению к первому.  Этот факт характеризует определенное подчиненное и зависимое положение главы церкви от великого князя. О том, какого характера была эта зависимость, будет сказано в следующей главе.

[16] Изяслав Мстиславич (ок.1097 – 1154), кн. влад.- волын. (с 1134), переясл. (с 1143), вел. кн. киев. (1146-49, 1151-54), сын Мстислава Владимировича, внук Мономаха. Добился обособления Русской церкви от Византии. (Ермолаев И.П. Прошлое России в лицах: Биографический словарь. IX – XVIII в. Казань, 1999. С. 84)

 

[17] Соловьев С.М. История России с древнейших времен. Т.1. М., 1959. С. 464

[18] Здесь мы видим, как Андрей Юрьевич впервые открыто проявляет личные княжеские амбиции.

[19] Рапов О.М. Княжеские владения на Руси в X – пер. половине XIII в. М., 1977. С. 150

[20] Цит. по: Рапов О.М. Княжеские владения на Руси в X – пер. половине XIII в. М., 1977. С. 150

 

[21] Это сказание, по всей видимости, написано духовником Андрея Боголюбского – попом Николаем в 1155 году. (www. rustrana.ru/article.php)

[22] Гейм И. Историческое описание Сеноксарского монастыря. М., 1853. С. 12

[23] Сказание о чудесах Владимирской иконы Божьей Матери. М., 1995. С. 13

[24] Там же. С. 14

[25] Иловайский Д.И. Становление Руси. М., 2003. С.467-68

[26] Сказание о чудесах Владимирской иконы Божьей Матери. М., 1995. С. 14

[27] См.: Погодин И.П. Исследования. М., 1914. Т.5. С.125

[28] Рыбаков Б.А. Киевская Русь и русские княжества в XII – XIII в.в. М., 1982. С. 550

[29] Там же. С. 551

[30] Одним из изгнанных братьев Андрея Боголюбского был Всеволод Юрьевич (будущий «Большое Гнездо»).

Род. 20.10.1154.  ум. 13.4.1212. Вел. кн. Влад. (с 1176). Находился в изгнании в Константинополе, где и провел юность. После смерти Андрея Боголюбского (1174) участвует вместе с братом Михаилом в междоусобной борьбе с племянниками Мстиславом и Ярополком Ростиславичами. В ходе этой борьбы В.Ю. сумел укрепиться на владимирском великокняжеском престоле. Успешно боролся с феодальной знатью. Подчинил Киев, Чернигов, Рязань, Новгород. Осуществлял походы на Волжскую Булгарию и мордву (1183, 1186, 1205). Жестоко расправлялся с непокорными. Прекратил соперничество Мономаховичесй с черниговскими Ольговичами. В его правление Суздальская Русь достигла наивысшего расцвета. (Ермолаев И.П. Прошлое России в лицах: Биографический словарь. IX – XVIII в. - Казань, 1999. С. 84)

[31] См. Рыбаков Б.А. Киевская Русь и русские княжества в XII – XIII в.в. М., 1982. С. 550

 

[32] Кожа Александр, свящ. Русская Православная Церковь. Очерки истории. М., 1988. С. 18

[33] Шмурло Е.Ф. Курс Русской истории. СПб., 1996. С.124

[34] Сборник материалов для исторической топографии Киева и его окрестностей. Ч.1. Киев. 1874. С.3

[35] Шмурло Е.Ф. Курс Русской истории. СПб., 1996. С.125

[36] См. напр.: Сахаров А.Н. История России с древнейших времен до конца XVII в. М., 1997.

[37] Хорошую сводку фактов, доказывающих это делает В.Т. Георгиевский в своей книге «Святый благоверный великий князь Андрей Боголюбский».  (Владимир, 1894). Хотя автор, быть может, преувеличивает степень сознательности монархической идеи в Андрее Боголюбском, но нельзя сомневаться, что князем всю жизнь руководила именно эта идея, которую он понимал, конечно, с большей ясностью, нежели первые Московские князья, собиратели земли Русской, до самого Иванна III.

[38] ПСРЛ. Т.2. М., 2001. С. 510

[39] Там же.

[40] Карамзин Н.М. Предания веков. М., 1989. С. 212

[41] ПСРЛ. Т.2. М., С. 511

[42] Там же.

[43] Нечволодов А. Сказания о Русской земле. М., 1913. С. 156

[44]  www.litopys.narod.ru/lavrlet/lavr.htm.

[45]Цит. по: «Сказание о чудотворных иконах Богоматери и ея милостях роду человеческому». Коломна. 1993. С.732

 

[46] Карамзин Н.М. Предания веков. М., 1989. С. 223

[47] www.a-nomalia.narod.ru/index.files/6Ln2.htm.

 

 

[48] Соловьев С.М. Чтения и рассказы по истории России. М., 1989. С.113

[49] ПСРЛ. Т.2. М., 2001. С.544.

[50] ПСРЛ. Т.2. М., 2001. С.546

[51] Рыбаков Б.А. Киевская Русь и русские княжества в XII – XIII в.в. М., 1982. С. 551

[52] Соловьев С.М. История России с древнейших времен. Т.1. М., 1959. С. 533

[53] Там же.

[54] ПСРЛ. Т.2. М., С. 570

[55] Там же. С.574

[56] Там же.

[57] Там же. С.578

[58] Костомаров Н.И. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. М., 1998. С.116-117

[59] Скрынников Р.Г. История Российская. IX- XVII в.в. М., 1997. С.109

[60] Эта повесть нашла свое наибольшее отражение в Ипатевской летописи.

[61] www.rustrana.ru/article.php

 

[62] Доброклонский А.П. Руководство по истории Русской Церкви. М., 2001. С. 29

 

[63] Ципин В. А. Церковное право. М., 1996. С. 227

[64] Голубинский Е.Е. История Русской Церкви. Т.1 М., 1997 С. 338

[65] Так, например, Муром был стольным городом, но в нем не была образована епископская кафедра.

[66] Карташев А.В. Очерки по Истории Русской Церкви. М., 1993. С. 183

[67] Пожалуй единственным исключением здесь можно назвать Послание патриарха Луки Хрисоверга к князю Андрею Боголюбскому.

[68] Напр. Голубинский Е.Е.

[69] Житие св.Исайи, епископа Ростовского// Православный собеседник.Ч.1. 1858. С. 434

[70] Павлов Иннокентий, иером. Миссионерская деятельность Русской Православной Церкви. М., 1988. С.244

[71] Голубинский Е.Е. История Русской Церкви. Т.1 М., 1997 С. 205

[72] Булгаков Макарий, митр. История Русской Церкви. М., 2001. Т.2. С.462

[73] Булгаков Макарий, митр. История Русской Церкви. М., 2001. Т.2. С. 295

[74] Голубинский Е.Е. История Русской Церкви. Т.1 М., 1997. С. 330

[75] Будовниц И.У. Общественно-политическая мысль Древней Руси. М., 1960 С.246-248

[76] Воронин НН. Андрей Боголюбский и Лука Хрисоверг (из истории русско-византийских отношений XII века). // Византийский временник. Т.21. М.,1962. С.50

[77] Хорошев А.С. Политическая история русской канонизации (XI-XVI вв.). М.,1986. С.61; Толочко А.П. Князь в Древней Руси: власть, собственность, идеология. Киев, 1992. С.119.

[78] Фроянов И. Я. Древняя Русь. Опыт исследования истории социальной и политической борьбы. М.,1995. С.614-615.

[79] ПСРЛ Т.24. Пг., 1921. С.78

[80] Будовниц И.У. Общественно-политическая мысль Древней Руси. М., 1960 С.247

[81] ПСРЛ Т.24. Пг., 1921. С.78

[82] Лимонов Ю.А. Летописание Владимиро-Суздальской Руси. Л.,1967. С.62

[83] Там же. С.63

[84] ПСРЛ Т. 9. СПб., 1862. С.182,190,204,209 и др.; Т.15. СПб.,1863. Стб.233.

[85] Молдован А.Н. «Слово о Законе и Благодати» Илариона. Киев,1984. С.91

[86] Литаврин Г.Г. Византия и славяне. СПб., 2001. С.473

[87] Воронин Н.Н. «Житие Леонтия Ростовского» и византийско-русские отношения второй половины XII в.// Византийский временник. Т. 23. М., 1963 С.28, 37, 38

[88] Там же. С.37.

[89] Кондаков Н.П. Изображения русской княжеской семьи в миниатюрах XI века.СПб.,1906. С.98.

[90] Забелин И.Е. Следы литературного труда Андрея Боголюбского.// Археологические известия и заметки. М., 1895, N 2-3. С.46-47.

[91] ПСРЛ. Т. 9. СПб., 1862. С.210

[92] www.old-rus.narod.ru/03-51.html

 

[93] Лебедев А.П. Исторические очерки состояния Византийско-восточной церкви от конца XI до середины XV века. СПб.,1998. С.112-116.

[94] ПСРЛ. Т.9. СПб.,1862. С.220-221.

[95] Вальсамон Феодор, знаменитый византийский канонист. Занимал при императорах Мануиле Комнине (1142-1181) и Исааке Ангеле (1185-1194) важные церковные должности номофилакса и хартофилакса. В 1193 году Вальсамон возводится в антиохийские патриархи, но жить остается в Константинополе, ибо Антиохия находится в это время в руках крестоносцев. Получил от патриарха Михаила Анхиала (1169-1177) поручение написать толкования на Номоканон Фотия. Толкования его имеют огромный исторический интерес. Богатейший исторический материал дают его комментарии по культурной жизни той эпохи.(Христианство: Энциклопедический словарь. Т.1. М., 1993 С.347)

[96] Зонара Иоанн (3-я четверть 11 в.- середина 12 в.), византийский историк и канонист. По смерти жены и детей принял монашество и поселился на необитаемом островке св. Гликерии в Пропонтиде, отдав все свои силы литературным трудам. Первым и особенно важным трудом Зонары был его Комментарии на полный текст церковных правил. Правила изъясняет с трех точек зрения – исторической, догматической и практической. Его толкования сами стали источником права. Другой крупный труд Зонары.- всемирная хроника от сотворения мира до вступления на престол императора Алексея Комнина (1080-1118). Для позднейших византийских хронистов и русских летописцев она служила обильным источником материалов. (Там же. С.561)

[97] Павлов А.С. Курс церковного права. СПб., 1902. С.12,17.

[98] Цит. по: Лебедев А.П. Исторические очерки состояния Византийско-восточной церкви от конца XI до середины XV века. СПб.,1998. С.89-90.

[99] Белевцев Иоанн, прот. Образование Русской Православной Церкви. М.,1988. С.145




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: