II. Теоретическая часть

ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА

ПО ПСИХОЛОГИИ

 

на тему:

«Влияние семьи на становление личности»

 

 

Выполнила ученица 9 «Б» класса

                                                         Зайцева Мария Александровна

Руководитель: Дмитриева Т. В.

 

2007 г.

Содержание

 

 

I. ВВЕДЕНИЕ.. 2

 

II. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ. 4

 

III. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ. 12

 

IV. ВЫВОД.. 14

 

V. ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 15

 

VI. СПИСОК ИСПОЛЬЗАВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ... 16

I. ВВЕДЕНИЕ

С самого рождения человек попадает в общество. Он

растет, развивается и умирает в нем. На развитие человека оказывает влияние

множество различных факторов, как биологических, так и социальных. Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность.

Семьи бывают совершенно разными. В зависимости от состава семьи, от

отношений в семье к членам семьи и вообще к окружающим людям человек

смотрит на мир положительно или отрицательно, формирует свои взгляды,

строит свои отношения с окружающими. Отношения в семье влияют также на то,

как человек в дальнейшем будет строить свою карьеру, по какому пути он

пойдет. Семья дает человеку очень многое, но может не дать ничего. Есть

ведь и неполные семьи, и семьи с родителями или детьми-инвалидами. Само

собой, что отношения и воспитание в этих семьях кардинально отличаются от

воспитания в обычной полной семье. Также отличается и воспитание в

многодетных семьях; в семьях, где часты конфликты между родителями; в

семьях с различными стилями воспитания, т.е. сколько семей, столько и

вариантов воспитания личности. Кроме того, человек может и не стать

личностью, если у него нет собственного мнения, собственных убеждений, если

он подчиняется всему, чего от него хотят. И в данном случае тоже много

зависит от семьи.

Именно в семье человек получает первый жизненный опыт, делает первые

наблюдения и учится вести себя в различных ситуациях. Очень важно, чтобы

то, чему родители учат ребенка, подкреплялось конкретными примерами, чтобы

он видел, что у взрослых теория не расходится с практикой; в противном

случае он начнет подражать отрицательным примерам родителей.

       Семья – это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важнейшую роль. У тревожных матерей часто вырастают тревожные дети; честолюбивые родители нередко так подавляют своих детей, что это приводит к появлению у них комплекса неполноценности; несдержанный отец, выходящий из себя по малейшему поводу, нередко, сам того не ведая, формирует подобный же тип поведения у своих детей и т.д.

В связи с особой воспитательной ролью семьи возникает вопрос о том, как сделать так, чтобы максимизировать положительные и свести к минимуму отрицательные влияния семьи на воспитание ребенка. Для этого необходимо точно определить внутрисемейные социально-психологические факторы, имеющие воспитательное значение.

  Проблема влияния семьи на становление личности была и остается одним

из важнейших проблем социальной психологии. В данной работе я попытаюсь

раскрыть эту тему и выявить, каким образом и насколько семья влияет на

развитие личности.

Поэтому цель моей работы: исследование уровня тревожности ребёнка в зависимости от типа и стиля семейного воспитания.

Гипотеза:

От условий воспитания в семье зависит уровень тревожности ребёнка. При авторитарном стиле воспитания, в семьях, где взаимоотношения строятся на опеке или диктате, у детей проявляется тревожность выше нормы. Дети, с «чрезмерным спокойствием» воспитываются при попустическом стиле, когда родители совершенно не вмешиваются в дела ребёнка, а дети с нормальным уровнем тревожности растут с родителями, выбравшими демократический стиль воспитания, и сотруднические взаимоотношения.

 

    



II. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Главное в воспитании маленького человека – достижение душевного единения, нравственной связи родителей с ребенком. Родителям ни в коем случае не стоит пускать процесс воспитания на самотек и в более старшем возрасте, оставлять повзрослевшего ребенка наедине самим с собой.

 Именно в семье ребенок получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится как себя вести в различных ситуациях. Очень важно, чтобы то, чему мы учим ребенка, подкреплялось конкретными примерами, чтобы он видел, что у взрослых теория не расходится с практикой. (Если Ваш ребенок видит, что его мама и папа, которые каждый день твердят ему, что лгать нехорошо, сами того не замечая, отступают от этого правила, все воспитание может пойти насмарку.)

Каждый из родителей видит в детях свое продолжение, реализацию определенных установок или идеалов. И очень трудно отступает от них.

Конфликтная ситуация между родителями – различные подходы к воспитанию детей.

Первая задача родителей – найти общее решение, убедить друг друга. Если придется идти на компромисс, то обязательно, чтобы основные требования сторон были удовлетворены. Когда один родитель принимает решение, он обязательно должен помнить о позиции второго.

 Вторая задача - сделать так, чтобы ребенок не видел противоречий в позициях родителей, т.е. обсуждать эти вопросы лучше без него.

Дети быстро «схватывают» сказанное и довольно легко маневрируют между родителями, добиваясь сиюминутных выгод (обычно в сторону лени, плохой учебы, непослушания и т.д.).

Родители, принимая решение, должны на первое место ставить не собственные взгляды, а то, что будет более полезным для ребенка.

 

 

В общении у взрослых и детей вырабатываются принципы общения:

1) Принятие ребенка, т.е. ребенок принимается таким, какой он есть.

2) Эмпатия (сопереживание) – взрослый смотрит глазами ребенка на проблемы, принимает его позицию.

3) Конгруэнтность. Предполагает адекватное отношение со стороны взрослого человека к происходящему.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: