Организация театральных представлений в Риме

В Риме, как и в Греции, театр был связан с государственными праздниками. Однако в Риме театр не имел такой тесной связи с религией, как некогда в Греции. С того времени, как римский театр становится нам известным, он выступает перед нами как чисто светское учреждение, хотя внешне и связан с религиозными праздни­ками.

Театральные представления стави­лись не только в дни общегосудар­ственных праздников, но и по инициа­тиве того или иного знатного лица. Пьесы могли ставиться по случаю по­беды, одержанной полководцем, кан­дидатами на соискание общественных должностей, или на похоронах какого-либо знатного гражданина, а также и при освящении храма. В эпоху рес­публики сценические игры происхо­дили на нескольких праздниках. Пре­жде всего драматические представления ставились на древнейшем празднике, установленном в честь капитолийских богов — Римских играх, происходив­ших в сентябре. Именно на этих играх в 240 г. до н. э. Ливии Андроник дебю­тировал со своими двумя пьесами. С 214 г. представления продолжались четыре дня. Ими ведали курульные эдилы (магистраты, ведавшие городским благосостоянием и развлечениями). Около 220 г. были установлены Плебей­ские игры, происходившие в ноябре: на них распоряжались плебейские эдилы, В 200 г. на этом празднике была пред­ставлена комедия Плавта «Стих». В 212 г. учредили Аполлоновы игры, справлявшиеся в июле. Ведал ими городской претор (важнейшая город­ская магистратура).

Сценические игры происходили так­же во время Мегалесий. справлявших­ся, начиная с 204 г., в начале апреля в честь великой матери богов Реи-Кибелы. Этот праздник считался празд­ником патрициев. Во время Мегалесий

оскопленные жрецы-«галлы», пришель­цы из Фригии, проходили с шумной фригийской музыкой по улицам Рима. Первые сценические игры были постав­лены на этом празднике, по свидетельству Тита Ливия, в 194 г. Заведовали играми курульные эдилы.

С 173 г. в конце апреля — начале мая справлялись Флоралии. Это был праздник в честь Флоры, богини цветов и весны. Во время Флоралии двери домов украшались венками из цветов и все предавались веселью: женщины наряжались в пестрые платья, что в другое время строго запрещалось. На этом празднике происходили, по-видимому, только представления мимов; распоряжались на играх курульные эдилы.

Должностные лица, ведавшие орга­низацией игр, договаривались с актер­скими труппами и следили за порядком во время представлений. Костюмы, бу­тафорию и все прочее доставляли спе­циальные подрядчики (хораги). которым эдилы сдавали подряд на поставку костюмов. Актерами в Риме были рабы и вольноотпущенники. Оли составля­ли труппы, или «стадо», с особым хозя­ином во главе. Хозяин труппы, с кото­рым, собственно, и договаривался эдил, был нередко в то же время и первым актером труппы. В противополож­ность Греции актеры занимали в Риме чрезвычайно низкое общественное по­ложение. За плохое исполнение пьесы актера-раба подвергали порке. Только позже (не ранее I в. до н. э.) отдель­ным актерам удавалось добиться почетного положения в обществе.



Комедия тоги

 

Комедия паллиата, как уже извест­но, заимствовала свое содержание из греческой жизни. Приблизительно во второй половине II в. до н. э. у римлян появляется и своя национальная коме­дия. Ее называют «тогатой», так как персонажи ее носят римскую тогу (верхняя одежда граждан). Появление новой комедии, которая стала пользо­ваться не меньшей славой, чем преж­няя, было связано с переменами в обще­ственно-политической жизни Рима. К середине II в. до н. э. Рим объединя­ет все Средиземноморье и превращается из небольшой земледельческой общи­ны, какой он был еще в начале III в. до н. э., в громадное государство. В Рим поступают огромные суммы в ви­де контрибуций с покоренных народов. Эти суммы исчислялись на наши день­ги десятками миллионов рублей. Круп­ные состояния попадают в руки победо­носных полководцев, а также к ростов­щикам и откупщикам налогов. Вместе с тем растет и число рабов в государ­стве, причем рабский труд развивается, как было уже упомянуто, главным образом в сельском хозяйстве. Возни­кают огромные латифундии, на кото­рых работают тысячи рабов. С разви­тием крупного рабовладельческого хо­зяйства происходит разорение мелких

италийских землевладельцев. Их хозяйство, подорванное продолжительны­ми войнами, к концу II в. до н. э окончательно приходит в упадок. Разо­ренные земледельцы уходят в города и здесь превращаются в античных пролетариев, которые нигде не работают, а, наоборот, сами содержатся за счет общества, то есть, в сущности, за счет рабского труда. Экономические пере­мены, происходившие в Риме, сопро­вождаются напряженной социальной борьбой. С начала II в. до н. э. уча­щаются попытки рабов поднять вос­стание. Некоторые из этих восстаний отличаются огромным размахом. Во второй половине II и в I в. до н. э. обостряется и борьба среди самих сво­бодных. В среде имущих — между но­билями (аристократы) и всадниками (второе сословие, игравшее ведущую роль в финансовых делах) из-за дележа добычи, получаемой от эксплуатации провинций, а в низах общества, осо­бенно среди разоряемых земледель­цев.— протест против их дальнейшего обезземеливания. Эти перемены в об­щественно-политической жизни Рима не могли не найти отражения в ли­тературе и театре. Растущее участие в общественной борьбе мелкоземледель­ческих и пролетарских элементов приводит к тому, что театр начинает больше интересоваться жизнью народных низов. Действующими лицами тогаты вы­ступают ремесленники: сукновалы, са­пожники, ткачи, мельники и другой люд. В комедиях даются образы жен­щин — не рабынь и не гетер: это жены, дочери, падчерицы ремесленников. Все это отражает перемену, происшедшую в общественных отношениях. Женщина во II в. до н. э. освободилась от креп­ких семейных уз и вышла за порог своего дома, где до этого времени, по­корная своему мужу, она жила исклю­чительно домашними интересами. Если в тогате выводятся рабы, то они держат себя так, как это и подобает римским рабам: они не смеют быть умнее своих господ. Выдающимися представителя­ми тогаты были Титиний, Афраний и Атта. Титиний был младшим современ­ником Теренция, Атта умер в 66 г. до н. э., Афраний жил около 100 г. до н. э. От них дошли до нас лишь около семи­десяти заглавий их комедий и около четырехсот пятидесяти кратких отрыв­ков из них. Произведения этих драма­тургов находили высокую оценку как у современников, так и в более позднее время. Гораций, например, ставит Афрания выше Плавта и Теренция. Коме­дии Афрания, от которого до нас дошло больше сорока заглавий пьес, давались еще при Нероне. В его комедии «Ав­гур», по-видимому, осмеивались жрецы-авгуры с их гаданиями по полету и крикам птиц, на что указывают сохра­нившиеся два стиха:

 

Как только нашего авгура охватит бес­нование,

Подумаешь, что море, небо и земля дрожат

и рушатся..

 

В отрывке другой комедии — «Близнец» — поднята чисто бытовая тема от­ношений между супругами и стремле­ний властолюбивой жены:

 

Я то послушна, то капризна с ним, Подчас стараюсь я нарочно ссору завести. Оскорбляю иногда его ругательством.

Как известно, мотив подобной тактики по отношению к мужьям неодно­кратно разрабатывался в новоевропейской комедии.

Из пьесы «Близнец» сохранился еще и такой отрывок:

 

Если б можно было чарами людей пленять. То все старухи бы нашли себе любовников. Но юность, нежность тела и приятность

в обхождении —

Вот чем нас отравляют женщины. Увядшие лета не могут уж ничем приворо­жить к себе.

 

Другой представитель тогаты, Атта. пользовался большой известностью зл свои драматические произведения еще во времена Августа. Гораций в одном из своих «Посланий» (ст. 79) говорит, что, если выразить сомнение насчет достоинства его комедий, которые разы­грывались такими мастерами, как, на­пример, Росций, то почти все сенаторы назовут это бесстыдством. В комедии «Горячие воды» изображались, по всей видимости, легкие нравы на курортах; замужние женщины жалуются на то. что «прелестницы» позволяют себе но­сить там костюм добродетельных матрон.

Сохранилось свидетельство, что Атти писал комедии, посвященные изображе­нию быта самых низших слоев свободнoгo населения, черпая содержание для них и самые обороты речи в повсе­дневной жизни мелких лавочников, владельцев харчевен, ремесленников и т. п. Такие комедии назывались «табернарии» («комедии харчевни»). Мож­но предполагать, что комедии Атты были новым шагом вперед в демократи­зации римского театра.

На основании дошедших до нас отрывков тогаты можно дать лишь самую общую характеристику этого театраль­ного жанра и его места в развитии рим­ского театра. Однако, насколько мож­но судить и по этим отрывкам и по сви­детельствам, идущим из древности, ко­медия тоги ничуть не уступала по своей форме комедии плаща, но превосходила ее, по всей вероятности, жизненностью своего содержания.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: