Тема 12. Демократическое государство Древних Афин

Примерный план работы:

1. Основные этапы развития демократического древнеафинского  государства.

2. Правовой статус органов власти и управления:

2.1. Органы прямого народовластии;

2.2. Должностные лица;

2.3. Суды в системе народовластия.

Методические рекомендации:

В первом вопросе студент должен обозначить следующие этапы становления развития демократической системы в Древних Афинах:

1. реформы Клисфена (509 г. до н.э.) – ликвидация  в Афинах остатков родового строя, уничто­жение деления населения на племена, изменения в правовом положении населения, новое территориальное деление (Аттика была разделена на 10 территориальных фил, при этом каждая из фил включала городскую, прибрежную и земледельческую террито­рии – тритии), реформирование системы органов власти (создание Совета пятисот, коллегии десяти стратегов, деятельность народного собрания и др.). Студенту следует охарактеризовать детально все элементы статуса функционирующих в этот период органов власти;

 2. реформы лидеров афинского демоса Эфиальта и Перикла (462-412 гг. до н.э.) – необходимо рассказать о происходящих процессах демократизации органов власти. Следует отметить, что  расцвет афинской демократии связан именно с Периклом, поскольку при нем потеряла значение цензовая реформа Солона (в частности, воз­можность замещения государственных должностей за плату была признана за всеми полноправными гражданами), отходит в прошлое патриархальное рабство (рабы теперь рассматриваются как простые орудия труда, по­степенно превращаются в основную производительную силу);

3. Упадок афинской демократии - конец V в. до н.э. отличался следующими особенностями: формальное равноправие афин­ских граждан сочеталось с их имущественным неравенством, значительно ухудшилось положение основной массы граждан, выросли противоречия между афинянами и ограниченными в правах метеками. Все это, в конечном счете, привело к тому, что афинская демократия не смогла оказать сопротивление Спарте.

Для более логичного расположения материала во втором вопросе, уместно деление его на части. В первой части студент должен рассказать о порядке формирования, структуре и полномочиях Совета полиса (булэ), Народного Собрания (экклезии) как верховного органа власти.

Характеризуя должностных лиц, студент должен обратить внимание на:

- принципы афинской демократии при формировании органов власти и правления (например, жесткая подчиненность должностных лиц полиса органам народовластия, основные принципы замещения должностей - выборность, срочность, подотчетность, коллегиаль­ность и др.);

- порядок выдвижения кандидатов в должностные лица (магистры);

- цензовые требования к магистрам;

- категории магистратуры - разграничить статус архонтов, стратегов, эпимелетов и иперетов.

В третьем подвопросе необходимо подчеркнуть особенности места и роли гелиэи (высшего судебного органа) в государственном аппарате. В частности, студенту следует рассказать не только о формировании и полномочиях по осуществлению правосудия (гелиэя являлась судом первой инстанции по делам о государст­венных преступлениях и о злоупотреблениях должностных лиц, апелляционной инстанцией по делам, рассмотренным другими су­дами), но и о ее специфических полномочиях (например, о ее контрольных функциях, праве отвергать законопроекты, принятые на­родным собранием и др.).

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: