Психология инвестиционного поведения

Инвестиции - с точки зрения страны в целом - вложения в создание нового или возмещение изношенного произведенного, человеческого или природного капитала. Инвестиции подразделяются на фиксированные инвестиции и инвестиции в товарно-материальные запасы. [3]

Более широко можно сказать, что под инвестициями понимаются долгосрочные вложения частных (физических и юридических) лиц и государства в различные сферы и отрасли национальной или зарубежной экономики с целью:

 

- расширения и обновления функционирующего реального капитала общества;

- получения прибыли;

- проведения структурных преобразований в экономике или обществе;

- получения какого-либо социального эффекта;

- оказания помощи в развитии экономик дружественных государств;

- решения каких-то политических задач, стоящих перед данным государством и т. д.

 

Притоку в инвестиционную сферу частного национального и иностранного капитала препятствуют политическая нестабильность, инфляция, несовершенство законодательства, неразвитость производственной и социальной инфраструктуры, недостаточное информационное обеспечение. Взаимосвязь этих проблем усиливает их негативное влияние на инвестиционную ситуацию. Слабый приток иностранных инвестиций объясняется разногласиями между исполнительной и законодательной властями, Центром и объектами Федерации, наличием межнациональных конфликтов в самой России, социальной напряженностью (забастовки, недовольство широких слоев общества ходом реформ), разгулом преступности и бессилием властей, неблагоприятным для инвесторов законодательством, инфляцией, спадом производства, неконвертируемостью рубля и др.

Инвестиционное и сберегательное поведение населения трактуется в экономической теории, исходя из допущения, что, во-первых, человек рационален, информирован и способен самостоятельно принимать решения в этой сфере, а во-вторых – сбережения формируются как разница между индивидуальным доходом и потреблением и функционально зависят от дохода. С другой стороны, подчеркивается необходимость обеспечения доверия со стороны населения к государству и институтам финансового рынка для стимулирования сберегательной и инвестиционной активности

Принято считать, что доверие населения к финансовым институтам и государству в России было утрачено в период финансовых пирамид 1994-1995 гг., и именно с его восстановлением связываются надежды на то, что сбережения населения в будущем могут быть превращены в инвестиции.

Чтобы население могло и хотело вкладывать деньги в банки и инвестиционные компании, абстрактное доверие к государству или кому-либо еще, понимаемое как соответствие данного института ценностным установкам индивида, должно быть подкреплено его уверенностью в правильности своих действий, говоря экономическим языком, расчетом соответствующих рисков и выгод вложений. Однако рядовой вкладчик, будучи непрофессионалом, не способен собрать и проанализировать информацию, необходимую для полного и адекватного понимания ситуации на финансовом рынке, оценить имеющиеся риски и выгоды и поступить оптимально согласно портфельному подходу в теории размещения финансовых активов. Поэтому в повседневной жизни человек принимает инвестиционные решения, ориентируясь на поведение других людей, кажущееся ему обоснованным и рациональным, исходя из той картины окружающего мира, которая кажется ему наиболее достоверной. Именно в соответствии с этой картиной строятся прогнозы, факты ранжируются на важные и второстепенные, достоверные и фальсифицированные, рискованные и безопасные. Реализация целей, осуществление прогнозов подкрепляют уверенность человека в адекватности его понимания окружающего мира, неудачи же приводят к внесению поправок. Если достоверная картина не сформирована, индивид не вполне понимает происходящее, не может оценить степень случайности или неслучайности событий, испытывает дискомфорт неопределенности, действует наугад или бездействует. Формирование представлений об окружающем мире является социальным, культурным, коллективным феноменом. Важную роль в нем играют два круга общения: публичный, связанный со средствами массовой информации и коммуникации, и приватный, в котором высока значимость личного опыта и мнения друзей и знакомых.

 

Список используемой литературы

1) Дейнека О. С. Экономическая психология: Учеб. пособие. — СПб: Изд-во С-Петерб. ун-та, 2000

2) Словарь http://glossary.ru


[1] Дейнека О. С. Экономическая психология: Учеб. пособие. — СПб: Изд-во С-Петерб. ун-та, 2000.

 

[3] словарь http://glossary.ru



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: