Психическая саморегуляция

Кандыба Виктор Михайлович

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

Глава первая. ТЕОРИЯ СК-СВЕРХСОЗНАНИЯ

1. Мозг и информация

2. Концепция человека и СК-Сверхсознания

3. Структурно-функциональная организация сознания

4. Бессознательное

5. Развитие интеллекта

Правила повышения качества впечатлений

6. Психические состояния -?

Глава вторая. ПСИХОТЕХНИКА СК-1 -СВЕРХСОЗНАНИЯ

1. Способности человека

2. Общая теория аутотренинга по В. С. Лобзину

3. Лучшие мировые техники аутотренинга

1 урок: "Звезда саморегуляции" или "Поиск Ключа"

Прием 1. "Расхождение рук"

Прием 2. "Схождение рук"

Прием 3. "Левитация руки"

Прием 4. "Полет"

Прием 5. "Покачивание"

Прием 6. "Движения головой"

Прием 7. "Палец Хаджи - Мурата"

2-й урок: "Стадия согласующего биоритма" или "Решение проблем, обучение и оздоровление"

3-й урок: "Момент истины" или "Завершение"

4. Метод Грэхем

Упражнение 1. Постепенное расслабление

Упражнение 2. Расслабление с применением визуализации

Упражнение 3. Как справиться со стрессом

Упражнение 4. Совершенствование самосознания

Упражнение 5. Контакт с внутренним наставником

Упражнение 6. Связь с телесными процессами

Упражнение 7. Проникновение в боль

Упражнение 8. Соприкосновение с высшим "Я"

5. Американский метод Р. Каплан

6. Начальная психотехника ауто-СК-1-Сверхсознания

7. Воля и техника самоприказов

 

В. М. КАНДЫБА

ПСИХИЧЕСКАЯ САМОРЕГУЛЯЦИЯ

ТЕОРИЯ И ТЕХНИКА

СК-СВЕРХСОЗНАНИЯ

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Все, что мы приписываем Богу,

находится в нас самих.

Д. В. Кандыба

 

Русские ученые всегда утверждали, что в психофизиологической природе каждого человека есть все необходимое, чтобы заняться саморазвитием и самосовершенствованием.

Еще И. П. Павлов писал, что если создать людям все необходимые условия для саморазвития, то каждый "человек может стать тем, кем он может и должен стать".

Великий русский невролог, основоположник клинической ней-рогенетики С. Н. Давиденков считал, что у всех людей, так же, как и у животных, "наибольшей изменчивостью наделены молодые органы, появившиеся на поздних стадиях филогенеза, поэтому большие полушария мозга, как самый молодой отдел мозга, и вся психическая деятельность человека могут быть успешно развиты; таковы экспериментальные данные и их теоретическое осмысление на предмет дальнейшей эволюции".

Гениальный Н. И. Вавилов говорил: "Конечная цель всей мировой науки - это управление основными процессами эволюции человеческого мозга".

Знаменитый русский невролог В. С. Лобзин, обобщив опыт многих наук о человеке, разработал лучшее в мире практическое учебное пособие (1973 г.), в котором впервые рассмотрел на современном научном уровне практические методы нервно-психической саморегуляции и саморазвития.

Последователь В. С. Лобзина, современный невролог Д. В. Кандыба, развил идеи В. С. Лобзина и создал целый ряд новых психотехнологий СК-аутотренинга на базе открытого им в 1984 г. нового вида транса - "СК". Д. В. Кандыба изложил в своих известных работах ("Специальные психофизические состояния и медитативный аутотренинг", 1990; "СК. Универсальная техника гипноза", 1994; "Тайная власть гипноза", 1998) новые методы нервно-психического саморазвития, рассмотрел их нейрофизиологические и нейропсихологические механизмы. Основная мысль Д. В. Кан-дыбы - каждый человек в век информационных перегрузок должен усовершенствовать свой мозг и создать эволюционно новый вид человеческой психики "СК-Сверхсознание".

Итак, именно в структурно-функциональных нейрофизиологических свойствах и особенностях обоих полушарий человеческого мозга находится главный ключ к освоению человеком современной социально-культурной программы. Поэтому и саморазвитие человека должно, прежде всего, строиться на идее совершенствования функциональной структуры мозга, на идее создания Сверхсознания, то есть эволюционно более совершенного сознания.

Идея сверхчеловека стара, как мир. В течение сотен веков своей истории человечество жило с идеей сверхчеловека. Сказания и легенды всех древних народов полны образов сверхчеловека. Герои мифов, титаны, полубоги; пророки, мессии и святые всех религий; герои волшебных сказок и эпических песен; рыцари, которые спасали пленных принцесс, пробуждали спящих красавиц, побеждали драконов, сражались с гигантами и людоедами - все это образы сверхчеловека.

Народная мудрость всех веков и племен понимала, что человек, каков он есть, не способен сам устроить свою жизнь; народная мудрость никогда не считала человека достижением, венчающим творение. Она правильно оценивала место человека, принимала и допускала ту мысль, что могут и должны быть существа, которые, хотя они тоже являются людьми, все же стоят гораздо выше обыкновенного человека, сильнее его, сложнее, "чудеснее".

Если мы попробуем рассмотреть формы, в которых идея сверхчеловека выражалась в человеческом мышлении в разные исторические периоды, то увидим, что она подпадает под несколько определенных категорий.'"

Первая идея сверхчеловека рисует его в прошлом, связывая с легендарным "золотым веком". Эта идея всегда оставалась одной и той же: люди мечтали или вспоминали о тех далеких временах, когда их жизнью управляли сверхлюди, которые боролись со злом, поддерживали справедливость и выступали посредниками между людьми и божеством, - руководили людьми согласно воле божества, давали им законы, приносили повеления. Идея теократии всегда связывалась с идеей сверхчеловека: Бог или боги, как бы их ни называли, правили людьми с помощью и через посредство сверхлюдей - пророков, вождей, царей - таинственного, сверхчеловеческого происхождения. Боги не могли иметь дело непосредственно с людьми. Человек никогда не был и не считал себя достаточно сильным, чтобы прямо взглянуть в лицо божеству и получить от него законы. Все религии начинаются с прихода сверхчеловека. "Откровение" приходит через сверхчеловека.

Но воспоминания о прошлом не могли удовлетворить человека; он стал мечтать о будущем, о том времени, когда сверхчеловек придет опять. В результате возникло новое понятие сверхчеловека. Люди начали ждать сверхчеловека. On должен прийти, чтобы Упорядочить их дела, управлять ими, научить повиноваться закону или принести новый закон, новое учение, новое знание, новую истину, новое откровение. Сверхчеловек должен прийти, чтобы спасти людей от самих себя, а также от сил зла, которыми они окружены. Почти во всех религиях имеется такое ожидание сверхчеловека, ожидание пророка, мессии.

В буддизме идея сверхчеловека полностью заменяет идею Божества, ибо сам Будда - не Бог, а только сверхчеловек.

Развитие нового типа человека совершается за счет старого. Новый тип, создаваясь из старого, как бы преодолевает, побеждает его, занимает его место.

Об этом говорит Заратустра у Ницше:

"Я учу вас о сверхчеловеке. Человек есть нечто, что должно быть преодолено. Что сделали вы, чтобы преодолеть человека?"

"В человеке важно то, что он - мост, а не цель: в человеке можно любить только то, что он переход".

Человек - по преимуществу переходная форма, движущаяся, становящаяся, изменяющаяся на наших глазах. Даже без какого-то особого исследования ясно, что человек совершенно не определившееся существо, сегодня иное, чем вчера, завтра иное, чем сегодня.

Человек - это маленькая вселенная. В нем идет непрерывная смерть и непрерывное рождение, эволюция и вырождение, рост и вымирание. В человеке есть все - от минерала до Бога.

Сложная система души человека часто представляется двойственной, и для такого взгляда есть серьезные основания. В каждом человеке как бы живут два существа: одно - существо, охватывающее минеральный, растительный, животный и человеческий "пространственно-временной" мир, и другое - существо духовного мира. Одно - существо прошлого, другое - существо будущего. И прошлое с будущим в душе человека пребывают в вечной борьбе, в вечном конфликте. Одно принадлежит миру форм, другое - миру идей. Без всякого преувеличения можно сказать, что душа человека есть поле битвы прошлого с будущим.

Именно это и говорит Заратустра у Ницше: "Я - от сегодня и от прежде; но есть во мне нечто от завтра, от послезавтра и от некогда".

Обычный человек не в состоянии видеть сверхчеловека или знать о его существовании, как гусеница не знает о существовании бабочки. Этот факт чрезвычайно труден для понимания, но он естественно и психологически неизбежен. Высший тип ни в коем случае не может находиться под властью низшего типа или быть объектом его наблюдения, в то время как низший тип может находиться под властью и под наблюдением высшего типа. С этой точки зрения наша жизнь и история могут иметь определенную цель и смысл.

Этот смысл, эта цель - сверхчеловек. Все остальное существует для единственной цели - чтобы из массы человечества, время от времени возникал и вырастал сверхчеловек.

Развитие внутреннего мира, эволюция сознания - вот абсолютная ценность, развивающаяся в известном нам мире только в человеке и не способная развиться вне него. Эволюция сознания, внутренний рост - это и есть "восхождение к сверхчеловеку".

Эта идея выражена Ницше: "Я хочу учить людей смыслу их бытия; этот смысл есть сверхчеловек, молния из темной тучи человека".

С 1956 по 2000 годы мною проведены экспериментально-исследовательские работы по созданию теории и практики активных трансовых сверхсостояний психики и физиологии человека, которые в мировой науке получили название СК - "Сверхсостояния Кандыбы".

Исследование и техническое описание СК было завершено в 1984 году. В последующие годы нарабатывалась практика развития самых разных сверхспособностей на базе СК.

До открытия СК науке были известны четыре основных нормальных психофизиологических состояния: сон, гипнотическое состояние, медитативное состояние и обычное бодрственное состояние. Кроме этих общепринятых квалификационных состояний в медицине были неплохо изучены и так называемые "патологические состояния", возникающие всегда при заболеваниях, а также могущие иногда возникать и по другим причинам.

Итак, после пяти общепринятых основных состояний, СК - это шестое, новое, универсальное активное сверхсостояние, из которого специальными психотехниками можно получить любое из ранее известных, и наоборот, из любого известного состояния можно получить СК.

 

В прошлом году на базе Российской национальной академии гипноза был создан "учебный Центр развития человека (191186, Санкт-Петербург, ул. Малая Морская, д. 9, кв. 34. Телефон для справок: (812) 318-11-98).

Центр проводит обучение всех желающих, независимо от возраста, образования и личных способностей различным практическим умениям и сверхспособностям.

На обучение я принимаю всех желающих. Звоните, пишите письма, приезжайте сами или приглашайте меня в Ваш город для проведения занятий.

Настоящая книга - это краткое пособие для ознакомления.

Президент Всемирной ассоциации профессиональных гипнотизеров при ЮНЕСКО, академик Виктор Михайлович Кандыба

Киев, 2001 г.

Учебный центр

191186, г. Санкт-Петербург ул. Малая Морская, д. 9, кв. 34.

Кандыба В. М.

Телефон для справок: (812) 318-11-98

 

ГЛАВА ПЕРВАЯ

ТЕОРИЯ СК-СВЕРХСОЗНАНИЯ

 

Поверь, мой друг,

что на Земле и в небе есть более чудес,

чем снилось нашим мудрецам.

В. Шекспир

 

1. МОЗГ И ИНФОРМАЦИЯ

рганизм человека способен принимать информацию как из внешней среды, так и из внутренней. Прием и обработку информации осуществляет нервная система через процесс восприятия раздражения рецепторами. Возбуждение этих чувствительных клеток осуществляется механическим либо химическим путем. Возникающие информационные нервные импульсы качественно одинаковы, а различение информационных раздражений зависит от кодирования в рецепторах и их связи с определенными частями головного мозга. Интенсивность ощущения зависит от органа чувств, воспринявшего информацию-раздражение. Почтя дри всех видах ощущений по нервному волокну отправляется "е-адри, а много импульсов и именно их число и определяет силу ощущения.

СК-яарввмвкивяяет следующие виды ощущений: ощущения вкуса, запаха, "вета, слуха, равновесия, на холод, на тепло, на прикосновение, на давление, на боль, на изменения натяжения мышц или сухожилий (кинестетические ощущения), от внутренних органов (висцеральные ощущения) в виде голода, жажды, тошноты, оргазма, боли, потребности в мочеиспускании и дефекации и другие, менее определенные ощущения, возникающие при половой активности, болезнях или эмоциональных кризах. Все эти ощущения информируют человека о тех или иных раздражителях. Вся информация, посылаемая по нервным волокнам, кодируется рецепторами в органах чувств. Так, при передаче импульсов возможны различия: 1) в числе проводящих эти импульсы волокон; 2) в том, какие именно волокна проводят импульс; 3) в общем числе импульсов, проходящих по данному волокну; 4) в частоте импульсов, идущих по данному волокну, и 5) во временных соотношениях между импульсами в-различных волокнах.

Опишем чуть подробнее анатомию нервной системы и тяеха-низм прохождения информации в виде нервных импульсов.

Нервная система человека координирует и интегрирует деятельность всех систем и органов человека, а самое главное, регулирует и упорядочивает отношения между внутренней средой человека и внешним окружением.

Нервная система состоит из головного мозга, спинного мозга и проводящих путей, соединяющих рецепторы (глаза, уши и др.) с эффекторами (мышцы, железы и др.).

Нервная система состоит из нескольких миллиардов нейронов, которые делятся на две категории: нейроны центральной нервной системы, образующие головной и спинной мозг, и нейроны периферической нервной системы, образующие черепно-мозговые и спинномозговые нервы.

Основной функцией нервной системы является прием, проведение и обработка поступающих в организм информационных раздражений. Самый простой путь, по которому может идти нервный импульс, состоит из трех нейронов: одного сенсорного, одного вставочного и одного моторного. Нервные клетки - нейроны т- состоят из тела клетки, содержащего ядро, и отростков - одного аксона и одного из нескольких дендритов. Нейроны различаются по форме клеточного тела и по длине, числу и степени аксонов и дендритов. Нейроны подразделяются на сенсорные {чувствительные), моторные (двигательные) и вставочные. У чувствительных нейронов ден-дриты соединены с рецепторами, а аксоны - с другими нейронами; у двигательных нейронов дендриты соединены с другими нейронами, а аксоны - с каким-нибудь эффектором; у вставочных нейронов и дендриты, и аксоны соединяются с другими нейронами.

Нервные стволы, или нервы, состоят из большого числа аксонов и дендритов, объединенных в общей соединительно-тканной оболочке. Тела нейронов образуют скопления - ганглии, если они расположены вне головного и спинного мозга, и нервные центры, если они находятся в головном или спинном мозгу.

Химические и электрические процессы, с которыми связана передача информационного нервного импульса, не зависят от природы и силы вызвавшего это процессы раздражителя, если только раздражитель обладает достаточной силой, чтобы вызвать появление нервного информационного импульса. Нерв не реагирует, пока к нему не приложено раздражение определенной минимальной силы. Дальнейшее увеличение силы раздражения не увеличивает скорость распространения информационного нервного импульса, так как энергию проведения импульса вырабатывает сам нерв, а не энергия раздражителя. То есть, скорость прохождения информации по нервному волокну зависит от состояния самого волокна, и различные вещества могут замедлять передачу информационного нервного импульса или делать ее невозможной. После проведения одного импульса проходит от 0,005 до 0,002 секунды, прежде чем нервное волокно сможет передавать второй импульс. В это время происходят химические и физические изменения, в результате которых волокно возвращается в исходное состояние. Соединение между последовательными нейронами называется синапсом. Нервный информационный импульс передается с кончика аксона одного нейрона на дендрит следующего через синаптическое соединение путем выделения на кончике аксона определенных химических веществ, которые вызывают появление нервного импульса в дендрите следующего аксона. Передача возбуждения через синапс происходит медленнее, чем его прохождение по нерву. В норме информация проходит только в одном направлении: в чувствительных нейронах она идет от органов чувств к спинному и головному мозгу, а в двигательных - от головного и спинного мозга к мышцам и железам. Направление информации определяется синапсом, так как только кончик аксона способен выделять вещество, передающее информацию на другой нейрон.

Согласно мембранной теории переноса- информации, электрические явления в нервном волокне обусловлены различной проницаемостью нервной мембраны для ионов натрия и калия, а эта проницаемость в свою очередь регулируется разностью электрических потенциалов по обе стороны от нее. Для возбуждения нервного волокна требуется определенное критическое пороговое информационное изменение. Возбуждение представляет собой освобождение электрической энергии из нервной мембраны и распространяется вдоль волокна в виде короткого электрического импульса, называемого потенциалом действия.

Информационный нервный импульс - это волна деполяризации, проходящая вдоль нервного волокна. Изменение мембранного потенциала в одном участке делает соседний участок более проницаемым, и в результате волна деполяризации распространяется по волокну. Полный цикл деполяризации и реполяризации занимает всего несколько тысячных секунды.

Механизм передачи информационного нервного импульса через синапс с одного нейрона на другой объясняется электрической и химической теорией.

Величина синаптического сопротивления может изменяться под влиянием нервных импульсов, так что один информационный импульс может тормозить или усиливать действие другого. Непрерывный псщжлнформационных нервных импульсов создает определенный уровень возбуждения во всех органах, мышцах, железах и т, д., называемый тонусом, вот почему информационный голод во всех органах чувств как бы выбивает организм из нормы, как и информационный бум ведет к перенапряжению.

Основные информационные потоки идут в головной мозг через спинной мозг.

Спинной мозг представляет собой трубку, окруженную и защищенную невральными дугами позвонков, и выполняет две важные функции: передает информационные импульсы, идущие в головной мозг и из головного мозга, и служит рефлекторным центром.

Все волокна спинного мозга перекрещиваются, правая половина головного мозга контролирует левую половину тела и получает информацию от рецепторов левой стороны, и наоборот.

Головной мозг представляет собой своеобразно расширенный передний конец спинного мозга. Это расширение столь ве-лико, что анатомически в нем выделяют шесть отделов:

продолговатый мозг, варолиев мост, мозжечок, средний мозг, таламус и большие полушария.

Продолговатый мозг - это самый задний отдел головного мозга, лежащий спереди от спинного мозга. Здесь центральный канал спинного мозга расширяется и образует большую полость, называемую четвертым мозговым желудочков. Стенки продолговатого мозга толстые и состоят в основном из нервных путей, идущих к высшим отделам головного мозга. А внутри продолговатого мозга находятся скопления тел нервных клеток - нервные центры; это информационно-рефлекторные образования; регулирующие следующие важнейшие физиологические процессы: дыхание, частоту сокращений сердца, расширение и сужение кровеносных сосудов, а также глотание и рвоту.

Над продолговатым мозгом расположен мозжечок, состоящий из средней части и двух боковых полушарий в виде шишек. Серый поверхностный слой мозжечка состоит из тел нервных клеток, а глубже находится масса белой ткани, образованной волокнами, связывающими мозжечок с продолговатым мозгом и с высшими отделами мозга. Мозжечок координирует движения и регулирует сокращение мышц.

Под мозжечком лежит толстый поперечный пучок волокон - варолиев мост, который переносит информацию из одного полушария мозжечка в другое, координируя движения мышц на обеих сторонах тела.

Спереди от варолиева моста расположен средний мозг, который имеет толстые стенки и узкий центральный канал, соединяющий четвертый желудочек (в продолговатом мозге) с третьим желудочком (в таламусе). Толстые стенки среднего мозга содержат некоторые рефлекторные центры и главные проводящие пути, ведущие к таламусу и большим полушариям. На верхней стороне среднего мозга расположены четыре невысоких выступа - четверохолмие, в котором находятся центры некоторых зрительных и слуховых рефлексов. Рефлекторное сужение зрачка при попадании в глаз яркого света регулируется центром в передних бугорках. Средний мозг содержит группу нервных клеток, регулирующих мышечный тонус и позу.

Кпереди от среднего мозга центральный канал снова расширяется и образует третий мозговой желудочек, крыша которого содержит еще одно сплетение кровеносных сосудов, выделяющих цереброспинальную жидкость. Толстые стенки третьего желудочка образуют таламус. Это центр переключения сенсорных импульсов: волокна из спинного мозга и низших отделов головного мозга образуют здесь синапсы с другими нейронами, идущими к различным сенсорным зонам больших полушарий. Таламус регулирует и координирует внешние проявления эмоций. На дне третьего желудочка (в гипоталамусе) находятся центры, регулирующие темпера туру тела, аппетит, водный баланс, углеводный и жировой обмен, кровяное давление и сон. Передняя часть гипоталамуса вступает в действие при повышении температуры, а задняя - при понижении. Гипоталамус контролирует некоторые функции передней доли гипофиза, например, секрецию гонадотропных гормонов и вырабатывает гормоны, которые выделяет в кровь задняя доля гипофиза.

Все рассмотренные выше отделы головного мозга управляют врожденными, автоматическими формами поведения, которые определяются существенными чертами строения этих отделов. Древние русы называли эту часть мозга - растительный ум, так как аналогично устроен мозг у всех позвоночных - от рыб до человека.

Активность нейронов больших полушарий мозга лежит в основе сложных психологических явлений сознания, мыслительной деятельности, памяти, понимания и обработки информационных импульсов от органов чувств (поступающих из внешней среды), а также обработки информационных импульсов из собственного организма.

Большие полушария мозга - самый передний и наиболее крупный из отделов головного мозга выполняет функцию регуляции приобретенных форм поведения. В больших полушариях сосредоточено более половины всех нейронов, из которых состоит нервная система человека.

 

Большие полушария развиваются как выросты переднего конца головного мозга. Они растут назад, поверх остальных частей мозга и прикрывая их. Каждое полушарие содержит полость, соединенную каналом с третьим желудочком (в таламусе). Это первый и второй мозговые желудочки; в них как и в остальных желудочках, находятся сплетения кровеносных сосудов, выделяющих цереброспинальную жидкость. Большие полушария состоят из серого и белого вещества; белое вещество, образованное из нервных волокон, расположено внутри, тогда как серое вещество, состоящее из тел нервных клеток, находится на поверхности, образуя кору больших полушарий.

Глубоко в веществе больших полушарий лежат другие массы серого вещества - нервные информационные центры, служащие промежуточными станциями на пути в кору и из коры. Поверхность больших полушарий покрыта извилинами. Таким образом, получаются валики, разделенные бороздами, что увеличивает пространство, занимаемое серым веществом коры. Рисунок этих извилин одинаков у всех людей.

Функции в коре в значительной степени локализованы. В затылочной области находится центр зрения: удаление его приводит к слепоте, а раздражение, даже в результате простого удара по затылку, вызывает ощущение света. Удаление зрительной зоны на одной стороне мозга вызывает слепоту на одну половину каждого глаза, так как зрительный нерв каждого глаза расщепляется, и половина волокон идет в одну половину мозга, а другая половина - в другую.

Центр слуха расположен в височной доле мозга, над ухом. Раздражение его при ударе вызывает ощущение звука; хотя удаление обеих слуховых зон приводит к глухоте, удаление одной из них вызывает не глухоту на одно ухо, а двустороннее уменьшение остроты слуха. Таким образом, можно предположить, что два полушария как бы дублируют друг друга, создавая надежность системы жизнеобеспечения всего организма, повреждение одного из них не приводит к полной потере жизненно важных функций, как, например, в случае со зрением и слухом.

По наружной стороне полушарий сверху вниз проходит глубокая борозда (роландова), которая отделяет двигательную зону, контролирующую скелетные мышцы, от лежащей позади нее области, ответственной за ощущение тепла, холода, прикосновения и давления при раздражении кожи. Внутри обеих зон имеет место дальнейшая специализация участков вдоль борозды (от верхушки мозга к его боковой стороне): нейроны верхнего участка контролируют мышцы ступни, клетки последующих участков - мышцы голени, бедра, живота и т. д., а нейроны нижнего участка управляют мышцами лица. Величина корковой двигательной зоны для той или иной части тела пропорциональна тонкости и сложности движений; особенно обширны зоны, управляющие кистью руки и лицом. Аналогичное соотношение существует между частями сенсорной зоны и участками кожи, с которых они получают импульсы. Таким образом, в информационных связях между телом и головным мозгом мы наблюдаем не только перекрещивание волокон, в результате чего правая половина мозга контролирует левую половину тела и наоборот, но и еще одну инверсию, в результате которой самый верхний участок коры управляет самыми нижними частями тела.

Зоны коры, функция которых известна, занимают лишь часть коры, а остальная поверхность занята ассоциативными зонами, состоящими из нейронов, которые не связаны непосредственно с органами чувств или мышцами, а существуют взаимосвязи с другими областями. Эти зоны лежат в основе высших психических способностей (память, способность к мышлению и обучению, соображение). Ассоциативные зоны интегрируют все информационные импульсы, непрерывно приходящие в мозг, и образуют из них связное целое, обеспечивая возможность целесообразной реакции. Когда вследствие заболевания или травмы функция одной или нескольких ассоциативных зон выпадает, наступает афазия - состояние, при котором утрачивается способность узнавать определенного рода символы.

Чередование сна и бодрствования регулируется гипоталамусом: в передней части гипоталамуса находится центр сна, а в задней - центр бодрствования. Предполагают, что 8-часовой сон - это приобретенная привычка, а врожденный ритм состоит в чередовании сна и бодрствования через каждые 4 часа.

От головного и спинного мозга отходят парные черепно-мозговые и спинномозговые нервы, связывающие мозг со всеми рецепторами и эффекторами организма; эти нервы составляют периферическую нервную систему.

Черепно-мозговые и спинномозговые нервы состоят из пучков нервных волокон - аксонов и дендритов. Что касается тел нервных клеток, то в периферической нервной системе находятся только тела чувствительных нейронов, образующие

скопления - ганглии или нервные узлы, вблизи головного или спинного мозга, и тела некоторых двигательных нейронов вегетативной нервной системы.

От различных отделов головного мозга отходят 12 пар черепно-мозговых нервов, которые иннервируют главным образом органы чувств, мышцы и железы, расположенные на голове. Один из самых важных черепно-мозговых нервов - блуждающий нерв, который образует часть вегетативной нервной системы и иннервирует внутренние органы грудной полости и верхней части брюшной полости.

Все спинномозговые нервы являются смешанными, т. е. содержат двигательные и чувствительные волокна в примерно одинаковых количествах. Они отходят от спинного мозга симметричными 31 парами, и каждая пара иннервирует рецепторы и эффекторы определенного участка тела, Каждый нерв начинается от спинного мозга в виде двух корешков, которые вскоре соединяются, образуя спинномозговой нерв. Все чувствительные волокна входят в спинной мозг через задние корешки, а все остальные волокна выходят из него через передние корешки. Если перерезан передний корешок, наступает паралич мышц. Если же перерезан передний корешок, то наблюдается полный паралич мышц, иннервируемых этим нервом, но ощущения прикосновения, давления и температуры, кинестетические ощущения (чувство движения и положения частей тела) и болевая чувствительность не нарушаются. Толщина каждого из спинномозговых нервов пропорциональна величине участка тела, который он иннервирует, самая крупная пара нервов идет к ногам. Каждый спинномозговой нерв вскоре после слияния переднего и заднего корешков делится на дорсальную ветвь, идущую к коже и мышцам боков и живота, и вегетативную ветвь, обслуживающую внутренности.

Сердце, легкие, пищеварительный тракт и другие внутренние органы иннервированы особым комплексом периферических нервов, называемых автономной или вегетативной нервной системой, состоящей из двух частей: симпатической и парасимпатической.

Вегетативная нервная система содержит чувствительные и двигательные нервы, но отличается от остальной нервной системы тем, что волевой контроль над этими нервами со стороны больших полушарий без специальной тренировки невозможен. Каждый внутренний орган получает двойной набор волокон: одна группа их подходит к органу через симпатические нервы, а другая - через парасимпатические. Информация с симпатических и парасимпатических нервов оказывает на иннервируемый орган противоположное действие. Если первые, например, усиливают какую-либо активность, то вторые ослабляют ее.

Блуждающий нерв берет начало в продолговатом мозге и спускается через область шеи в грудную и брюшную полости, где иннервирует сердце, дыхательную систему и пищеварительный тракт. Толстые кишки, мочевая система и половые органы иннервируются парасимпатическими волокнами через тазовые спинномозговые нервы. Радужная оболочка глаза, подъязычные и подчелюстные железы и околоушная железа иннервированы соответствующими парами черепно-мозговых нервов.

Рассмотрев коротко механизм прохождения информационных импульсов в организме человека, перейдем теперь к рассмотрению психических явлений.

Рассмотрев механизм фиксации информации в организме человека, перейдем к вопросу ее реализации и использования.

Главными направлениями использования информации в организме являются:

1) морфологические, физиологические и поведенческие признаки организма;

2) психическая деятельность.

С момента возникновения оплодотворенной клетки в результате слияния двух родительских клеток начинается реализация генетической информации, полученной от этих родительских клеток. Комплекс всей наследственной информации, контролирующий развитие, строение и жизнедеятельность организма, называется генотипом. На зародыш информационно воздействует внешняя среда, которая передает свои информационные влияния вначале через материнский организм, а после рождения - непосредственно. Поэтому дальнейшее развертывание свойств генотипа в форме различных структурно-функциональных комплексов происходит под непрерывным информационным воздействием среды. В результате интеграции генотипических и средовых информационных влияний, заключающихся в изменении морфологических, физиологических и поведенческих признаков организма, образуется постоянно обновляющийся биоинформационный комплекс, названный фенотип.

Важным процессом регуляции информационных отношений организма с внешней и внутренней информацией являются эмоции, в которых психическое и физиологическое присутствует одновременно как две стороны единой нервной деятельности. В СК-науке отмечено, что эмоции способны значительно влиять на механизмы фиксации информации. В отдельных случаях можно фиксацию ослаблять, а в подавляющем большинстве случаев эмоции усиливают, удлиняют и углубляют фиксацию физиологических последствий после информационного воздействия. В зависимости от положительного или отрицательного характера эмоциональных переживаний, сопровождающих действия информации и легко фиксирующихся в памяти, субъект впоследствии формирует свою целенаправленную деятельность. В СК-науке это проявляется в том, что при необходимости жестко зафиксировать информацию в организме, СК-специалист добивается обязательного сопровождения процесса ввода информации максимально сильной эмоцией пациента, поэтому СК-суггестия выглядит очень эмоционально (что наблюдают наши ученики в процессе обучения на специальных курсах). Практика СК-науки показывает, что для воздействия на лиц с низким интеллектом следует сочетать ввод информации с сильными отрицательными эмоциями, в основном, на эмоции страха, а вот для лиц внушаемых или высокочувствительных, а также для лиц с развитым интеллектом необходимо использовать сильные положительные эмоции. Эмоции не являются строго фиксированной в мозговых системах формой информационной реализации и базируются как на врожденных, так и на приобретенных механизмах, поэтому вопрос о субстратах эмоций не имеет смысла из-за разделения процесса на системы, запускающие эмоциональные реакции, структуры, непосредственно выражающие эмоции и эмоциональные переживания как акты психической деятельности субъекта. Причем эмоциональные переживания, как психические акты, являются столь сложным феноменом, что их деление на положительные и отрицательные - это лишь примитивная условная классификация. Например, как классифицировать наши эмоциональные переживания, когда мы слушаем музыку Баха? Кстати, о Бахе. Мы считаем, что музыка "Баха -это музыкальное выражение основ СК.

Итак, рассмотрев регулирующую функцию эмоций и отметив всю сложность этого феномена, следует отметить и тот факт, что процессы произвольного управления эмоциями являются физиологическими механизмами воли как психофизиологического явления.

В случае негативной сенсорной, психологической или социальной оценки поступающей информации возникает эмоционально-стрессовая реакция организма. Сущность стресс-сигнала в его информативном для субъекта значении. Поэтому типологические свойства, особенности эмоционального восприятия и эмоциональные свойства личности и определяют тип эмоционального реагирования и направленность информационной реализации субъекта. В случае возникновения стрессового варианта реализации поступающей в организм информации выделяют две степени: 1) степень мобилизации с сильным эмоциональным возбуждением, автоматически сопровождающаяся повышением устойчивости организма к действию вредных факторов и 2) степень дезадаптации, возникающая при эдррлжающем действии стресс-информации. Наибольшее надряявение механизмов защиты вызывают ситуации угрозы, ситуации неопределенности и невозможности выхода, ситуации, требующие срочного решения, и чрезвычайно важные для субъекта ситуации "горя". Активизация собственных резервных возможностей мозга и психотропные лекарства могут изменять информационное значение и патогенные последствия стрессигнала для конкретного пациента. А длительное психофармакологическое лечение изменяет стресс-информационный след, являющийся основой патологической реакции и полностью изменяет характер реализации стресс-информации.

Отметив важную роль эмоций в психофизиологических механизмах реализации информации, следует показать и другой фактор - зависимость реализации информации от временных ритмических колебаний психофизиологической активности систем организма и поведения в целом. Здесь выделяют циркадные ритмы (суточная смена дня в ночи) и сезонные ритмы (годичная смена сезонных ритмов). В СК-науке огромное значение имеет изучение мозговых механизмов быстрого и медленного сна, так как в основных информационных режимах организма человека мы выделяем аналогичные по своим физиологическим проявлениям состояния (медитативные и гипноидные, соответственно, а также просоночные состояния).

По определению А. М. Иваницкого (1986), психика - это информация, составляющая содержание определенным образом организованных мозговых процессов. Явления, составляющие нейрофизиологический код, являются информацией, поэтому задача состоит в раскрытии информационного содержания мозговых процессов, порождающих психическую функцию. Учитывая тот факт, что информационные процессы в организме задействуют миллиарды нервных клеток в постоянно меняющихся комбинациях, с точки зрения СК-науки и имеющихся в современной мировой науке знаний, не удается разорвать этот непрерывный информационный поток, поэтому в психическую деятельность человека - в эту непрерывную информационную реку - дважды войти принципиально невозможно. А это значит, что СК-наука утверждает принципиальную невозможность объяснения движения информации на уровне психики человека строго локализованными физиологическими явлениями определенных мозговых структур. Тем не менее следует согласиться с Н. П. Бехтеревой, что поиск нужен, и в этом смысле для науки важны ее исследования импульсных нейронных коррелятов мыслительной деятельности. Мышление человека, как высшая форма оперирования информацией, стало предметом целенаправленного нейрофизиологического исследования. Огромная информационная емкость человеческого мозга определяется количеством нервных клеток, количеством связей между нервными клетками, обучаемостью мозга " динамичностью механизмов, лежащих в основе всех видов его деятельности (Н. П. Бехтерева и др., 1985).

По А. С. Батуеву, человек -"информационный продукт общества, и сущность его поведения должна быть определена как результат сочетания накопленного информационного опыта поколений, знаний, традиций, личных способностей и особенностей. С одной стороны, сознание осуществляет свою интегративную и регулирующую информационную деятельность на основе корковых доминант, с другой - оно само стремится воспитать такие доминанты, которые бы успешно содействовали оптимизации процесса преобразования характера и направленности информационных рецепций и действий. Это означает, что даже механизмы гомеостаза не должны пониматься лишь физиологически. У человека гомеостаз переступил границы индивида и стал действовать в области отношений между людьми. Серьезное влияние на сознание как ядро информационной сферы человека оказывают потребности, которые разделяют на витальные, социальные и идеальные потребности познания и самовыражения.

Существенные влияния на характер реализации информации в психической деятельности человека оказывает темперамент иди информационный психический тип, который характеризуется доминирующей направленностью психического информационного потока (экстра- или интраверсией), эмоциональной стабильностью и подвижностью (или инертностью).

Коротко отметим еще одну особенность реализации информационных потоков в психической деятельности человека - так называемую таежполушарную асимметрию, подразделяемую на двигательную (неодинаковость двигательной активности рук, ног, лица, половин тела), восприятия (неравнозначность восприятия объектов, расположенных справа и слева от средней плотности тела) и психическую (специализация полушарий мозга в реализации различных форм психической деятельности).

Правое полушарие мозга ориентировано в основном на чувствительную сферу, а левое - на двигательную. Человек с превалированием левополушарных функций склонен к теории, имеет большой словарный запас и активно им пользуется, ему присуща двигательная активность, целеустремленность, способность прогнозировать события (мыслительный тип).

Человек с превалированием правополушарных функций склонен к конкретным видам деятельности, он медлителен, неразговорчив, наделен способностью тонко чувствовать, переживать, склонен к созерцательности и переживаниям, развита интуиция и способность воспринимать информацию бессознательно (художественный тип).

Обычно происходит взаимодополняющее сотрудничество двух полушарий - их двуединство. Для СК-науки наиболее важно знать об асимметрии следующее: правое полушарие быстрее, чем левое, обрабатывает поступающую информацию, выполняет ее зрительно-пространственный анализ и передает его в моторный "центр речи", где происходит окончательный высший, семантический анализ и осознание информационного раздражения - сигнала. Развитие речи в эволюции человека связано с использованием и качественным преобразованием уже имеющейся у животных мозговой асимметрии. Интересна вширь В. Л. Бианки о том, что в процессе обучения правое полушарие работает по принципу дедукции (сначала осуществляет синтез, а затем анализ), а левое полушарие - по принципу индукции (сначала анализ информации, а затем ее синтез).

Необходимо отметить и тот факт, что в механизмах речепро-дукции и речевосприятия участвуют кортикальные формации прежде всего левого полушария, стриопаллидарные и таламические системы мозга.

Существенное влияние на характер информационных процессов в организме оказывают измененные, особые режимы работы мозга и организма в целом, это такие режимы как СК, патологические, возрастные, просоночные и др.

Чем глубже СК, тем сильнее его воздействие на психические и физиологические функции организма. Серьезному изменению подвергаются сознание, восприятие, эмоции, память, внимание, мышление, речь и воля, а также дыхание, пищеварение, трофические функции, рефлексы, газообмен, водный обмен, потоотделение, тепловой обмен, углеводный обмен, сердечко сосудистая система, нервная система, половая система и т. д. Можно утверждать, что в глубоких СК изменяется работа всех без исключения психических и физиологических функций организма.

Так, например, сознание человека можно трансформировать в любую личность или неодушевленный предмет. Можно изменять собственный возраст (регрессия), можно перевести сознание в режим работы нескольких личностей поочередно или одновременно. Можно убрать любое восприятие, исказить его или навязать все, что угодно любому органу чувств или рецептору (например, болевому или температурному). То есть пациент может ничего не слышать и ничего не видеть, или, наоборот, видеть и слышать то, чего нет. Можно изменить в СК характер я силу эмоциональных переживаний, отрицательные эмоции убрать или переделать в положи-, тельные, и наоборот. Можно вообще внушить или убрать любую эмоцию.

В СК можно изменять внимание - его объем, устойчивость, переключаемость, распределяемость и степень концентрации. Полным рассредоточением внимания можно достигать сверхглубоких СК.

Можно изменять способность запоминать, хранить и воспроизводить любую информацию. Можно "стереть" из памяти все, что угодно и, наоборот, "записать" все, что угодно, как на магнитофонную ленту. Можно резко улучшить способность воспринимать из подсознания любую информацию из опыта личности пациента. Можно развить и так называемые интуитивные или биолокационные способности. Можно изменить тип первой системы, замедлить или удлинить время реакции на любые раздражения, в том числе одиночные или общие.

Можно резко изменить волевые способности, усилить их по какой-либо функции или убрать совсем, как, например, в случае с двигательной функцией, от мышечного автоматизма до паралича.

Изменяется в СК мыслительная функция и фонетическая выразительность речи. Можно значительно (а может и еще больше) ускорить развитие интеллекта и способности к обучению (профессии или иностранному языку). Можно развить творческие и иные способности высочайшего уровня.

Исследования В. М. Кандыбы (1986) показали, что в физиологии человека в глубоких СК можно добиться любых изменений. Нашими исследованиями установить какие-либо пределы возможностям мозга человека в СК пока не удалось. Возможно это сделает наука будущего, так как пока мозг человека продолжает оставаться абсолютной загадкой, а все современные "знания о нем не соответствуют действительности, это знает любой профессиональный гипнотизер. Непрофессионализм некоторых ученых объясняется полным отсутствием у них практической профессиональной подготовки и опыта. Следует четко понимать, что логикой мозг никогда не познать, человек всегда выше логики.

А теперь коротко рассмотрим информационные особенности мозга и психики детей.

В онтогенезе человека лобные и нижнетеменные области коры увеличиваются по площади в 9 раз и у взрослого занимают около двух третей всей поверхности коры. Именно эти участки коры являются структурной основой информационной регуляции наиболее сложных форм поведения и психики человека.

С самого рождения наблюдается у новорожденных так называемая врожденная рефлекторная информационная деятельность. Главным по значению является сосательный рефлекс, который возникает при раздражении слизистой языка, губ, кожи около рта и щек. Имеется и рефлекс Бабинского - тыльное сгибание большого пальца стопы и подошвенное сгибание всех остальных при раздражении подошвы стопы, а также хоботковый рефлекс - трубкообразное выпячивание губ при легком прикосновении вокруг рта на уровне десен.

Из защитных рефлексов с кожи новорожденного имеется мигательный носовой - движение рук на раздражение слизистой носа, ушной - то же, при щекотании наружного слухового прохода. Сформированы болевые и температурные рецепторы, при действии на них соответствующей информации появляются и соответствующие рефлексы, особенно в области лица.

Четко выражены рефлексы с вестибулярного аппарата - установочный лабиринтный рефлекс головы, установочный с туловища на голову и шейный тонический. Эти рефлексы хорошо просматриваются в первом полугодии и к концу первого года жизни ослабляются и пропадают.

Новорожденные хорошо различают сладкое, горькое, кислое и соленое. Сладкое вызывает сосательные движения, а остальные - сморщивание лица, закрывание глаз-, искривление рта, выпячивание губ и языка.

Новорожденные могут различать и звуки, а к 3-5 месяцам могут фиксировать взором предмет, возникает ориентировочно-исследовательский рефлекс: поворачивание глаз и головы к источнику света.

Уже на второй неделе возникает условный пищевой рефлекс в виде сосательных движений в ответ на "положение для кормления". В течение 5-8 недель вырабатываются со всех сенсорных систем двигательные и оборонительные условные рефлексы.

Важным в этот период для ребенка является режим сна, питания, закаливания и физических упражнений - как пассивных (включая массаж), так и активных. К 8-10 месяцам ребенок хорошо реагирует на окружающих людей. В течение всего первого года жизни и в последующем с ребенком следует как можно больше разговаривать в эмоционально-положительном тоне. Реакция на слова проявляется с 4 месяцев, а после 6 месяцев возникают первые проявления речи. На ребенка слово вначале

действует лишь в составе комплексных раздражителейя фрлько постепенно приобретает значение сильного компонента в комплексном раздражителе и, наконец, самостоятельного сигнала (к концу первого года). Первые слова самого ребенка - это просто звуковые обозначения определенных лиц и предметов.

В возникающей речи ребенка следует различать понимание речи (сенсорная речь) и ее воспроизведение (моторная речь). Вначале возникает понимание речи, а затем эти два процесса увязываются.

У годовалого ребенка постепенно формируется система адекватных действий с предметами, происходит интенсивное накопление фонда речедвигательных условных рефлексов. На втором году у ребенка происходит соединение слов в фразы и их автоматизация. Речевые фразы вначале коротки, до 10 слов, затем увеличиваются. К концу 2 года словарный запас ребенка должен составлять 400-800 слов, к концу третьего - от 5000 и более.

Поведение ребенка постепенно становится целенаправленным и организованным, особенно при использовании развивающих игр, что ускоряет процесс формирования внутренней речи (речевых обобщений).

К четырем годам дети хорошо осваивают чтение, счет, письмо, компьютерные игры. К 5 годам на фоне общего снижения эффективной сферы начинает преобладать словесное мышление с внутренней речью (до 5 лет преобладает эмоциональное мышление с элементами анализа).

К 6 годам развитие коры головного мозга приближается к уровню взрослого человека, поэтому развивающие возможности СК-терапии резко уменьшаются, целенаправленно повлиять на архитектонику мозга становится труднее. Поэтому возраст до 5-6 лет считается единственно благоприятным для эволюционного онтогенетического развивающего форсажа. В этот период из любого ребенка можно воспитать гения, используя специальные развивающие СК-методы в 95% случаев. Со временем СК-культура сотрет грань между медициной и педагогикой. И как в древности лучшим врачом был священник, так и в будущем это будет СК-специалист - инженер человеческих душ и тел. Представляется возможным уже в ближайшие годы заменить неизлечимо больные органы человека на технические информационные устройства значительно лучшего качества, с увеличенными информационными возможностями. Своевременное, в возрасте до 6 лет, искусственное вмешательство в морфо-функциональное строительство мозга с помощью развивающих СК-игр позволит избежать явления биороботизации человека. Наоборот, люди ближайшего будущего будут всесторонне физически и психически развитыми, гармоничными, максимально реализовавшими свои духовные и творческие личностные возможности.

А теперь несколько слов об эйдетизме.

"...Мне было лет четырнадцать, дело было ранней весной, один соученик предложил мне как-то пойти с ним нарезать веток бузины... Мы отправились в путь, и в мире - или в моей душе - стоял тогда какой-то особенно прекрасный день...

Земля была влажная, но снег сошел, у водостоков она уже вовсю зеленела, почки и только что появившиеся сережки уже окутали голые кусты дымкой, и воздух был душист, он был напоен запахом, полным жизни и полным противоречий, пахло влажной землей, гнилым листом и молодыми ростками... Мы подошли к кустам бузины, на них были крошечные почки, но листьев еще не было; и тогда я срезал ветку, в нос мне ударил горьковато-сладкий запах, который как бы вобрал в себя, сложил вместе и усилил все другие весенние запахи. Я был совершенно оглушен, я нюхал свой нож, нюхал свою руку, нюхал ветку; это ее сок пахнул так пронзительно и неотразимо...

Что ж, у каждого события своя магия, и на сей раз мое событие состояло в том, что наступающая весна, которую я, бродя по раскисшему лугу, слыша запахи земли и почек, уже остро и радостно почувствовал теперь в фортиссимо запаха бузины, - сгустилась, усилилась, стала чувственно воспринимаемым символом, очарованием.

Даже если бы это маленькое событие на том и закончилось, я, пожалуй, никогда бы уже не забыл этого запаха; нет, каждая новая встреча с ним, наверно, до самой старости будила бы во мне воспоминание о том первом разе, когда я осознал этот аромат. Но тут прибавилось и нечто другое. В ту пору я нашел альбом песен Франца Шуберта. И вот, в день того похода за бузиной или на следующий я открыл весеннюю песню Шуберта. Проснулся нежный ветерок"; и первые аккорды фортепианного аккомпанемента ошеломили меня как какое-то узнавание: эти аккорды пахли в точности так же, как та молодая бузина, так же горьковато-сладко, так же сильно и густо, так же были полны ранней весны!

С той минуты ассоциация "ранняя весна" - "запах бузины" - "шубертовский аккорд" стала для меня устойчивой и абсолютно законной, при звуках этого аккорда я тотчас же непременно слышу тот терпкий запах, и все вместе означает "ранняя весна". Для меня в этой частной ассоциации есть что-то прекрасное, с чем я ни за что не расстался бы..."

Этот удивительный принцип образных ассоциаций и соединение в одном перевеивании воспоминаний, мыслей, чувственных впечатлений, звуков и запахов Герман Гессе положил в основу построения цивилизации будущего, описанной в его романе "Игра в бисер".

И действительно, использование образов и образных фантазий в СК-2 открывает новые возможности для развития памяти, творческого мышления, воображения, внимания, умения управлять своим телом и побеждать болезни.

Поразительная сила образов (или эйдосов, как их называли древние греки) была известна человечеству с древнейших времен и всегда широко использовалась в религиозных мистериях и системах древнерусского целительства.

Научное изучение способности человека переживать яркие образы началось совсем недавно - в начале XX века.

-В 1907 году венский врач В. Урбанчич обратил внимание на способность плохо слышащих детей удерживать в памяти образы Предметов в течение нескольких дней. Они описывали на следующий день содержание предъявленной им картинки настолько подробно, как будто продолжали видеть картинку перед собой. В. Урбанчич не связал его с резервными возможностями памяти, а счел это патологией, поскольку наблюдал этот феномен у больных детей. Он назвал это явление "субъективно-оптическим наглядным образом".

В 1911 г. изучением этого явления занялся немецкий профессор Эрик Йеиш (1883-1940). Он создал в Марбургском психологическом институте группу единомышленников, в которую вошли его брат Вальтер Йеяш, Освальд Кро, X. Фрайлинг и др. Э. Йенш ввел свое название для открытого В. Урбаячичем явления - эйдетизм, а для обладателя этой способностью - эйдетик (от греческого слова "эйдос" - образ).

В настоящее время эйдетизм рассматривается как разновидность образной памяти, выраженная в сохранении-ярких, наглядных образов предметов по прекращению их воздействия- на органы чувств. Обладающий эйдетизмом человек не воспроизводит в памяти воспринимавшиеся им предметы, а продолжает как бы видеть их. Как показал Э. Йенш, эйдетические образы имеют полимодальную природу. Он описал зрительный, слуховой и тактильный эйдетизм. Об обонятельном эйдетизме уже упоминал Г. Гессе, а вкусовой эйдетизм хорошо знаком гурманам.

Чтобы лучше представить положение эйдетизма среди других психологических и психофизиологических феноменов, Э. Йенш предложил аналогийГс различными оттенками оранжевого цвета, которые образуют непрерывный ряд между красным и желтым цветом. Подобно этому эйдетический образ занимает промежуточное положение между ощущением и представлением. Водной своей крайности он может приближаться к последовательному образу, т. е. инерции зрительного раздражения (посмотрел на лампочку, закрыл глаза - а в глазах стоят блики), в другой своей крайности эйдетический образ приближается к образу представлений. По Э. Йеншу, положение эйдетического образа между этими полюсами определяется двояко: как условиями эксперимента, так и внутренней конституцией человека или типом его личности.

В 1920-х годах в "Психологическом журнале", издаваемом Институтом психологии Лейпцигского университета, а также в журнале "Физиология органов чувств" появляются отдельные главы книги "О строении мира восприятия и его структура в юности" под общей редакцией Э. Йенша. В них исследователи Марбургской школы сообщают об экспериментальном изучении пространственного восприятия подростков на эйдетической фазе развития. Основные исследования проводились в течение полутора лет - с сентября 1919 по январь 1921 гг. - в Институте психологии Маргбурского университета. Из большого числа подростков было отобрано 18 испытуемых от 11 до 17 лет и 2 студента 21 и 23 лет.

На основании проведенных экспериментов и контрольных испытаний Э. Йенш и его сотрудники смогли доказать психическую реальность эйдетических явлений. В 1925 г. в монографии "Об основных вопросах психологии цвета" Э. Йенш показывает невозможность простого причисления эйдетических образов к послеобразам или образам представлений.

К экспериментальному изучению эйдетизма привлекалось все большее количество детей в различных городах Германии. Э. Йен-шем и его сотрудниками была разработана классификация степени выраженности эйдетизма.

Нулевая степень (0): образуется только послеобраз с нормальными признаками, как правило, непродолжительный, другого цвета (например, лампочка была белой, а блики в глазах стоят другого цвета и быстро исчезают).

Первая ступень (1): для появления образа необходимо закрепление; послеобраз проявляет признаки зрительного образа (отклонение от закона Эммерта).

Вторая ступень (2): фиксация необходима; слабые зрительные образы; отклонение от закона Эммерта, отклонение величины и формы зрительных образов при воздействии звуковым сигналом (свистком).

Третья ступень (3): зрительные образы слабой и средней ясности появляются от несложных объектов без применения фиксации; от сложных объектов могут быть видны частные детали.

Четвертая ступень (4): ясные и полные зрительные образы образуются от сложных объектов.

Пятая ступень (5): зрительные образы видны ясно и со всеми мелкими деталями.

По мнению ряда исследователей, эйдетической способностью в разной мере обладают все люди. Более того, некоторые ученые считают, что эйдетизм - это закономерная стадия развития ребенка, пик эйдетизма приходится на 11-16 лет. Считается, что у взрослых он менее выражен и лишь у немногих эта способность сохраняется на всю жизнь. Эйдетические способности отмечали у себя некоторые ученые, художники и писатели: И. В. Гете, Д. Лондон, А. Белый, А. Толстой, К. Федин и другие. Так, К. Федин сообщает: "Я прежде всего слышу, что пишу", а А. Толстой говорит о своих образах: "Я их физически видел". А. Эйнштейн мог образно "видеть" силу тока, напряжение и другие абстрактные физические величины. Когда его спрашивали, как он пришел к открытию теории относительности, он рассказывал, что представлял себя мчащимся со скоростью света, наблюдая, как в этом состоянии выглядит Земля и все, что с ней происходит.

Частота встречаемости эйдетизма зависит от того, какую степень выраженности эйдетизма брать в качестве критерия для исследования. Например, среди детей процент эйдетиков составлял 63% для учащихся. Явных эйдетиков было больше в тех классах, где ребята были более дружны, где использовали нагляд-ные пособия на уроках, где преподавался закон Божий.

В классах, где давали больше аналитические методы мышления, где из детей делали "маленьких взрослых", эйдетиков было мало.

Процент эйдетиков зависел также от географического месторасположения школ. Еще в 1922 г. Вальтер Йенш показал зависимость эйдетических образов от содержания в воде и пище кальция и калия. Это дало основание для разработки учения о психофизической конституции и связи эйдетических образов с железами внутренней секреции, в первую очередь, со щитовидной железой.

Еще больше различий наблюдалось в одних и тех же школах, но в разных классах, где использовались разные методы преподавания. Процент эйдетиков был больше там, где преподавание строилось на наглядности. Это дало основание М. Циллингу утверждать, что процент эйдетиков выше во вспомогательных школах, где принцип наглядности используется гораздо шире, чем в обычных школах. Однако другие исследователи не связывали ярко выраженный эйдетизм с низким интеллектом, а Освальд Кро показал даже, что высокая умственная одаренность также сочетается с эйдетизмом.

Позднее Э. Йенш пришел к выводу, что эйдетизм представляет собой закономерную стадию нормального детского развития и ярче всего проявляется у подростков. Дальнейшие исследования шли по пути выделения среди массы эйдетиков конституционных типов. Были выделены два основных типа.

Т-тип: зрительные образы ближе к послеобразам; малая "интеграция" зрительных образов с обычной психической жизнью; сильная зависимость зрительных образов от физических условий возбуждения органов чувств; от значимости, "интересности" предлагаемой картинки Яркость зрительного образа мало зависит: зрительные образы обычно плоские; испытуемые лишь с большим усилием могут изменить зрительный образ при помощи произвольного представления или совсем не могут это сделать; глаза у людей этого типа маленькие, глубоко посаженные, относительно безжизненные, без блеска, без одухотворенного выражения; моторика также мало "интегрирована", она скорее напоминает автомат или машину; в выраженных случаях может наблюдаться особое, натянутое, "перекошенное" выражение лица, известное клиницистам как "тетаническое лицо".

Б-тип: зрительные образы близки к образам представлений; характерна "интеграция" зрительных образов с обычной психической жизнью; образы воспринимаются не как чужое, навязанное извне, а как нечто принадлежащее "Я"; качество зрительных образов зависит от длительности запоминания; образ свободно исчезает и появляется, может быть легко изменен при помощи произвольного представления; развивая образ, испытуемые легко продолжают предложенные в образе события, сохраняя при этом цветовую тему и смысл; глаза большие, блестящие, живые, одухотворенные.

Предложенная Марбургской научной школой теория эйдетизма не укладывалась в общепринятую в то время схему Карла Ясперса:

 

По этой причине многие психологи, работающие в рамках схемы К. Ясперса, отрицали специфичность эйдетических феноменов.

С другой стороны, большой интерес к работам Марбургской школы проявил Л. С. Выготский, высоко ценивший Э. Йенша: исследователя-экспериментатора. По его мнению, "изучение Э. Йеншем памяти может служить образцом экспериментальной филвевфии, проникающей в психологические исследования". В своей лаборатории в Психологическом институте в Москве он повторил эксперименты Э. Йенша. Особое значение он придавал опыту по разрешению задачи В. Келера чисто сенсорным путем. В. Келер, экспериментально изучая интеллект человекообразных обезьян, ставил их в условия, когда обезьянам приходилось использовать орудие (палку), чтобы добиться цели (достать плод). Э. Йенш, а вслед за ним и Л. С. Выготский, в опытах с эйдетиками показали, что реально выполняемое обезьяной движение замещается у эйдетиков смещением объектов лишь в зрительном поле. Тем самым можно было говорить о единстве сенсорных и моторных процессов в данной интеллектуальной операции.

В специально посвященной эйдетизму главе в работе "Основные течения современной психологии" Л. С. Выготский так определяет сущность этого явления: это способность "видеть, в буквальном смысле слова, на пустом экране отсутствующую картину или предмет..." Л. С. Выготский разделяет мнение О. Кро, что для детей Европы деля явно выраженных эйдетиков составляет около 40%, а если "ютешо детей-эйдетиков включать детей с латентной, т. е. скрытой явирвииеской формой, доля эйдетиков составит почти 100%.

Л. С. Выготский идет значительно дальше и рассматривает эйдетизм как закономерную стадию нормального детского развития. Он считает, что "...эйдетические наглядные образы характерны для детского возраста, в частности, есть основания полагать, что они наиболее свойственны самому раннему детству". В эйдетических образах, по Л. С. Выготскому, в нерасчлененном виде заключены начатки трех будущих самостоятельных функций: памяти, воображения и мышления, и нельзя провести точной границы между тремя процессами. Л. С. Выготский согласен с Э. Йеншем, что "образные представления являются как бы переходной ступенью от восприятий к представлениям. Они обычно исчезают с окончанием детского возраста, но исчезают не бесследно, а превращаясь, с одной стороны, в наглядную основу представлений, а с другой - входя составными элементами в восприятие". "Память переходит от эйдетических образов к формам логической памяти, для эйдетических образов характерно, что они не исчезают вовсе из сферы интеллектуальной деятельности подростка, но передвигаются


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: