Специфика деятельности негосударственных

Пенсионных фондов

 

    Негосударственный пенсионный фонд (далее фонд) - это особая организационно-правовой форма некоммерческой организации социального обеспечения, учреждается на основе добровольных имущественных взносов. Учредители не имеют прав на переданное Фонду имущество, которое является его собственностью.

Исключительными видами деятельности Фонда являются:         

- деятельность по негосударственному пенсионному обеспечению участников Фонда в соответствии с договорами негосударственного пенсионного обеспечения;

- деятельность в качестве страховщика по обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года №167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" и договорами об обязательном пенсионном страховании;

- деятельность в качестве страховщика по профессиональному пенсионному страхованию в соответствии с федеральным законом и договорами о создании профессиональных пенсионных систем.

Деятельность НПФ по негосударственному пенсионному обеспечению участников Фонда осуществляется на добровольных началах и включает в себя аккумулирование пенсионных взносов, размещение и организацию размещения пенсионных резервов, учет пенсионных обязательств Фонда, назначение и выплату негосударственных пенсий участникам Фонда.

Деятельность Фонда в качестве страховщика по обязательному пенсионному страхованию включает в себя аккумулирование средств пенсионных накоплений, организацию инвестирования средств пенсионных накоплений застрахованных лиц, назначение и выплату накопительной части трудовой пенсии застрахованным лицам.

Все виды деятельности Фонда лицензируются в обязательном порядке и осуществляются независимо друг от друга.

Фонд осуществляет свою деятельность на основании федеральных законов от 07.05.1998 №75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах", от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования"; от 24.07.2002 N 111-ФЗ "Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации", от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", других нормативно-правовых актов Российской Федерации, а также Устава и Правил Фонда. Страховые Правила определяют порядок и условия исполнения Фондом обязательств по договорам об обязательном пенсионном страховании, а Пенсионные Правила – пенсионном договорам о негосударственном пенсионном обеспечении.

Собственное имущество Фонда подразделяется:

- имущество, предназначенное для обеспечения уставной деятельности, формируемое за счет совокупного вклада учредителей, целевых взносов вкладчиков, части дохода Фонда от размещения пенсионных резервов и инвестирования средств пенсионных накоплений, дохода от использования имущества, благотворительных взносов и других законных поступлений;

- пенсионные резервы, формируемые для обеспечения платежеспособности по обязательствам перед участниками Фонда за счет пенсионных взносов, дохода от размещения пенсионных резервов, целевых поступлений;

- пенсионные накопления, формируемые за счет досрочно выплаченных из Пенсионного фонда Российской Федерации в фонд по заявлению застрахованного лица средств, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица; средств, переданных фондом в доверительное управление управляющей компании, включая чистый финансовый результат от реализации активов, изменение рыночной стоимости инвестиционного портфеля за счет переоценки на отчетную дату; средств, поступивших в фонд от управляющих компаний для выплаты застрахованным лицам или их правопреемникам и еще не направленных на выплату накопительной части трудовой пенсии; средств, переданных в фонд предыдущим страховщиком (фондом) в связи с заключением застрахованным лицом с фондом договора об ОПС в установленном настоящим Федеральным законом порядке; средств, поступивших в фонд от управляющих компаний для передачи в Пенсионный фонд Российской Федерации или другой фонд.

Необходимо отметить, что на средства пенсионных накоплений и пенсионных резервов не может быть обращено взыскание по долгам Фонда (за исключением долгов перед участниками и застрахованными лицами соответственно) и иных лиц. А также исполнение обязательств Фонда должно осуществляться из соответствующего виду деятельности сформированного источника средств.

Фонд в соответствии с уставом выполняет следующие функции:

- разрабатывает правила фонда;

- заключает пенсионные договоры, договоры об обязательном пенсионном страховании и договоры о создании профессиональных пенсионных систем;

- аккумулирует пенсионные взносы и средства пенсионных накоплений;

- ведет пенсионные счета негосударственного пенсионного обеспечения;

- ведет пенсионные счета накопительной части трудовой пенсии с учетом требований Федерального закона от 01.04.96г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования";

- ведет пенсионные счета профессиональных пенсионных систем;

- информирует вкладчиков, участников и застрахованных лиц о состоянии указанных счетов;

- заключает договоры с иными организациями об оказании услуг по организационному, информационному и техническому обеспечению деятельности фонда;

- оплачивает услуги и возмещает расходы иных организаций, предоставляющих услуги по организационному, информационному и техническому обеспечению деятельности фонда, раздельно по видам деятельности фонда за счет имущества, предназначенного для обеспечения уставной деятельности фонда, в том числе за счет части дохода, полученного от размещения средств пенсионных резервов и инвестирования средств пенсионных накоплений, направляемой на формирование имущества, предназначенного для обеспечения уставной деятельности фонда;

- определяет инвестиционную стратегию при размещении средств пенсионных резервов и инвестировании средств пенсионных накоплений;

- формирует имущество, предназначенное для обеспечения уставной деятельности, и размещает составляющие его денежные средства;

- формирует пенсионные резервы, организует размещение средств пенсионных резервов и размещает пенсионные резервы;

- организует инвестирование средств пенсионных накоплений;

- заключает договоры с управляющими компаниями, специализированными депозитариями, другими субъектами и участниками отношений по негосударственному пенсионному обеспечению, обязательному пенсионному страхованию и профессиональному пенсионному страхованию;

- оплачивает расходы, связанные с размещением средств пенсионных резервов, за счет части дохода от размещения средств пенсионных резервов, направляемой на формирование имущества, предназначенного для обеспечения уставной деятельности фонда, а также за счет имущества, предназначенного для обеспечения уставной деятельности фонда;

- оплачивает расходы, связанные с инвестированием средств пенсионных накоплений, за счет части дохода от инвестирования средств пенсионных накоплений, направляемой на формирование имущества, предназначенного для обеспечения уставной деятельности фонда, а также за счет имущества, предназначенного для обеспечения уставной деятельности фонда;

- оплачивает расходы, связанные с размещением имущества, предназначенного для обеспечения уставной деятельности фонда, за счет доходов от размещения указанного имущества;

- рассматривает отчеты управляющей компании (управляющих компаний) и специализированного депозитария о финансовых результатах деятельности по размещению средств пенсионных резервов и инвестированию средств пенсионных накоплений;

- расторгает договоры с управляющей компанией (управляющими компаниями) и специализированным депозитарием по основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом и законодательством Российской Федерации;

- принимает меры, предусмотренные законодательством Российской Федерации, для обеспечения сохранности средств фонда, находящихся в распоряжении управляющей компании (управляющих компаний), с которой (которыми) расторгается (прекращается) договор доверительного управления;

- ведет в установленном порядке бухгалтерский и налоговый учет;

- ведет обособленный учет имущества, предназначенного для обеспечения уставной деятельности фонда, средств пенсионных резервов и средств пенсионных накоплений;

- осуществляет актуарные расчеты;

- производит назначение и осуществляет выплаты негосударственных пенсий участникам;

- производит назначение и осуществляет выплаты накопительной части трудовой пенсии застрахованным лицам или выплаты их правопреемникам;

- производит назначение и осуществляет выплаты профессиональных пенсий;

- осуществляет выплаты выкупных сумм вкладчикам и (или) участникам или перевод выкупных сумм в другой фонд, а также перевод средств пенсионных накоплений в случае перехода застрахованного лица в другой фонд или Пенсионный фонд Российской Федерации;

- принимает меры по обеспечению полной и своевременной уплаты вкладчиками пенсионных взносов;

- предоставляет информацию о своей деятельности в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом;

- осуществляет иные функции для обеспечения уставной деятельности фонда.

Государство обеспечивает постоянный контроль над деятельностью МН БПФ. Контроль осуществляется через особые условия сохранности пенсионных резервов: строго определены направления инвестирования, хранение ценных бумаг должно осуществляться в специальных депозитариях под контролем Правительства, фонд обязан регулярно предоставлять в контролирующий орган - Федеральную Службу по Финансовым рынкам России - бухгалтерскую, финансовую и специальную отчётность, ежегодно проводятся проверки независимыми аудиторами и актуариями.

 

Организационное обеспечение процесса стратегического планирования в негосударственных пенсионных фондах

 

Термин «стратегическое управление» был введен в обиход на стыке 60—70-Х гг. для того, чтобы отражать отличие управления, осуществляемого на высшем уровне, от текущего управления на уровне производства. Необходимость проведения такого различия была вызвана в первую очередь изменениями в условиях осуществления бизнеса. В качестве ведущей идеи, отражающей сущность перехода к стратегическому управлению от оперативного управления, явилась идея необходимости переноса центра внимания высшего руководства на окружение для того, чтобы соответствующим образом и своевременно реагировать на происходящие в нем изменения, своевременно отвечать на вызов, брошенный внешней средой.

Стратегическое управление можно определить как такое управление организацией, которое:

- опирается на человеческий потенциал, как основу организации,

- ориентирует производственную деятельность на запросы потребителей,

- осуществляет гибкое регулирование, своевременные изменения в организации, отвечающие вызову со стороны окружения и позволяющие добиваться конкурентных преимуществ.

Это в совокупности позволяет организации выживать достигать своей цели в долгосрочной перспективе.

Стратегическое управление можно рассматривать как динамическую совокупность пяти взаимосвязанных управленческих функций. Эти процессы логически вытекают один из другого. Однако существует устойчивая обратная связь и, соответственно обратное влияние каждого процесса на остальные и на всю их совокупность. Это является важной особенностью системы стратегического управления.

Стратегическое планирование представляет собой набор действий и решений, принятых руководством, ведущих к разработке специфических стратегий для достижения целей организации. Основа стратегического планирования - определение главных целей деятельности фирмы. Оно ориентировано на достижение конечных результатов с учетом средств, способов достижения поставленных целей и обеспеченности необходимыми ресурсами. При этом разрабатываются также новые возможности фирмы, например, расширение производственных мощностей путем строительства новых предприятий или приобретения оборудования, изменения профиля предприятия или внедрение новой технологии. Стратегическое планирование охватывает период в 10-15 лет, имеет отдаленные последствия, влияет на функционирование всей системы управления и основывается на огромных ресурсах. Для сравнения, текущее планирование заключается в определении промежуточных целей на пути достижения стратегических целей и задач. При этом детально разрабатываются средства и способы решения задач, использование ресурсов, внедрение новой технологии. Стратегическое планирование ставит целью дать комплексное научное обоснование проблем, с которыми может столкнуться фирма в предстоящем периоде, и на этой основе разработать показатели развития фирмы на плановый период (Рис. 1).

При разработке стратегического плана проводится:

- анализ перспектив развития фирмы, задачей которого является выяснение тенденций и факторов, влияющих на развитие;

- анализ соответствующих тенденций;

- анализ позиций в конкурентной борьбе, задача которого состоит в определении конкурентоспособности продукции фирмы на разных рынках и методов повышения результативности работы в конкретных направлениях с использованием оптимальных стратегий во всех видах деятельности;

- выбор стратегии на основе анализа перспектив развития фирмы в различных видах деятельности, определение приоритетов по конкретным видам деятельности с точки зрения эффективности и обеспеченности ресурсами;

- анализ направлений диверсификации видов деятельности и определение ожидаемых результатов.

При выборе стратегии необходимо иметь в виду, что новые стратегии, как в традиционных областях, так и в новых сферах бизнеса, должны соответствовать накопленному потенциалу фирмы.

 

 

Рис. 1. Схема стратегического планирования.

 

Как видно из схемы, при выработке стратегии перспективы и цели связаны между собой. Текущие программы ориентируют оперативные подразделения в их повседневной работе по обеспечению текущей рентабельности. Стратегические программы и бюджеты закладывают основы будущей рентабельности, что требует создания системы исполнения, построенной на управлении проектами. Стратегический план выражен стратегией организации. В нем содержатся решения относительно сфер деятельности и выбора новых направлений. В нем могут перечисляться основные проекты и задаваться их приоритеты. Обычно стратегический план не содержит количественных показателей.

Например, в японских фирмах широко распространены системы стратегического планирования (в 70% крупных компаний), причем в разработке стратегических планов ведущую роль играет плановый отдел (на уровне центральных служб). Характер планирования во многом зависит от структуры фирмы, т.е. от того, является она специализированной или диверсифицированной. В специализированных компаниях основной упор в планировании делается на разработку структуры фирмы и обоснование новых инвестиционных проектов. Предложение и решение этих вопросов сосредоточено на высшем уровне управления, поскольку именно там находится наиболее полная информация. Поэтому в специализированной компании подготовка плана ведется более централизовано и "сверху вниз".

Американские фирмы обычно используют два вида планирования: долгосрочное, или стратегическое, планирование и годовое финансовое планирование. Стратегическое планирование осуществляется, как правило, небольшой группой специалистов при высшем руководстве фирмы и концентрирует свое внимание на разработке долгосрочных решений, принимаемых фирмой на основе экономического анализа рыночной ситуации. В виду сложности этого процесса в нем используются такие инструменты планирования, как эконометрические прогнозы или модели, разработанные соответствующими специалистами. Первичным объектом анализа для стратегического планирования является стратегический центр хозяйствования (СЦХ), объединяющий несколько производственных отделений фирмы, действующий на рынке как самостоятельная хозяйственная единица. Стратегическое планирование имеет целью дать обоснованную оценку будущей рентабельности различных СЦХ, а на этой основе принимаются решения по поводу прекращения того или иного вида предпринимательской деятельности фирмы (закрытия или продажи отдельных предприятий) или внедрения в новые сферы деловой активности.

 

Основные этапы процесса стратегического планирования

 

Процесс стратегического планирования является инструментом, помогающим в принятии управленческих решений. Его задача - в достаточной степени обеспечить нововведения и изменения в организации. Точнее говоря, четыре основных вида управленческой деятельности соединены в рамках процесса стратегического планирования. К ним относятся: распределение ресурсов, адаптация к внешней среде, внутренняя координация и организационное стратегическое поведение.

Распределение ресурсов. Данный процесс включает в себя распределение ограниченных организационных ресурсов, таких как фонды, дефицитные управленческие таланты и технологический опыт.

Адаптация к внешней среде. Адаптацию следует интерпретировать в широком смысле слова. Она охватывает все действия стратегического характера, улучшающие отношения организации с окружением. Фондам необходимо адаптироваться к внешним как благоприятным условиям, возможностям, так и к опасностям, выявить соответствующие варианты и обеспечить эффективное приспособление стратегии к окружающим условиям. Стратегическое планирование преуспевающих компаний имеет дело с созданием новых благоприятных возможностей посредством разработки производственных систем, взаимодействия с правительством и обществом и т.д.

  Внутренняя координация. Включает координацию стратегической деятельности для отображения сильных и слабых сторон фирмы с целью достижения эффективной интеграции внутренних операций.

Осознание стратегий организации. Предусматривает осуществление систематического развития мышления менеджеров через формирование организации, которая может учиться на прошлых стратегических решениях. Способность учиться на опыте дает возможность организации правильно скорректировать свое стратегическое направление и повысить профессионализм в области стратегического управления.

Модель процесса стратегического планирования можно представить в виде схемы (Рис. 2), на которой намечены наиболее существенные управленческие функции, посредством которых планы преобразуются в действие.

Рис. 2. Модель процесса стратегического планирования

 

Выбор цели организации. Первым и, возможно самым существенным решением при планировании будет выбор целей предприятия. Здесь необходимо подчеркнуть, что те предприятия, которые, вследствие своего размера, испытывают необходимость в многоуровневых системах, нуждаются также в нескольких широко сформулированных целях, также как и в более частных целях, связанных с общими целями организации.

Выбор миссии предприятия. Основная общая цель предприятия - четко выраженная причина, смысл его существования - обозначается как его миссия. Миссия детализирует статус предприятия и обеспечивает направление и ориентиры для определения целей и стратегий на различных организационных уровнях. Формулируя миссию предприятия необходимо описать:

1. Задачу предприятия с точки зрения его основных услуг или изделий, его основных рынков и основных технологий

2. Внешнюю среду по отношению к фирме, которая определяет рабочие принципы предприятия

3. Культуру организации. Какого типа рабочий климат существует внутри предприятия?

4. Общую характеристику потребителей.

5. Основные конкурентные преимущества.

Оценка и анализ внешней среды. Диагностический этап процесса стратегического планирования следует за установлением миссии и целей организации. Первым шагом является изучение внешней среды. Руководители оценивают внешнюю среду по трем основным параметрам:

1. Изменения, воздействующие на разные аспекты текущей стратегии.

2. Факторы, представляющие угрозу для текущей стратегии фирмы.

3. Факторы, предоставляющие больше возможностей для достижения общефирменных целей путем корректировки плана.

Анализ внешней среды представляет собой процесс, посредством которого разработчики стратегического плана контролируют внешние по отношению к предприятию факторы, для определения возможностей и угроз для фирмы. Анализ внешней среды помогает получить важные результаты. Он дает организации время для прогнозирования возможностей, время для составления плана на случай возможных угроз и время на разработку стратегий, которые могут превратить прежние угрозы в любые выгодные возможности.

С точки зрения оценки этих угроз и возможностей, роль анализа внешней среды в процессе стратегического планирования заключается по существу в ответе на три вопроса:

1. Где сейчас находится предприятие?

2. Где, по мнению высшего, руководства, должно находится предприятие в будущем?

3. Что должно сделать руководство, чтобы предприятие переместилось из того положения, в котором находится сейчас, в то положение, где его хочет видеть руководство?

Угрозы и возможности, с которыми сталкивается предприятие, можно выявить в нескольких сферах (Рис. 3).

Рис. 3. Факторы внешней среды.

 

Оценка и анализ внутренней среды организации. Информация о внутренней среде фир­мы необходима менеджеру для опре­деления внутренних возможностей, потенци­ала, на которые фирма может рассчитывать.

Анализ внутренней среды позволяет также лучше уяснить цели и задачи организации.

Указывает на то, что помимо произ­водства продукции, оказания услуг орга­низация обеспечивает возможность суще­ствования своим работникам, создает определенные социальные условия для их жизнедеятельности.

Элементы внутренней среды фирмы: персонал: структура, потенциал, квали­фикация, количественный состав работ­ников, производительность труда, теку­честь кадров, стоимость рабочей силы, интересы и потребности работников; организация управления: организацион­ная структура, система управления; уровень менеджмента, квалификация, способнос­ти и интересы высшего руководства; фир­менная культура; престиж и имидж фир­мы; организация системы коммуникаций; маркетинг; финансы и учет: финансовая устойчи­вость и платежеспособность; прибыльность и рентабельность; собствен­ные и заемные средства и их соотноше­ние; эффективная система учета, в том числе учета издержек, формирования бюджета, планирования прибыли.

 

 

2. МН БПФ

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: