О роли снов и сновидений в жизни человека

В романе А.С. Пушкина “Евгений Онегин”»

 

Участник: Мельникова Юлия

                                                                        учащаяся 11 класса

                                                         

                                                             Учитель русского языка

                                                                                и литературы:

                                                                       Мошнина Антонина

                                                                               Александровна

с.Большие Всегодичи

2009

Содержание

I. Введение……………………………………………………………………………….3

      1) О роли снов и сновидений в жизни человека…………………………3

               2) Сон в литературе…………………………………………………………..4

II. Роль сна в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин» ………………………….6

1) Двойной смысл сна Татьяны Лариной………………………………….6

2) Сон главного героя как элемент «зеркальной» композиции      романа «Евгений Онегин»………………………………………………..13

3) Сопоставление снов Марьи Гавриловны  (повесть «Метель»)     и Татьяны Лариной………………………………………………………...15

III. Заключение……………………………………………………………………………18

IV.  Список литературы………………………………………………………………….19

V. Приложение……………………………………………………………………………20

 

 

I. Введение

О роли снов и сновидений в жизни человека

Сон.…Издавна сны волнуют человека: каждый их видит, пытается уловить определенный смысл.

В толковом словаре С.И. Ожегова мы читаем: «Сон – это состоянье спящего; отдых тела в забытье чувств».

Зачем организму нужен сон? Самый простой из возможных ответов - для отдыха мозга. Сон - защитное приспособление организма, охраняющее его от чрезмерных раздражений и дающее возможность восстановить работоспособность. Прежде всего, сон имеет охранительное значение для нервной системы. Иному человеку нелегко уснуть, если им овладевает какое-либо сильное чувство - радости, тревоги, страха, - и в этом случае в коре мозга возникает стойкий очаг возбуждения - снов нет. Когда человек все-таки уснет, очаг порой остается связанным с начатой днем мыслительной работой, он продолжает функционировать и во сне, причем, поскольку мозгу в это время не мешают посторонние раздражения, работа эта может быть более эффективной.

Как выяснили ученые, сон - вовсе не "уход от жизни", а особая форма работы мозга. Даже в состоянии глубокого сна мозг может отвечать на внешние воздействия. Иногда они органично "вплетаются в сюжет" сновидения. Порой во сне люди находят ответы на вопросы, мучившие их наяву. Бывают сны, предсказывающие человеку события, которые произойдут в его жизни в ближайшие дни, месяцы. Это вещие сны, сны - предсказатели.

Ещё Гиппократ говорил, что сон есть продолжение бодрствования и наши духовные способности во время сна действуют с такой же, если не с большей силой, чем во время бодрствования. Он утверждал, что во время сна духи переносят нас повсюду, куда могло бы перенестись тело, если бы оно бодрствовало и соприкасалось со всем, с чем могло соприкасаться.[1] 

Сон со сновидениями - это совсем особое состояние организма, при котором мозг столь же интенсивно работает, как и при бодрствовании, только эта работа иначе организована и гораздо более засекречена природой. В. И. Даль объясняет сновидение как «видение во сне, сон в лицах, в действии,…игра воображения во сне».   Сновидения принадлежат к интимному опыту человека и являются одной из загадочных и до сих пор изучаемых проблем.  

Изучение механизмов сна и природы сновидений дает в руки исследователей  ключ к познанию законов работы духовной жизни человека[2].

Ускользающая реальность сновидений, которую стремится удержать сознание проснувшегося, в искусстве слова настоящего писателя обретает филигранную воплощенность.   

 

Сон в литературе

Писатель А. Ремизов в книге «Огонь вещей. Сны и предсонье» рассмотрел сновидения в русской литературе, начиная с А.Пушкина. Он называет сны в литературе «снами в рассказах» и дает интересные характеристики «сонному дару» русских писателей, отмечая, что «большим искусством описания снов владел Л.Толстой, подмечавший закон «беззакония снов», «То же большое искусство у Пушкина...»  

Особенный интерес при описании сна в художественном произведении вызывают символы, которые рассказывают  об истинном состоянии   души героя не только в настоящем, но и в будущем. Большинство символов корнями восходят к языческой символике народа и часто встречаются в произведениях устного народного творчества.

Особенность сна литературного героя заключается в том, что, имея возможность сравнить его содержание с последующими событиями в судьбе персонажа, можно   угадать логику автора и раскрыть значения символов.

Именно эту цель я преследовала при написании своего реферата. Особый интерес для меня представляет роман в стихах А.С. Пушкина «Евгений Онегин», поэтому именно сон «любимой героини Пушкина» я решила выбрать как предмет своего исследования.

Для реализации этой цели мне пришлось решать следующие задачи:

· ещё раз прочитать роман и обратить особое внимание на эпизод «Сон Татьяны Лариной»;

· изучив литературоведческий материал, определить роль сна в романе А. С. Пушкина;

· выявить своеобразие языковых средств, художественных приемов, служащих воплощению авторской идеи;

· сравнить сон Татьяны Лариной и Евгения Онегина;

· сопоставить сон Татьяны и героини другого произведения Пушкина – Марьи Гавриловны (повесть «Метель»).

Предмет моего исследования не случаен. Стремление заглянуть в будущее, узнать, что уготовано судьбой, владеет каждым из нас. Одной из возможностей осуществить это желание является толкование снов. Мы живем в необыкновенное время, когда возникает особый интерес к внутреннему мира человека. Именно в произведениях А.С.Пушкина можно обрести внутреннее равновесие, восстановить мир в своей душе, найти ответы  на многие волнующие современного читателя вопросы. Пушкин, по словам Н. В. Гоголя, «есть явление чрезвычайное и, может быть, единственное явление русского духа; это русский человек в его развитии, в каком он, может быть, явится через двести лет».

   Методы исследования: сопоставление различных интерпретаций романа, анализ средств художественной изобразительности эпизода.

При написании реферата я использовала фрагменты  статьи известного русского историка литературы и общественной мысли М.О. Гершензона: «Сны Пушкина».   Я изучила комментарии к роману Ю. М. Лотмана, которые помогли мне глубже понять художественное произведение, своеобразие   исторической эпохи, изображенной в романе. Познакомилась с литературоведческими статьями известного пушкиниста В.Непомнящего, также использовала избранные статьи   известных ученых и литературных критиков: А. Афанасьева,  А. Потебни, В.Шмида и др. В ходе своей работы я опиралась именно на эти комментарии.

Сложность работы состояла в том, что я знакомилась с различными точками зрения на одни и те же проблемы, каждая из которых носит свой субъективный характер. Необходимо было проанализировать каждую из них и сформулировать свою позицию по данному вопросу.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: