Раннефеодальное государство(IX-XII вв.)

Введение

Одним из ярких и наиболее заметных периодов развития государственного института в истории человечества является эпоха феодализма, затронувшая не только страны западной Европы, но, пожалуй, весь известный к тому времени цивилизованный мир. Данная эпоха послужила основанием всего политического устройства мира на протяжении вот уже более полутора тысяч лет. Многие страны, сформировавшиеся в ту эпоху на территории Европы и Азии, существуют и по сей день практически в изначальных территориальных границах. Кроме того, эпоха средневековья оказала огромное влияние на культурный, научный и религиозный уклад жизни десятков поколений. Отголоски культурного наследия той эпохи до сих пор имеют огромное значение в современном обществе.

Эпоха средневековья (феодализма) — это более чем тысячелетний период в истории общества, государства и права, который в Западной Европе начинается после падения Западной Римской империи, то есть с 476 г.

Средние века — это эпоха возникновения, развития и упадка феодального способа производства, феодального государства и права во всемирном масштабе. Развитие феодализма происходило неравномерно не только в отдельных государствах Западной Европы, но и в отдельных регионах той или иной страны. Одним из ярких примеров развития феодализма является средневековая Германия.

Как независимое государство Германия образовалась на землях восточных франков после распада империи Карла Великого. Ее территория включала пять основных герцогств, возникших на территории племенных союзов: Саксонию, Франконию, Швабию (Аллеманию), Баварию, Лотарингию, а также присоединенные позднее французские, итальянские и славянские земли - Бургундию, города Северной Италии, Богемию, Австрию и др. Слабо затронутая римским влиянием Германия (особенно восточная часть) дольше других европейских стран сохраняла пережитки родовых отношений. Феодализм здесь прочно установился только в XI веке. Формированию основных классов Германии способствовала реформа Генриха Птицелова. После короткого периода относительного единства в X—XII вв. в Германии начался процесс феодальной раздробленности. Смена форм и механизмов государственного управления прослеживается как в масштабе всей империи и собственно Германии, так и по отдельным германским княжествам. С XIII в. они эволюционируют, превращаясь в фактически самостоятельные государства, лишь формально связанные между собой императорской властью. Историю Германского государства можно условно разделить на два больших этапа:

- Становление и развитие централизованного раннефеодального государства в Германии в рамках империи (Х-XII вв.);

- Территориальная раздробленность в Германии (XIII—начало XIX вв.) и развитие автономных гер­манских княжеств-государств.

Изучение «Золотой Буллы» дает возможность при свежем взгляде обнаружить какие-то новые детали, возможность по-новому их истолковать, или же рассмотреть давно введенный в научный оборот документ под новым углом зрения.

Раннефеодальное государство(IX-XII вв.)

Общественный строй

В X—XII вв. в Германии шел процесс формирования основных классов-сословий феодального общества. Феодальные сословия в своем окончательном виде оформились в XII в. Крупные земельные магнаты, державшие земли непосредственно от короля, составили сословие имперских князей. С 1180г. это сословие являлось замкнутым и закрытым для проникновения в его состав представителей других социальных группировок. Первоначально светских имперских князей было всего 20. Количество церковных имперских князей было примерно в два раза больше. Они заключали браки только между собою, чтобы не допустить перехода их земельной собственности в руки других семейств.

Вторую ступень феодальной иерархии занимало сословие «свободных господ». В его состав вошла прежняя служилая знать в лице графов, так называемых фогтов и других крупных аллодистов.

Все остальные феодалы были отнесены к сословию рыцарей. Эта самая массовая группа, состоявшая в основном из владельцев небольших и небогатых вотчин, первоначально могла пополняться и за счет верхушки свободного крестьянства. Военная реформа короля Генриха I Птицелова возможность проникать в
ряды рыцарского сословия любым категориям свободных людей, способным нести конную военную службу. Однако в конце XII в. было запрещено вступать в рыцари представителям крестьянского сословия и лицам духовного звания; тем самым было завершено формирование замкнутого рыцарского сословия. Звание рыцаря стало наследственным, даже если его обладатель не располагал земельным наделом.

Внутри господствующего класса, представленного тремя названными сословиями, шла постоянная борьба за распределение и перераспределение феодальной собственности и неразрывно связанной с ней политической власти. Кроме того, эти сословия занимали отнюдь не одинаковую позицию по отношению к королю. Имперские князья объективно не были заинтересованы в сильной центральной власти: они являлись носителями сепаратистских тенденций, инициаторами ограничения власти короля в свою пользу. Напротив, мелкие и средние феодалы отчетливо сознавали, что их благополучие зависит от успехов центральной власти, а потому были самой надежной опорой короля в борьбе с его политическими противниками.

Феодальная иерархия в Германии была окончательно оформлена во второй половине XII в. Формой военной (а в широком смысле слова — и государственной) организации немецких феодалов стало деление всего дворянства и духовенства на особые ранги.

Крестьянство в Германии к XIII в. разделилось на две категории - свободное и несвободное. Категория юридически свободных крестьян, согласно "Саксонскому зерцалу", складывалась из крестьян-чиншевиков и арендаторов. Чиншевики - это держатели господской земли с выплатой определенной денежной повинности (чинша). Они подразделялись на две группы: одна из них могла передавать земельное держание по наследству и продавать его, другая была лишена этих прав. Арендаторы не имели своей земли и получали землю во временную обработку. Несвободное крестьянство - подавляющая масса германского крестьянства, именуемая сервами (холопами), находилась не только в материальной, экономической, но и в личной зависимости от класса феодалов.

Определенными преимуществами на фоне остальной массы крепостного крестьянства обладали церковные крепостные. Таким образом, конкретные формы юридической зависимости были достаточно многообразными, и это являлось свидетельством незавершенности процесса окончательного закрепощения крестьянства.

В XI—XII вв. началось складывание и сословия горожан (бюргеров) — особой социальной группы свободного населения,
занятого в ремесленном производстве, предпринимательстве и
торговле. До этого времени население городов, большинство
из которых являлось епископскими, практически не отличалось по своему правовому статусу от зависимого сельского населения. Лишь в конце XII в. города
королевского домена, некоторые епископские центры и ограниченное число вотчинных городов стали пользоваться особыми городскими правами и некоторой автономией. Городское население продолжало выплачивать определенные налоги и выполнять некоторые повинности (например, военную и строительную), но стало считаться лично свободным.

 

Государственный строй

В первой трети X-XII вв. Германия представляла собой относительно единое государство. Слабое развитие феодализма, внешняя угроза и активная политика централизации первых германских королей способствовали утверждению раннефеодальной монархии, временному усилению королевской власти. Вместе с тем отсутствие этнической общности, слабые экономические связи между отдельными герцогствами делали единство этого государства относительным.

Объективные предпосылки для усиления королевской власти в Германии были использованы королями Саксонской династии, при первых представителях которой - Генрихе I и Оттоне I - фактически сложилось Германское раннефеодальное государство.

Так, Оттон I, стремясь ограничить самостоятельность герцогов, ввел так называемые "оттоновские привилегии", сущность которых состояла, прежде всего, в территориальном расширении церковного иммунитета, распространенного на весь округ, где были расположены эти владения. Владелец иммунитета получил право не только низшей, но и высшей уголовной юстиции в пределах своего округа. Таким путем в пределах  герцогских территорий были созданы самостоятельные церковные округа, непосредственно связанные с королевской властью. Король облагал церковные земли налогами в свою пользу, получал доходы с вакантных церковных должностей. Судебные функции в иммунитетном округе были переданы королевскому чиновнику - церковному фогту, находящемуся в прямом подчинении центрального правительства. Укрепив свои позиции, император Оттон I предпринял удачную попытку завоевания Италии, что давало широкие возможности земельных и денежных захватов для германских феодалов, и, кроме того, господство в Италии означало господство над папой и соответственно укрепление королевской власти над епископами. В 962 г. папа возложил на Оттона I императорскую корону. Возрожденная империя получила впоследствии название "Священной римской империи германской нации".

Система высших государственных органов Германии в период раннефеодальной монархии рисуется в следующих основных чертах. Глава государства — король (с 962 г. император) — обладал высшей законодательной властью. Наибольшее количество изданных королем законов было посвящено регулированию взаимоотношений между светской и церковной властью, а также отношений между крупными феодалами. Юридически за королем оставались прерогативы верховного судьи. Он мог изъять любое дело из любой судебной инстанции и рассмотреть его по существу. Кроме того, королю могла быть принесена апелляция на противозаконное решение любого судебного органа. В действительности же судебная власть короля не имела столь всеобщего и неограниченного характера, поскольку реально она распространялась лишь на узкий круг его собственных вассалов. Мало того, король был не свободен в своих поступках. Если он совершал какие-либо противозаконные или преступные действия, он отвечал перед судом высшей феодальной знати.

Король мог подвергать своих подданных штрафам или административным взысканиям за преступные действия против монархии и церкви, а должностных лиц — привлекать к ответственности за служебные злоупотребления и упущения. Верховное государственное руководство было сосредоточено в рамках королевского двора. Наиболее видными сановниками являлись: канцлер, игравший роль первого министра, дворецкий (пфальцграф), ведавший дворцовыми делами, маршал, командовавший войсками, королевский меченосец, возглавлявший службу безопасности, и др. Высшие государственные должности становились наследственными и возлагались на наиболее могущественных и влиятельных светских и духовных имперских князей. Многие другие сановники не имели определенных служебных полномочий, но выступали в роли советников, без консультаций с которыми король не принимал никаких ответственных решений. С начала XI в. это совещательное учреждение оформилось в самостоятельный орган — королевский совет.

Большую роль в политической жизни страны играли собрания феодалов, в которых участвовали церковные и светские
князья, непосредственные королевские вассалы. Собрания созывались по инициативе короля и работали под его председательством. В периоды междуцарствий собрания приобретали силу
суверенного органа. Собрания созывались обычно один раз в год и чаще всего приурочивались к пасхальным праздникам. В компетенции собраний было решение наиболее важных вопросов общегосударственного значения: проблемы законодательства, войны и мира, престолонаследия; рассмотрение некоторых судебных дел; улаживание конфликтов между королем и знатью и споров, возникавших внутри
феодального класса; назначение на высшие государственные
должности и предоставление ленов; ведение переговоров с папским престолом и др.











Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: