Особенности учебной деятельности и умственное развитие подростка

Изменение характера и форм учебной деятельности, возросшая пытливость ума требуют от подростка более высокой и организованной умственной деятельности.

Подросток становится способен к более сложному аналитико-синтетическому восприятию предметов и явлений. Увеличивается объем восприятия, оно становится плановым, последовательным и всесторонним. Подросток воспринимает уже не только то, что лежит на поверхности явлений, хотя многое зависит от отношения подростка к воспринимаемому объекту. Но и бывает и отсутствие интереса, равнодушие к материалу – и подросток поражает поверхностностью, легковесностью своего восприятия, он может даже добросовестно смотреть и слушать, но восприятие его носит случайный характер.

Существенные изменения в подростковом возрасте претерпевают память и внимание. Основная характеристика подросткового возраста – усиление произвольной стороны этих функций. Нарастает умение организовывать и контролировать свои психические функции, управлять ими. Подростки начинают сознательно применять специальные приемы запоминания и припоминания. Запоминая, производят специальную мыслительную работу сравнения, систематизации, классификации. Увеличивается быстрота запоминания и объем материала, хранящегося в памяти. Механическое запоминание все больше уступает место логическому, осмысленному, улучшается продуктивность памяти. Если раньше школьники, как правило, старались заучивать материал дословно, то теперь подросток часто протестует против требования учителя запомнить наизусть (определение, закон), а склонен воспроизводит материал «своими словами» (и не всегда точно).

Важной особенностью рассматриваемого возраста является формирование активного, самостоятельно-творческого мышления. Как говорят психологи, подростковый возраст сензитивен (благоприятен) для развития такого мышления.

Изменения в интеллектуальной сфере характеризуются появлением у подростка феномена теоретизирования. Многие учителя и родители знают из своего личного опыта, какое большое значение подростки и юноши придают обсуждению различных проблем со своими сверстниками. Порой десятиминутный путь до дома они проходят в течение нескольких часов, обсуждая со сверстниками проблемы, представляющие для них интерес.

Высокая значимость периода теоретизирования объясняется еще и тем, что он совпадает с периодом развития самосознания. В это время подростки и юноши начинают активно интересоваться проблемами общения, самосовершенствования, поиска смысла жизни, социальной справедливости. Нередко они выходят на уровень анализа вечных философских истин, не находя решения вопросов, стоящих перед ними. В определенных случаях напряженная душевная работа может приводить к истощению нервной системы и нервным срывам.

Наиболее часто это происходит тогда, когда родители пренебрежительно относятся к новой потребности ребенка.

С точки зрения одних родителей, потребность в теоретизировании – это блажь, служащая прикрытием слабоволия и лени.

Другие считают, что это – опасная страсть к разглагольствованию, которая прямым ходом ведет подростка в психиатрическую больницу.

Третьи рассматривают теоретизирование как признак больших интеллектуальных способностей ребенка, развитие которых опасно для родителей. Они боятся потерять авторитет в его глазах, так как порой даже не могут вникнуть в суть проблем, которые он пытается решить. Во всех этих случаях теоретизированию объявляется беспощадная война – вводятся запреты на длинные разговоры по телефону, ужесточается режим дня, не дающий возможности подростку много времени тратить на общение со сверстниками; высмеиваются вопросы, задаваемые подростками, вплоть до дискредитации роли интеллектуального труда и интеллектуалов в обществе.

Нередко приходится наблюдать и противоположный тип реагирования родителей на появление теоретизирования. Родители приходят в восторг от неординарного интеллекта своего ребенка. В результате чего подросток «фиксируется» на появившемся у него «даре». Склонность к теоретизированию переходит у него в устойчивую привычку, которая, в свою очередь, может значительно усиливаться. У таких людей возникает тяга к рассуждению там, где они и не требуются. Снижается потребность в активных действиях, что приводит к слаборазвитой воле.

Подростковый возраст – это период активного формирования мировоззрения человека – системы взглядов на действительность, самого себя и других людей.

В частности, в этом возрасте претерпевают глубокие изменения, совершенствуются самооценка и самопознание, что оказывает сильное влияние на развитие личности в целом. Не случайно процесс становления самооценки получил название «открытие я». На основе развития самосознания и сознательного отношения к действительности, роста требований к подростку, его нового положения в коллективе, у подростка возникает стремление к самовоспитанию, к сознательному и целеустремленному развитию у себя положительных качеств и торможению отрицательных проявлений, преодолению негативных черт, устранению своих недостатков. Самооценка, по мнению многих авторов, является центральным новообразованием подросткового возраста.

Центральным психологическим новообразованием в подростковом возрасте является формирование у подростка своеобразного чувства взрослости как субъективного переживания отношения к самому себе как к взрослому, переживание готовности подростка жить в коллективе взрослых в качестве полноценного равноправного участника этой жизни. Исследования психологов (в первую очередь Д.Б. Эльконина и Т.В. Драгуновой) выявили характерные черты чувства взрослости, его содержание и формы проявления:

1) в социально-моральной сфере (относительная эмансипация от взрослых, наличие собственных взглядов и суждений);

2) в интеллектуальной деятельности (самостоятельность в усвоении знаний);

3) в интересах, в элементах романтических отношений (подражание взрослым;

4) в характере развлечений, во внешнем облике и манере поведения (также подражание взрослым).

Чувство взрослости выражается в отношении подростка к себе как к взрослому и желании объективно утвердить свою взрослость.

Чувство взрослости вызывает стремление подростков к самостоятельности и известной независимости, отсюда – их болезненная чувствительности к оценке взрослых, острая реакция на попытки взрослых (действительные или кажущиеся) умалить их достоинство, игнорировать их взрослость, недооценить их права. Подросток добивается того, чтобы взрослые считались с его мыслями, взглядами, уважали их, причем не только на словах, но и на деле. Отношение к нему старших как к «маленькому» глубоко обижает его.

В связи с формированием чувства взрослости у подростков появляется черта, которую можно определить как проявление повышенной критичности по отношению к взрослым.

Психологические наблюдения показали, что в подростковом возрасте очень ярко проявляется стремление к общению с товарищами, стремление к жизни в коллективе сверстников, в котором происходит реализация чувства взрослости, усвоение социально-моральных норм отношений.

Такое поведение имеет глубокий психологический смысл. Чтобы лучше понять и оценить себя, необходимо сравнить себя с подобными. Активные процессы самопознания вызывают огромный интерес подростков к своим сверстникам, авторитет которых на определенный период времени становится весьма сильным. В процессе интимного общения со сверстниками развиваются навыки взаимопонимания, взаимодействия и взаимовлияния. «В группе можно сравнить себя с другими, оценить свои успехи и неудачи, занять должное положение, получить признание, уважение среди сверстников своими действиями (не только социально-положительными), утвердиться в их глазах».

Для многих из них в течение нескольких лет ведущей деятельностью становится общение.

Для подросткового возраста характерно заметное развитие чувства личной дружбы, настоящей потребности в дружеском общении. Мотивы дружбы становятся более глубокими. Дружат уже не только потому, что сидят на одной парте или живут в одном доме. Д.Б. Эльконин и Т.В. Драгунова говорят о наличии специальной деятельности по поиску друга, носящей, по их терминологии, «ориентировочно-пробовательный» характер.

Дружеские отношения в подростковом возрасте являются более глубокими, содержательными и устойчивыми, носят эмоционально-напряженный характер.

 

Весьма важным компонентом самооценки подростков и юношей являются их представления о своем внешнем облике.

Положительная самооценка подростка, принятие сверстниками и популярность в их среде во многом зависят от его физической привлекательности и внешнего облика. Подростки, обладающие внешней привлекательностью, как правило, вызывают у окружающих положительное отношение к себе. Такое отношение является одной из причин того, что привлекательные подростки обычно имеют более высокую самооценку и здоровые личностные качества.

На подростков оказывает глубокое влияние традиционный для их среды идеальный образ внешности и телосложения. При этом юношеский эталон красоты и просто «приемлемой» внешности нередко бывает завышенным, нереалистичным.

У мальчиков самым частым источником тревоги является недостаточный, по их мнению, рост, некоторые девушки, наоборот, хотели бы «стать меньше». Все зависит от того стереотипного возраста «маскулинности» или «фемининности», которые следуют те и другие.

Образ Я у подростка сильно зависит от его веса. Многие подростки беспокоятся из-за своего веса, так как считают, что он превышает норму. Избыточный вес в подростковом возрасте не только представляет угрозу для здоровья в будущем, но также оказывает отрицательное влияние на социальные отношения, самооценку подростка, формирование личной идентичности и эмоциональную адаптацию.

Ф. Райс пишет о «модных» в наше время нервных расстройствах, которыми страдают девушки-подростки, стремящиеся к недосягаемому телесному идеалу. Это – анорексия и булимия.

«Нервная анорексия – это опасное для жизни эмоциональное расстройство, которое характеризуется навязчивой идеей относительно еды и собственного веса».

Больные анорексией испытывают глубокое чувство собственной неадекватности и имеют искаженные представления о человеческом теле, что часто приводит к депрессии. У них низкая самооценка, отражающая их негативные установки, касающиеся физической привлекательности.

«Для булимии характерно неудержимое и быстрое поглощение за короткое время большого количества высококалорийной пищи с последующим искусственно вызванным освобождением от съеденной пищи».

Больные булимией, как и больные анорексией, часто испытывают трудности в отношениях с родителями. Чем большую заботу проявляют родители к процессу питания своей дочери, тем активней противостояние подростка. В своей борьбе за идентичность девочка не пойдет ни на какие уступки перед родителями и скорее уморит себя голодом, чем будет подчиняться. Больные булимией и анорексией не уверены в себе, обостренно самокритичны, переживают, что никто не знает их по-настоящему. Поэтому, несмотря на все усилия родственников и друзей, они чувствуют себя одинокими.

В.С. Мухина в своей книге «Возрастная психология» пишет о том, что каждому подростку «предстоит в сфере развития его самосознания приспособится к своему телесному, физическому облику. От отрицания себя телесного через кризисные переживания и подвиги физического самосовершенствования он должен прийти к принятию уникальности своей телесной оболочки и принять ее как единственно возможное условие своего материального бытия. Это многотрудный путь, который при всей заботе, любви и понимании близких отрок проходит сам».

В этот период у подростков часто возникают конфликты с родителями, которые страшатся быстрых темпов взросления детей. Попытки полностью, как и прежде, владеть душой своего ребенка рано или поздно заканчиваются неудачей; у ребенка появляется чувство отчуждения, поскольку его не понимают, а у родителей – горечь от сыновней (дочерней) неблагодарности. С этого момента воспитание подростка должно стать более гибким, управление – ненавязчивым. Родителям не нужно диктовать ребенку, как ему жить и что ему делать. Они должны выступать лишь как его старшие друзья, готовые в любую минуту подставить плечо, прийти на помощь, но только тогда (!), когда он сам их об этом попросит. Помимо этого, следует разграничить проблемы, которые подросток должен решать сам и которые ему пока не под силу.

Развитию интересов у школьников, находящихся в благоприятных условиях, способствует феномен, возникающий в подростком возрасте и получивший название «сенсорная жажда». Сенсорная жажда – это потребность в получении новых ощущений – желание увидеть, услышать, попробовать, прочувствовать что-то новое. Стремление к новизне особенно характерно для подростков. Достаточно вспомнить, с каким энтузиазмом они ходят в походы.

С одной стороны, сенсорная жажда толкает подростков на поиски нового, способствует развитию любознательности. Но с другой, особенно когда они не получают поддержки взрослых, - она может явиться и причиной того, что, еще толком не разобравшись в сути какого-либо дела, они бросают его и переключаются на другое.

Некоторые авторы считают, что процесс формирования мировоззрения в юношеском возрасте заканчивается. Однако большинство специалистов с этим не согласно. Процесс духовного развития бесконечен. Люди, особенно в критические моменты жизни, пересматривают систему жизненных приоритетов, делают новые открытия в себе, вновь и вновь размышляют о смысле жизни. Однако всякий раз это делается не на пустом месте, а с учетом прошлого опыта моральных исканий, осмысления действительности, анализа собственных поступков, более глубокого изучения других людей.

Впервые подростки, изучая свой внутренний мир как бы со стороны, убеждаются в том, что они не похожи на других людей, они уникальны и неповторимы. В силу этого у них возникает мысль, что никто не может их понять. Подобные мысли являются весьма благоприятным фоном для проявления повышенной тревожности и обостренного чувства одиночества.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: