Тема: Буквы Ф, ф, обозначающие звуки [ф], [ф’].
Цели: 1). Познакомить уч-ся с новыми звуками [ф], [ф’] и буквами Ф, ф.
2). Развивать технику чтения, речь, кругозор учащихся,
культуру речи, учить работать с текстом.
3). Воспитывать у детей чувство ответственности, гордости,
стремление быть полезным своей стране.
Оборудование: 1). Лента памяти, касса букв и наборное полотно,
картинки для опорных слов, картинки слов с
буквой ф, звуковые схемы;
2). У детей – касса букв, звуковые схемы, наборное
полотно, вырезная буква ф на парте;
3). Перышки для фокуса.
Ход урока:
1. Орг. момент. Сообщение темы и целей. Работа с лентой памяти. 2. Проверка домашнего задания. 3. Переход к новому. 4. Объяснение нового материала. 5. Закрепление. 6. Знакомство с буквой. Чтение слияний, слов с доски. 7. Работа с учебником. 8. Физ. минутка. 9. Закрепление. 10. Домашнее задание. 11. Итог урока. | -- Внимание! Нас сегодня на уроке ждет очень много нового и интересного. Вы готовы к новым открытиям? -- Сегодня познакомимся с новыми звуками, узнаем новую букву. Мы почти заканчиваем изучать алфавит. Какую букву выучили последнюю? На доске записаны слоги вразброс: гол ща ще щу кле ро ча ка щи нок -- Составьте из них слова, назовите только животных. (щегол, клещи, роща, чаща, щука, щенок). -- Читаем стихотворение про щенка на стр. 192. -- Еще о каком животном дома читали? (О кошке Юльке). -- Дети, а что вы вообще знаете о жизни животных? Почему животные зимой не мерзнут? Почему им не нужна одежда? Обобщить ответы детей. -- А у людей как? -- Нам нужна одежда. Какие предметы одежды мы носим зимой? (Дети должны назвать слово «шарф»). Показываю картинку с изображением шарфа.- Читаем стихотворение про щенка на стр. животных. ю букву. опорных слов, картинки слов с буквой ф, звуковые схемы;XXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXX -- Составим схему слова «шарф». Выделяем новый звук. -- Произнесите. Вывод: согласный, твердый, глухой. -- Взрослые носят шарф, а у детей…..шарфик. Составляем схему, выделяем новый звук. Вывод: согласный, мягкий, глухой. -- Назовите новые звуки, которые вы сегодня узнали? ([ф], [ф’]). -- Что у них общего? Чем различаются? Каким цветом будем обозначать в схемах? -- А теперь давайте поработаем с этими новыми звуками, поучимся распознавать их в словах. Упражнение - где услышите звуки [ф], [ф’], делаете хлопок в ладоши: буфет, ворона, жираф, вафля, автобус, зверь, буква, сарафан, внучка, кофта, авария, Федя. --Распознавание твердого и мягкого звуков. У детей на партах лежат картинки, на которых нарисовано: конфета, флажок, филин, фиалка, фары, фартук, шарфик, телефон, шофер и др. Дети должны «заселить» синий и зеленый домики. -- Ребята, [ф] и [ф’] – это звуки. Мы их слышим. А если нам надо будет слово записать? -- На письме эти звуки обозначаются буквой «ЭФ». Показ буквы. -- Сколько букв на карточке? На какие группы их можно разделить? Зачем нужна заглавная буква? -- Придумайте слова на букву Ф. -- Найдите в кассе эту букву и поставьте на наборное полотно. -- А где она «живет» на ленте памяти? Находим место буквы Ф. Чтобы легче было детям запомнить букву, проводим ряд упражнений: 1. Буква «рождается» на парте (вырезанная буква Р разворачивается, получается Ф). 2. Федя ходит руки в боки, Значит, выучил уроки. Дети встают и ходят, как Федя. 3. Филин, в книжку залетев, Превратился в букву Ф. (Картинка). 4. Всем известно без подсказки, Буква Ф, как ключ из сказки, Никогда его у нас не отнимет Карабас. (Показать ключ). -- Буква Ф обозначает согласные звуки, поэтому они могут сливаться с гласными, образуя слияния. -- Читаем с доски: фа фе аф еф фамилия ферма фо фи оф иф форма фиалка фу фы уф ыф футбол шкафы -- Где слияния? Где нет? Почему? -- Читаем слова. -- Откройте учебник на странице 195. Читаем слияния, назовите мягкие. -- Читаем слова по цепочке. Составьте с любым из этих слов предложение. -- А я вот какие составила (открываю на доске): Мама Феди работает на фабрике. Там делают кофты и шарфы. -- Выйти и подчеркнуть букву Ф. -- Как вы думаете, кем работает мама Феди? -- Какие еще профессии знаете? -- Я буду называть профессию человека с буквой Ф, а вы изображаете мимикой, что он делает: фотограф, футболист, фокусник, шофер, офицер Для общего развития: факир, фармацевт. -- Молодцы. Продолжаем работать по учебнику: стр.196. -- Кого вы здесь видите? Что он делает? -- Фокусы может показывать не каждый человек, для этого нужен талант. -- Читаем стихотворение. Назовите слова с буквой Ф. Далее читают все желающие ученики. -- Ну, об остальных профессиях мы поговорим завтра и узнаем еще много нового. А пока отмечайте себе домашнее задание: стр. 194 – 196 читать, стихотворение на стр. 194 выучить наизусть (дети отмечают карандашом). -- А сейчас я вам тоже покажу фокус с перышками: Космонавт, портфель, фокусник (На ладони лежит перышко, когда я произношу эти слова, на звуке [ф] перышко слетает с ладони). -- То же самое можно делать со свечой. -- Так что же нового мы сегодня с вами узнали? Что вы запомнили об этих звуках? -- У фокусника из шляпы рассыпались буквы: т, ы, ф, к, у, р. Какое из них можно составить слово на букву Ф? (фрукты). -- Загадки: 1. Этот глаз – особый глаз, Быстро взглянет он на вас. И появится на свет Самый точный ваш портрет. (Фотоаппарат.) 2. Из меня посуду тонкую нежно-белую и звонкую Обжигают с давних пор. Называюсь я….(фарфор). 3. Весь день стоят на улице, их служба начинается, Когда уже смеркается. И не гаснут до зари Глаза – ночные ……..(фонари). -- Спасибо. Урок окончен. |
|
|
|
|
Приложение 2