Вопрос 8. Общая характеристика особенностей подросткового возраста

Подростковый возраст считается более трудным для обучения и воспитания, чем младший и старший возрасты. По-видимому, сам процесс превращения ребенка во взрослого труден, так как связан с серьезной перестройкой психики и ломкой старых, сложившихся форм отношений с людьми, изменением условий жизни и деятельности. Вчера еще послушный, вежливый подросток вдруг начинает проявлять резкость, грубость, упрямство, недисциплинированность. Беспрекословно принимавший ранее указания, требования взрослых, он теперь относится к ним избирательно-критически, считает, что эти указания и требования должны быть достаточно аргументированы и логически убедительны (с его точки зрения). У него появляется собственное мнение, нередко расходящееся с общепринятым, преувеличенное представление о собственном достоинстве, необъяснимая обидчивость.

Психолог А.Г. Ковалев справедливо отмечает, что здесь речь идет не о кризисе возраста, а о кризисе отношений между подростком и взрослыми, а частности учителями, воспитателями. Каждый возраст требует особого к себе отношения. И поэтому при обучении и воспитании подростка многое из того, что ранее было естественным и пригодным, становится неприемлемым, вызывает протест и сопротивление с его стороны.

Подростковый возраст (от 10 до 16 лет: 13-16 лет – мальчики, 12-15 – девочки, 17-21 – юноши, 16-20 – девушки) – это возраст перехода от детства к юности, период отрочества: в этот период закладываются основы нравственных качеств. В организме подростка происходят кардинальные анатомо-физиологические изменения. Перестройка организма является причиной раздраженности и неуравновешенности подростка, то двигательной активности, то вялости и апатии.

Основным противоречием подросткового возраста является противоречие между отношением подростка к себе как к взрослому и отношение взрослых к нему как к ребенку, нежелание или неумение взрослых построить новые отношения с подростками.

Конфликты продолжаются до тех пор, пока взрослые не меняют своего отношения к подросткам.

Общение подростка со сверстниками превращается в очень важную для него сферу жизни. Неблагоприятные взаимоотношения с одноклассниками, отсутствие товарищей в школе он тяжело переживает. Это может толкнуть его на поиски товарищей и друзей в другой среде – во дворе, на улице, где он иногда кооперируется с подростками, проявляющими антиобщественные наклонности в поведении.

Учет возрастных психологических особенностей подростков ведет к нормальным отношениям между воспитателем и воспитуемым. Если же потребности подростка к самоутверждению, общению и самостоятельности не удовлетворяются в окружающей его микросреде, то подросток восстает против взрослых. Это проявляется в упрямстве, негативизме и агрессивности. В педагогически неконтролируемой среде такой подросток может стать на путь антиобщественного поведения.

Педагогически запущенные подростки характеризуются тем, что они отрицательно относятся к учебной и общественно полезной деятельности. Им свойственны систематические нарушения дисциплины и норм морали (прогулы, драки, курение, употребление вина), постоянные проявления отрицательных качеств личности (грубость, лень, лживость, нечестность, жестокость).

Л.С. Выготский писал о том, что переходный возраст включает в себя два ряда процессов:

1) натуральный ряд составляют процессы биологического созревания;

2) социальный ряд – процессы обучения, воспитания, социализации в широком смысле слова.

Процессы эти всегда взаимосвязаны, но не синхронны. Во-первых, различны темпы физического и психического развития. Во-вторых существуют большие внутренние диспропорции: отдельные биологические системы организма могут созревать в разное время. В-третьих, социальное возмужание во времени часто нетождественно физическому.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: