Примеры из международной практики

 

В экономике Европы и некоторых других стран творческие индустрии являются самым динамично развивающимся сектором. В США к 1998 году по доходности экспорта культурные индустрии догнали авиастроение. В настоящее время в секторе творческих индустрий занято более 10% населения, причем некоторые источники приводят цифру около 20%. 5 В Европе соответствующий показатель составляет около 5% и продолжает увеличиваться.6 Согласно статистическим данным 2001 года, в Великобритании творческие индустрии приносят примерно 112,5 миллиардов фунтов Стерлинга в год (157,5 миллиардов долларов США), что составляет 9,2% валового внутреннего продукта, обеспечивая рабочие места для 1 332 000 человек; экспорт составляет 9% дохода в этой области или £10,25 млрд. ($14,35 млрд.).7

 

Проведенное правительством Великобритании исследование показало, что за промежуток в три года, с 1998 по 2001 год, произошло увеличение следующих показателей по творческим индустриям: доходы – на 19%, занятость – на 18%, экспорт – на 2%.8 Национальное статистическое бюро Великобритании определило, что доля валового внутреннего продукта, производимого творческими индустриями, увеличилась с 6,7% в 1992 году до 9,2% в 1999.9 Экспорт музыкальной продукции из страны превысил экспорт машиностроительной продукции начала 1980-х годов; проведенное в 1998 году исследование показало, что британские музыканты, актеры и кинорежиссеры приносят экономике страны $99 млрд. дохода в год, что превышает доходы, приносимые сельским хозяйством или добычей полезных ископаемых; британские театральные, кино, теле и музыкальные компании ежегодно экспортируют товаров и услуг приблизительно на

$13 млрд. – 16% мирового рынка – и привносят $41.25 млрд. в валовой внутренний продукт страны. 10

 

Партнеры Санкт-Петербурга по данному проекту ТАСИС располагают весьма полезным опытом. В рамках проекта, помимо серии рабочих встреч в Санкт-Петербурге, проводилась программа в Хельсинки, во время которой представители администрации Санкт-Петербурга и творческих индустрий города имели возможность совместно ознакомиться с накопленным за последнее десятилетие позитивным опытом Хельсинки, позволившим споспешествовать развитию творческих индустрий и создать специальную сруктуру их поддержки.    

 

Хельсинки

Финляндия, подобно России, находится на северо-западной оконечности Европы, и после Второй мировой войны это государство с маленькой территорией и особой историей приняло политику, направленную в первую очередь на то, чтобы повысить свои позиции в Европе. Выступая перед участниками упомянутой выше ознакомительной программы в феврале 2002 года, заместитель мэра города Хельсинки, господин И.С. Бьёрклунд, рассказал, как за последнее десятилетие способом достижения этой общенациональной цели, поставленной финским правительством, стало продвижение культуры в городе – проведение целого ряда фестивалей и программ (Night of the Arts - «Ночь искусств», City of Light -«Город света», массовые концерты под открытым небом, такие как Total Balalaika Show - «Всеобщий праздник балалайки»), кульминацией которых стала программа «Культурная столица Европы» в 2000 году. 11 Он также говорил о том, что теперь активисты культуры играют более разнообразные роли в общественной жизни страны, решая важные социальные задачи, входящие в различные программы - такие как искусство в больницах, социальная адаптация преступников (трудотерапия), реабилитация наркоманов; проекты, направленные на преодоление «социальной изоляции»: работа с домами престарелых, «трудными» подростками и молодежью, многонациональными школами и т.д.

 

Следуя требованиям постиндустриальной экономической среды последнего десятилетия, финское правительство стремится развивать потенциал страны, связанный с высокими технологиями. В этой связи можно упомянуть одну из последних программ, ставшую новым этапом цифровой революции: 'Finland Content' - «Финское содержание», которая была направлена на слияние творческих идей художников и музыкантов с новейшими компьютерными средствами коммуникации. В Хельсинки самым ярким показателем интереса властей к творческим индустриям в этой области могут служить: муниципальный центр ' Glass Palace Media Centre’, ведущий консультационную и образовательную работу, который оснащен бесплатной электронной библиотекой с 21 компьютерной рабочей станцией; 'Lume Centre’ - новый центр аудио-видео производства, образования и исследований при Хельсинкском университете искусства и дизайна, имеющий студии площадью   500 м ², оснащенные по последнему слову науки и техники. В 1990 году колоссальное заброшенное здание бывшего кабельного завода (53 000 м2 ) было передано группе независимых менеджеров творческих индустрий, которые оборудовали в нем рабочие помещения для независимых художников и предприятий, занимающихся искусствами и иной творческой деятельностью, связанной с культурой. Теперь, спустя 10 лет, после успешного переоборудования и развития этого в прошлом промышленного строения, благодаря удачной предпринимательской деятельности менеджеров, Cable Factory имеет возможность вкладывать 1 миллион евро (приблизительно $900 000) в содержание и обновление помещений. В 2002 году это предприятие не получает государственных субсидий, но сдает площадки для проведения выставок, концертов и пр., а также помещения для работы 900 художников и творческих предпринимателей, которые вносят арендную плату, варьирующую в зависимости от материальных возможностей арендатора. В Уусимяа - области, где расположен город Хельсинки – в 1998 году 6,3% работающего населения было занято в творческих индустриях.12

 

Манчестер

Подобно Санкт-Петербургу, в 19 веке Манчестер был крупнейшим промышленным городом, но никогда не имел такой же выдающейся архитектуры и классической культуры. После распада промышленности и утраты только за период с 1972 по 1984 год более 200 000 рабочих мест город использовал искусства и творческие индустрии в качестве ключевых элементов стратегии своего возрождения. Начиная с конца 1980-х годов, городские власти работали над созданием нового имиджа города, используя разнообразные маркетинговые программы, рисующие живой, стильный, обращенный к молодежи город. Политика развития города была направлена на реализацию проектов, центральным компонентом которых была культура: в заброшенном здании, принадлежавшем железной дороге, был помещен Музей науки и промышленности; была проведена реставрация и реконструкция Каслфилда – центрального района города и памятника промышленной архитектуры; было построено новое современное здание художественной галереи и ультрасовременный концертный зал, а также уникальный центр Урбис, в котором первый промышленный город мира прославляет урбанизацию.

 

Все эти капитальные сооружения и микро кварталы Манчестера с маленькими магазинами, галереями, ресторанами, кафе и барами, возникшими для того, чтобы удовлетворить потребности местных жителей и приезжих, по оценкам специалистов привлекают в обновленный центр города около 150 000 человек в день (туристов и горожан).13 В городе царит атмосфера экономического благополучия, которая помогает ему привлекать огромные частные инвестиции, исчисляемые в размере $4-5 на каждый $1 государственного финансирования. За последние пять лет было привлечено $1,4 млрд. внешних инвестиций. К 1999 году сектор творческих индустрий, который значительно вырос за предыдущее десятилетие, ежегодно пополнял городской бюджет на $1,4 млрд., а 6% населения города имело работу, связанную с культурой.14

 

Манчестер высоко ценит этот вклад творческих индустрий, и в 1999 году его Городской Совет совместно с правительством региона, местными инвестиционными и культурными органами, а также шестью другими организациями учредил городскую Службу развития культурных индустрий  - Cultural Industries Development Service (CIDS). Служба  CIDS имеет годовой бюджет в размере $1,4 млн. и обеспечивает услуг по предоставлению информации, знаний и консультаций независимым предпринимателям Манчестера, занимающимся творческими индустриями. Работа ведется через профессиональных тренеров и консультантов, обслуживающих соответствующие субсекторы, создаются профессиональные сети. Организация занимается самым широким спектром деятельности – от службы занятости для студентов до предоставления обучения, необходимых знаний и умений и финансовой поддержки малым бизнесам, стремящимся выйти на международные рынки и закрепиться на них.

 

Творческие индустрии в настоящее время находятся в центре стратегии и политики нового экономического развития в целом ряде городов Европы. Помимо приведенных выше примеров, можно упомянуть и о нижеследующих.

 

Милан

В Милане 15 на сегодняшний день работает около 50 000 малых предприятий, занимающихся творческими индустриями, что составляет одну треть общего количества предприятий страны. Одну треть предпринимателей, занятых в этом секторе, составляют женщины. После резкого спада местной промышленности экономика города была в 1980-е годы переориентирована на финансовые услуги и администрирование, а начиная с 1990-х годов основной поток инвестиций был направлен в сектор культуры, творческих индустрий и коммуникации. Городские власти Милана пересмотрели официальную систему сбора статистических данных, и она теперь в большей степени отражает состояние новых секторов экономики, ныне получивших официальное признание.

 

Берлин

В столице Германии малые предприятия и отдельные лица, занимающиеся творческими индустриями, переместились в здания, заводские помещения и другие постройки, пришедшие в запустение после объединения страны. Это положило начало процессу возрождения заброшенных городских районов. Вслед за этим интерес к этим дотоле непопулярным городским кварталам стали проявлять строительные компании, которых привлекла инновационная творческая атмосфера, создаваемая малыми творческими группами предпринимателей. В настоящее время, проводя маркетинг своего города, власти делают основной акцент на его культуру и выпускают публикации, рекламирующие его творческие индустрии. Медиа и коммуникация занимают четвертое место среди всех прочих секторов экономики в городе (после недавней реконструкции Берлин располагает одной из лучших цифровых компьютерных сетей в Европе).

 

Барселона

Новая инфраструктура была создана благодаря крупномасштабной реконструкции города, проведенной при подготовке к Олимпийским играм 1992 года. Городские власти стремились к тому, чтобы проведение Олимпийских игр имело не только международное значение, но и принесло выгоды жителям городских районов, а для этого в рамках общих программ проводились мероприятия, основанные на вовлечении местных сообществ и местных творческих индустрий. Олимпийские игры принесли Барселоне широкую известность и сделали ее одним из самых популярных объектов туризма, но городу удалось сохранить интерес к себе благодаря разнообразию культурных событий и достопримечательностей (количество гостей города в это время увеличилось в два раза - с

1 600 000 до 3 200 000). Данные на 2000 год свидетельствуют о том, что культура обеспечивает 5,4% валового внутреннего продукта Барселоны (в данном случае в категорию «культуры» включены аудио-видео производство, музыка, объекты культурного наследия и музеи, исполнительские и изобразительные искусства. Однако мода, дизайн, архитектура и пр., которые могли бы существенно повысить этот показатель, здесь на учитывались).16

 

В таких городах как Лион, Роттердам и Франкфурт творческие индустрии также являются важным компонентом планов их развития. Однако наиболее детальные статистические данные имеются по Лондону, где городские власти рассматривают творческие индустрии как «ведущий аспект репутации Лондона как мирового центра бизнеса и туризма».17  

 

Лондон

В отчете, посвященном творческим индустриям Лондона, указано, что в этом секторе занято 400 200 человек, что составляет 23% творческой рабочей силы страны. Творческие индустрии являются важной и стремительно растущей частью экономики Лондона, принося £16-20 млрд ($22,4-28 млрд.) доходов в год. В отчете также говорится, что творческие индустрии:

 

2 позволяют развивать навыки, требуемые во всех секторах экономики

3 способны сыграть крайне важную роль для обеспечения успеха в условиях экономики, основанной на знании и информации

4 играют ключевую роль в процессе возрождения пришедших в упадок районов Лондона (таких как Кларкенуэлл, Уэппинг и Хокстон)

5 существенно способствуют социальному сплочению

6 создают рабочие места

7 вносят значительную лепту в экономику дневной и ночной жизни города

8 служат эффективным механизмом для образования и обучения навыкам.18

 

В отчете также приводятся данные о том, что 13 творческих индустрий Лондона обеспечивают 10% его экспорта.19 (Более подробная статистика приводится в Приложении).

 

Сузен Кози

Менеджер программ по России

Международный форум лидеров бизнеса под эгидой принца Уэльского

(Координатор проекта)


 


Примечания

1. Документ Министерства Культуры, СМИ и спорта Великобритании по развитию творческих индустрий: UK Government's Department for Culture, Media and Sport, Creative Industries Mapping Document, Лондон 1998 и 2001.

 

2. Леонтьевский центр, «Стратегический план развития Санкт-Петербурга», Санкт-Петербург 1998, стр. 6-7.

 

3. Администрация Санкт-Петербурга, Комитет по внешним связям. Статистический бюллетень «Санкт-Петербург: Туризм. Гостиницы.», Санкт-Петербург 2001, стр. 4 – 8. Данные даются по трем категориям приезжающих в Санкт-Петербург и Северо-западный регион: иностранцы, граждане СНГ, граждане стран Балтии. По каждой из категорий даются сведения о количестве виз, выданных для туристических поездок, деловых поездок и по частным приглашениям. Число 3 885 216 получено в результате суммирования всех трех типов сведений по всем трем категориям приезжих (здесь не учитываются транзитные пассажиры и члены экипажей). Если подсчитать количество только туристов, то получается 953 889; общее количество туристических виз, выданных иностранцам, составляет 850 858.

 

4. «Стратегический план развития Санкт-Петербурга», op cit, стр.84.

 

5. Andy Pratt, A Third Way for Cultural Industries, London School of Economics (London), 1998.

 

6. Charles Landry, The Creative City, Earthscan (London), 2000, p 137.

 

7. Документ Министерства Культуры, СМИ и спорта Великобритании по развитию творческих индустрий, op. сit. (2001), стр. 10-12; показатель доли творческих индустрий в ВВП Великобритании взят из сборника Acting for Creativity in London (см. Примечание 9), стр. 9.

 

8. Там же (Примечание 7), стр. 01 и 02 Приложения к указанному документу.

 

9. Отчет   London Development Agency et al, Acting for Creativity in London, март 2002, стр. 9.

 

10. Газета Guardian (Лондон), выпуск от 28/4 1998, стр. 7.

 

11. Развернутое описание этого процесса приводится в работе Timo Cantell, Helsinki and a Vision of Place, City of Helsinki Urban Facts, 1999, главы 6, 7 and 8.

 

12. City of Helsinki Urban Facts. Background Report for OECD. Territorial View of the Greater Helsinki Region от 13.09.2001 года, стр. 59.

 

13. Данные предоставлены Городским советом Манчестера. См. Сборник Marketing Manchester (Manchester City Council), декабрь 1998.

 

14. Эти цифры приводились в выступлениях Энди Лойата, директора Службы развития культурных индустрий (CIDS), Манчестер, во время ознакомительной программы в Хельсинки в феврале 2002.

 

15. С отчетами по этому городу можно ознакомиться на сайте www.mmu.ac.uk/h-ss/mipc/iciss под рубрикой: individual city reports, Transnational Case Studies.

 

16. Данные по Барселоне были предоставлены Джорди Паскуале-и-Руисом, Институт культуры Барселоны, май 2002.

 

17. Acting for Creativity in London, op cit, стр. 9. Там так же описывается Фонд капитального развития Лондона и его региона (the London Regional Development Capital Fund), который начинает работать в апреле 2002.

 

18. Документ администрации Лондона - London Development Partnership, Creative Energy: The Creative Industries in London's Economy, LDA and Government Office for London, 2000,       стр. 16.

 

19. Acting for Creativity in London, op cit, стр. 4.

 


 


Приложение

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: