Сопоставление снов Марьи Гавриловны ( повесть «Метель») и Татьяны Лариной

М.Гершензон, автор трех книг о Пушки­не — «Мудрость Пушкина» (1919), «Гольф-стрем» (1922) и «Статьи о Пушкине» (1926), — первый в русской критике откры­вает в его творчестве «философию снови­дения»,  Ин­терпретатор приходит к выводу о том, что Пушкин в своих снах дал картину иррацио­нального, подсознательного восприятия действительности: «душа» видит то, чего не замечают герои.

Вновь обращаемся к вещему сновидению Татьяны. В творчестве Пушкина не раз встречались такие сны: например, сон Петра Гринёва в повести «Капитанская дочка». Этот сон как бы связывает воедино судьбы Гринёва и Емельяна Пугачёва, заставляет их жизненные пути пересечься. Во сне Петру видится будущее восстание крестьян и его кровавое подавление.

Героине повести А.С. Пушкина «Метель», Марье Гавриловне, приснилось два сна, один из которых оказался вещим. Она «...то видела  Владимира, лежащего на траве, бледного, окровавленного. Он, умирая, молил ее пронзительным голосом поспешить с ним обвенчаться... другие безо­бразные, бессмысленные видения неслись перед нею одно за другим».

М.Гершензон видит в этом сне отражение предчувствия Марьи Гавриловны «роковой обреченности», близкой смерти Владимира: «Психологическими мотивами этого сна нель­зя объяснить. Положим, Марья Гавриловна втайне знает ненадежность своего возлюб­ленного. Владимир, конечно, не герой, он — бледная личность; Марья Гавриловна могла давно, не давая себе отчета, почувствовать в его фигуре, в глазах, в звуках его голоса — роковую обреченность, судьбу неудачника <...> из дальнейшего мы узнаем, что вскоре после той роковой ночи Владимир был смертельно ранен под Бородиным, 26 августа, то есть, ве­роятно, в самом деле "лежал на траве, блед­ный и окровавленный", как заранее присни­лось Марье Гавриловне»[16].

Это очевидно, это лежит на поверхно­сти, но есть и другой, скрытый смысл. Именно во сне Марье Гаврилов­не открывается то, что, видимо, она чувство­вала на подсознательном уровне (и что, мо­жет быть, понимали ее мудрые родители), — эгоистическийхарактер Владимира, который, даже «умирая, молил ее пронзительным го­лосом поспешить с ним обвенчаться», то есть стремился даже перед смертью как мо­жно крепче привязать ее к себе, чтобы она не досталась никому другому.

Существует мнение, что первый сон Марьи Гавриловны также содержал элементы пророчества. В.Шмид говорит о том, что жестокость отца, бросающего дочь в “тёмное, бездонное подземелье”, предвосхищает жестокость гусара, который, “подшутив” над Машей в бурную ночь, бросает её в безотрадную жизнь. Таким образом, оба сновидения, жестокий отец и умирающий же­них связаны с сюжетами как Владимира, так и Бурмина. Сны предвосхищают «судьбы своих героев, в жизнь которых метель вмешивается равным образом».

Итак, сон Марьи Гавриловны, как и сон Татьяны Лариной, носит пророческий характер. Оба сна предвещают трагические события, которые произойдут позднее. Но обратим внимание и на следующую черту, присущую этим снам. И Татьяна, и Марья Гавриловна проникают во сне вглубь души своих возлюбленных, видят то, что чувствовали на подсознательном уровне. Здесь ещё раз подтверждается мысль Гершензона о том, что души в произведениях Пушкина видят то, чего не замечают герои.

 

III. Заключение

В ходе работы над рефератом мне удалось, на мой взгляд, решить поставленные во введении задачи.

Во время работы над вопросом «Двойной смысл сна Татьяны Лариной» я тщательно изучила эпизод романа, в котором описывается сон героини Пушкина, а также различную литературу на эту тему, показала толкование сна Татьяны, опираясь на комментарии критиков, и рассмотрела, какие художественные приемы использует  Александр Сергеевич для создания образа героини в данном эпизоде. В результате я пришла к выводу, что сон Татьяны имеет двойной смысл. С одной стороны,  он характеризует её «русскую душу», пушкинский «милый идеал»; с другой  – является средством композиционной связи с остальными главами произведения.

Далее я рассмотрела сон Евгения Онегина и сравнила его со сном Татьяны, узнала, какова же его роль в романе. Я выяснила, что сны героев имеют разную природу: сон Онегина является сном-воспоминанием и служит элементом «зеркальной» композиции романа, раскрывает смысл всего произведения.

В последней главе я вспомнила некоторые произведения А.С. Пушкина, где имеет место пророческий сон, сравнила сны Татьяны Лариной и Марьи Гавриловны в повести «Метель», нашла общие черты этих снов. Таким образом, они являются вещими, каждый из них явно открывает читателю то, что скрыто в глубине души каждого героя, то, что не лежит на поверхности. Сны раскрывают характеры героев, выполняют определённую композиционную функцию, помогают более правдиво показать атмосферу времени.

В ходе написания реферата я узнала очень много нового и интересного. Раньше я несколько раз перечитывала роман «Евгений Онегин», но никогда не замечала в нём   того, что открыла в ходе своей работы. Оказывается, каждая деталь произведения несет   определённый смысл! Эти детали позволяют читать роман «между строк», разгадывать тайны, сокрытые в глубине произведения.

Я поняла, что, читая какое-либо произведение, необходимо обращать внимание на каждую мелочь, чтобы не упустить главное, чтобы понять логику автора.

 

 

IV. Список литературы

1. Афанасьев А.А. Поэтические воззрения славян на природу: В 3 т. – М., 1994. – Т.3.

2. Гершензон М.О. Статьи о Пушкине (Сны Пушкина): М., 1926.

3. Даль В.И. Толковый словарь русского языка. Современная версия. – М.: Эксмо, 2002.

4. Коновалов В.Ф. Знак вопроса. – М.: Знание, 1994.

5. Лотман Ю.М. Роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Комментарий. – Л.: Просвещение, 1980.

6. Надеждина В. Самый полный современный сонник: 100 000 толкований. – Минск: Харвест, 2008.

7. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – М.: Азь, 1995.

8. Л. А. Потебня.  Переправа через воду как представления о браке

9. В. Шмид. Проза Пушкина в поэтическом прочтении: «Повести Белкина»СПб.,        1996 

10.В. Набоков «Комментарии к «Евгению Онегину» (фрагменты)

V. Приложение

 

 

 

 


 

 

 

 


[1] В. Надеждина. Самый полный современный сонник: 100 000 толкований. – Минск: Харвест, 2008. С. 811.

[2] В.Ф. Коновалов. Знак вопроса. – М.: Знание, 1994. С.9.

[3] Гершензон М.О.Сны Пушкина.

 

[4] Ю.М. Лотман. Роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Комментарий. – Л.: Просвещение, 1980. С.258.

[5] С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. Толковый словарь русского языка. – М.: Азь, 1995.

[6] Ю.М. Лотман. Роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Комментарий. – Л.: Просвещение, 1980. С.266.

[7] А.А.Афанасьев. Поэтические воззрения славян на природу: В 3 т. – М., 1994. – Т.3. С. 197.

[8] Гершензон М.О.Сны Пушкина.

[9] Гершензон М.О.Сны Пушкина.

 

[10] Гершензон М.О.Сны Пушкина.

[11] Ю.М. Лотман. Роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Комментарий. – Л.: Просвещение, 1980. С.267.

[12] Ю.М. Лотман. Роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Комментарий. – Л.: Просвещение, 1980. С.270.

[13] Ю.М. Лотман. Роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Комментарий. – Л.: Просвещение, 1980. С.303.

[14] Ю.М. Лотман. Роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Комментарий. – Л.: Просвещение, 1980. С.366.

[15] Ю.М. Лотман. Роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Комментарий. – Л.: Просвещение, 1980. С.366.

 

[16] Гершензон М.О.Сны Пушкина.

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: