Исследование внимания
Особенности внимания при действии однообразных раздражителей – букв изучали с помощью таблиц Анфимова.
Задание по таблицам Анфимова складывается из двух частей. Первая часть работы заключается в том, чтобы максимально быстро и точно вычеркнуть последовательно одну определенную заданную букву, например А. Эта буква является условным раздражителем. Продолжительность работы – 2 минуты. Во второй части работы вводится буква – тормозной агент, играющая роль отрицательного условного раздражителя. Задание состоит в следующем: надо продолжать вычеркивать указанную в первой части работы букву во всех случаях кроме тех, когда перед данной буквой окажется определенная другая. Время работы – 2 минуты.
Обработка результатов выполнения заданий по буквенным таблицам состоит в следующем. Прежде всего, подсчитывается общий объем работы, т.е. количество знаков, просмотренных за 4 минуты – это количественный показатель работоспособности.
|
|
Для установления качественных показателей работоспособности выявляют общие ошибки, и ошибки на дифференцировку во второй части работы.
Результаты исследования оцениваются по трехбалльной системе: «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно». Оценка «удовлетворительно» ставится при результатах:
1) интенсивность работы – 1100 знаков;
2) общие ошибки: на 500 знаков не более 2-3;
3) коэффициент К – 1,82
Исследование кратковременной памяти.
Кратковременная память – вид памяти, основанный на запоминании на короткий срок. В исследовании применяются задания на запоминание и непосредственное воспроизведение слов и чисел. Для этого дважды предъявляется по 10 слов и 10 чисел, которые зачитываются в течение 20 секунд. 40 секунд дается на запись их в любом порядке. Слова подбираются односложные, не связанные между собой, из 4-6 букв, числа двузначные.
Оценка в условных баллах проводится по таблице:
Оценка в баллах | 9 | 8 | 7 | 6 | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 |
Правильно записанные слова (из 20) | 19 | 17-18 | 15-16 | 13-14 | 11-12 | 9-10 | 7-8 | 4-6 | 3 |
Правильно записанные числа (из 20) | 18 | 16-17 | 14-15 | 12-13 | 10-11 | 8-9 | 6-7 | 4-5 | 3 |
Исследование смысловой памяти
Смысловая память – вид памяти, основанный на установлении и запоминаемом материале смысловых связей. Испытуемым зачитывается рассказ, который содержит 13 смысловых единиц и 3 числа. Затем в течение 3 минут необходимо записать его основное содержание. Порядок изложения не учитывается.
Оценка в условных баллах проводится по таблице:
Оценка в баллах | 9 | 8 | 7 | 6 | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 |
Количество очков | 25 | 23-24 | 20-22 | 17-19 | 13-16 | 10-12 | 7-9 | 4-6 | 3 |
|
|
Тест на определение темпа мыслительной деятельности.
Для тестирования предлагается ряд чисел от 0 до 9 условного обозначения каждого из них., то есть, их код.
0. 5____ 9 ….
1.. 6.
2… 7 ..
4….. 8 …
Этот код необходимо быстро запомнить. Задача – расшифровать предложенные кодовые обозначения, то есть написать над ними соответствующую каждому из них цифру. Тест состоит из 10 карточек, на каждой из которых написано 12 шифрограмм.
На работу с одной карточкой отводится 5 секунд. Обработка: если количество верно расшифрованных кодовых обозначений меньше, чем 40%, то такой темп мыслительной деятельности квалифицируется как низкий. В случае если результат более 40%, но не превышает 70%, то темп мыслительной деятельности средний. Если же результат 70%, то темп считается высоким.