- Прежде чем приступить к критическому анализу негативной ситуации, постарайтесь выяснить, нельзя ли исправить дело без критики.
- При анализе любой проблемы исходите из того, что, если полезное не делается вообще или делается не так как надо, необходимо в первую очередь искать того, кому это выгодно.
- Перед тем как выступить с критикой в адрес любого сотрудника, постарайтесь предельно четко определить цели критики: что и как конкретно должно измениться.
- До начала критического анализа полезно выяснить позицию критикуемого по сути негативного события: вполне возможно, что это окажется импульсом для исправления дела.
- Помните, что обязательные условия успеха критического анализа деятельности любого работника – знание его способа восприятия критики и выбор соответствующей формы критического воздействия.
- Объективной основой критики должно быть точное и детальное знание того, что произошло и каковы последствия невыполнения или плохого выполнения работы. В противном случае критика становится уязвимой из-за возможных фактических ошибок и неточностей и, соответственно, из-за ошибок в оценках.
|
|
- Критический анализ должен быть всеобщим, то есть касаться всех и всего, что делается в организации (отделе, службе, группе); для него нет закрытых зон и неприкасаемых лиц.
- Не отвергайте предложений до и без анализа.
- Прежде чем высказывать критическое замечание, выслушайте позицию критикуемого до конца.
- Не оглупляйте действия и высказывания критикуемого ради того, чтобы разнести его «в пух и прах».
- Перед тем, как сделать критическое замечание, изложите свое понимание того, что собираетесь критиковать.
- Критика должна обладать достаточным эмоциональным накалом, чтобы задеть за живое, но одновременно она не должна превращать сотрудников в непримиримых врагов.
- Рекомендуется завершать критическое выступление предложениями, направленными на исправление дела.
- Если во время обсуждения нельзя сразу указать, как исправить положение, следует, как минимум, назвать фамилии тех, кто мог бы это сделать.
- Критикуя, не объявляйте виновными многих людей. Указав на того, по чьей вине допущена ошибка, прежде всего определите меру ответственности других; без этого критика обезличивается.
- Квалифицируйте суть допущенного промаха, недостатка, вскройте его субъективные причины.
- Учитывайте мотивы действий критикуемого (например, старался, но не удалось), но оценивайте результат по объективным последствиям.
- Не сглаживайте «острых углов» - это может привести к повторению негативных явлений.
- Не оставляйте без внимания ни одного случая, заслуживающего критики, но направляйте свою активность прежде всего на то, что способствует улучшению дела.
|
|
- Не забывайте, что критикующий несет моральную, а в определенных случаях и юридическую ответственность за сознательное искажение фактов.
- Предоставляйте критикуемому право на контркритику и возможность ее осуществить.
- Не критикуйте в общих словах, без точного указания ошибки.
- Нельзя использовать понятия или речевые формы, оскорбляющие достоинство человека.
- Представляйте доказательства личной вины критикуемого.
- Критикуйте доброжелательно: задача критики помочь сотруднику, а не задеть его самолюбие.
- Не критикуйте человека, пока не выслушали его до конца.
- Не повторяйте (ни публично, ни один на один) критические замечания в адрес человека, исправившего дело.
- Будьте предельно корректны, когда критикуете неприятных вам людей: здесь легко совершить ошибку: подмену осуждения ради дела осуждением из-за неприязни.
- Критикуя подчиненных, не подавляйте в них чувства самостоятельности.
- Учите сотрудников самокритичности.
- Помните, что при произнесении критических высказываний человека можно оскорбить не только словами: поза, жесты, мимика часто не менее выразительны.
- Не копите замечания для публичного разноса – если можно помочь исправить ошибку сразу же, сделайте это.
- Учтите, что критикуемый конструктивнее воспринимает замечания, если они сопровождаются напоминаниями о его способностях.
- Критику осуществляйте в такой форме, чтобы критикуемый понял, что ему лично полезно (целесообразно) исправление дела.
- Будьте самокритичны. Требуя выполнения определенных правил и норм, проверьте, следуете ли вы им сами.
- Руководствуйтесь принципом уместности формы критики по отношению к конкретным людям (начинающий работник, новый партнер, депрессивное состояние человека).
Не стоит слепо отдавать себя в руки эмоциям. Важно знать и стараться выдерживать правила критики во взаимоотношениях, что поможет избежать нежелательных конфликтов.