Иконопись периода «собирания русских земель» (XIV – XV века)

 

XIV век принёс Руси большие перемены. Борьба с монголо-татарским игом постепенно стала главным вопросом времени. В 1380 г. произошла историческая Куликовская битва. Национальный подъём, идея единства, сплотившие разные слои общества – оставили неизгладимый след в русской культуре.

Новгород был в стороне тех событий, поэтому культура стала ориентироваться на искусство прошлого. Яркий и эффектный стиль иконописи сложился в XIV – XV вв. Его отличают простота и выразительность плоской композиции, чеканность и обобщенность силуэтов, чистая, звонкая, высветленная красочная палитра. Новгородские иконописцы любили изображать «избранных святых» по двое-трое, по четверо и больше во весь рост и по пояс.

Новгородско-суздальская война 1169 г. оставила след в культуре. Одной из лучших работ, дошедших до наших дней, является «Битва новгородцев с суздальцами». (Приложение 4)

Изобразительное искусство Твери известно только по произведениям иконописи и миниатюрах в рукописи. Сложность их изучения состоит в том, что все они оказались отторгнутыми от тех художественных ансамблей, в состав которых когда-то входили, рассредоточены по разным уголкам русской земли, а принадлежность многих из них к тверской школе остаётся до конца не доказанной.

Первые сведения о московских художниках появляются в 40 гг. XV в. Уже с середине XIV в., очевидно существовала великокняжеская иконописная мастерская, зависящая от великого князя и постоянно работающих на него. Несколько художников были связаны с митрополитом Московским.

 

ПСКОВСКАЯ ИКОНОПИСЬ.

В середине XIV в. складывается псковская школа живописи. Для псковских икон характерны драматизм, повышенная эмоциональность персонажей, сочность письма, в котором линия никогда не играла такой большой роли, как в Новгороде Великом, специфические «псковские» лица с несколько «пронзительным» выражением и особой лепкой форм, любовь к декоративной отделке, некоторая утяжелённость фигур и, конечно, сугубо псковский колорит, в котором обычно преобладал красно-коричневый цвет и особого оттенка тёмно-зелёный в сочетании с коричневым и желтым.

Икона «Сошествие в ад» рубежа XIV – XV вв. захватывает своим драматическим накалом, выраженным прежде всего в плотности и контрастности резко ограниченных цветовых пятен – красных, тёмно-зелёных и тёмно-коричневых. Христос, изображен в энергичном развороте, одет в нехарактерные для русской иконописи ярко-красные одежды, на которых сверкают белые блики.

В XV столетии в псковской иконописи живописность уступает место графичности, суховатой «правильности» форм. В конце XV и XVI вв. искусство Пскова, присоединённого в Москве, продолжало сохранять традиции своей старины, одновременно многое заимствуя из изобразительного искусства Москвы.

 

ФЕОФАН ГРЕК.

Когда в 90-х гг. XIV в. в Москве появился знаменитый византийский художник Феофан Гречин (в искусстве его обычно называют Греком). Местные живописцы благодаря Феофану получили возможность познакомится с византийским искусством в исполнении ре рядового мастера-ремесленника, а гения, для которого, казалось, не было ничего невозможного. Впрочем, нельзя забывать, что к этому времени Феофан Грек уже около двух десятилетий прожил на Руси, ставшей для него второй родиной.

Феофан воспитал в Москве группу талантливых учеников, фактически стал главной фигурой в художественной жизни русской столицы конца XIV – начала XV в. К сожалению, иконы, достоверно созданные Феофаном или его учениками, неизвестно, хотя ему приписывалось немало первоклассных произведений. Такие как «Богоматерь Донская» (Приложение 5).

 

АНДРЕЙ РУБЛЁВ.

                                                                                                                

Говоря о русской иконе, невозможно не упомянуть имени Андрея Рублева. Его имя было сохранено народной памятью. С ним часто связывали разновременные произведения, когда хотели подчеркнуть их незаурядное историческое или художественное значение.

Первое известие в летописи относится к 1405 г. летописная запись рассказывает об участии Андрея Рублёва в росписи Благовещенского собора.

Существует мнение, что Рублёв исконно московский художник. Но если признать что он принимал участие в создании Благовещенского иконостаса (а иконостас этот не московского происхождения), то данное убеждение будет подставлено под сомнение. Однако другие Рублёвские иконы не московского происхождения не найдены, что заставляет предположить что жизнь художника складывалась как-то иначе. Мастер он, по- видимому, не московский и в столице великого княжения появился где-то в 1399-1405 гг., уже зрелым и признанным мастером, искусство которого впитало традиции разных школ.

В 1410 г. Андрей Рублёв и его верный товарищ Даниил в содружестве с неизвестными нам иконописцами создают небывало монументальный иконостас в Успенском соборе во Владимире. Он состоял из трёх рядов, общая высота которых достигала почти шесть метров. Ничего подобного Московская Русь не знала.

Однако всё же самые выдающиеся произведения мастера связаны с др. городом. В 1918 г. в дровяном сарае Звенигороде были обнаружены три иконы – «Спас», «Архангел Михаил» и «Апостол Павел». Написанные Рублёвым в начале XV в. (Приложение 6).

«Троица» - самая совершенная среди сохранившихся икон и самое прекрасное творение древнерусской живописи – была написана автором, в первой четверит XV столетия. Укоренилось мнение, что он создал её для иконостаса каменного собора храма Троице-Сергеива монастыря. (Приложение 7).

С именем Рублёва связан самый высокий взлет в истории древнерусского изобразительного искусства. Он был тем гениальным мастером, который создал свой собственный оригинальный стиль, бесконечно совершенный, глубоко русский по своей сущности и художественному выражению, но вместе с тем благородной простотой заставляющий вспомнить искусство античности.

 

ДИОНИСИЙ.

Наиболее выдающимся представителем рублевского направления в искусстве второй половины XV – начала XVI в. был Дионисий. Он происходил из знатного рода и принадлежал к мирянам. По своим взглядам он был близок к Иосифу Волоцкому, который был духовным главой направления, стоявшего за богатую и политическую Церковь. Это проявилось к любви к искусству торжественно-праздничному.

Прекрасным образцом творчества Дионисия-иконописца является икона «Распятие» из Павлово-Обнорского монастыря. Она входит в композицию Троицкого иконостаса. В плавно изогнутом теле Христа не выражено страдание. (Приложение 8).

Мастер внёс много нового в понимание колорита, который ни у одного из русских художников не был бы так богат и разнообразен.

 

 

ИКОНОПИСЬ XVI ВЕКА.

Искусство XVI в. всё теснее связывает свой судьбы с интересами государства. Над личностью мастера-творца, над самим процессом художественного творчества всё сильнее нависает «злоба дня». В царствование Ивана IV государство стало контролировать искусство. Церковный собор 1551 г. регламентировал не только взаимоотношения мастера-живописца с учениками, но также художественный процесс и его результаты, канонизируя освящённые веками и авторитетами иконографические схемы, призывая копировать стаых византийских живописцев и Андрея Рублева. Подобные меры, безусловно, наносили большой вред искусству, поощряли ремесленничество и бездумное повторение «образцов».

В XVI в. существенно стала расширяться тематика древнерусской живописи. Гораздо чаще, чем раньше, художники обращаются к сюжетам и образам Ветхого завета. Некогда ранее историческая тема не занимала так много места в творениях иконописцев. В связи с этим в художественное творчество всё более проникают жанровость, интерес к быту.

Иконы этого периода: «Церковь воинствующая», «Успение богородицы». (Приложение 9).

 

 

ИКОНОПИСЬ XVII ВЕКА.

Эволюционные процессы, происходившие в государственном строе России XVII в., ломка традиционного мировоззрения, заметно выросший интерес к окружающему миру, тяга к «внешней мудрости» отразились на общем характере русской культуры. «Родовой признак» культуры и искусства этой эпохи – «обмирщение», освобождение от канонов. Иконописцы оказались на перепутье.

Начало XVII в. ознаменовалось господством двух художественных направлений, унаследованных от предыдущей эпохи. Одно из них получило название годуновской школы, поскольку большинство известных произведений этого направления выполнены по заказу царя Бориса Годунова и его родственников этот стиль в целом отличают тяготения к повествовательности, перегруженность композиций деталями, телесность и материальность форм, увлечение архитектурными формами. В тоже время ему присуще определенная ориентация на традиции прошлого, на образы далекого рублевско–дионисиевского цветовая палитра произведений сдержанная. В построение формы большая роль отвадилась рисунку.

Другое направление принято называть строгановской школой. Большинство икон этого стиля связано с заказами именитого купеческого рода Строгановых. Строгановская школа это искусство иконной миниатюры. В этих иконах с неслыханных до того времени дерзостью заявляют о себе эстетическое начало, как бы заслонившие культовое начало образа. Неглубокое внутреннее содержание той или иной композиции и не богатство духовного мира персонажей волновали художников, а красотой формы, в которой можно было все это запечатлеть.

Одним из более знаменитых художников – строгановцев был Прокопий Чирин. Числу его ранних работ относится икона «Никита-воин» (1593г.). Характерным примером практического претворения иконописи эстетических идеалов Симона Ушакова является его «Троица» (1671г.).  (Приложение 10).

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

XVII столетие завершает более чем семивековую историю древнерусского искусства. С этого времени древнерусская иконопись прекратила существование как господствующая художественная система. Древнерусская иконопись – живое, бесценное наследие, дающее художникам постоянный импульс для творческого поиска. Она открыла и открывает пути современному искусству, в котором предстоит воплотится многому из того, что было заложено в духовных и художественных исканиях русских иконописцев.

 

 

Древнерусское государство, возникшее в IXв., приняло в 988г. христианство из Византии и тем самым оказалось вовлеченным в мощный поток византийской культуры. Её усвоение и творческая переработка породили оригинальное и самобытное искусство, которое называют древнерусским.

Икона – это произведение искусства особого рода, представляющее собой не личное восприятие художника ветхозаветных или евангелевских лиц, событий и откровений, а как бы запечатлённую духовную истину.

Иконы писали на досках - липовых и сосновых. Доску сверху покрывали левкасом – меловым грунтом. Затем наносили контуры рисунка, по которому писали красками. Сверху икону покрывали олифой. Икона канонична, иконописци использовали устойчивый набор сюжетов, а главное – типы изображения и композиционные схемы, утверждённые традицией и Церковью.

Икона не стремилась к реализму. В ней особенно бросается в глаза подчёркнутая небольшая глубина пространства, переданного в «обратной перспективе», т. е. состоящего лишь из ближнего и среднего плана. Дальний план ограничен непроницаемым золотым (или желтым, красным, зелёным, синим) фоном. Иконописцы называют его светом. (Приложение 1)

  Русские иконы древнейшего периода (XI – XIII в.): Икон эпохи Киевской Руси сохранилось совсем немного. Самая древняя из уцелевших русских икон написана, видимо, при Святополке Изяславиче или Владимире Мономахе. Это поясное изображение Св. Георгия из Новгорода. Иконопись этого периода сочетала в себе творческие влияния, и создала свою систему общерусских эстетических ценностей.

Иконопись периода «Собирания Русских земель» (XIV – XV в.):

Искусство этой эпохи отражает Нашествие монголо-татарского ига. Иконопись делится на:

Псковская иконопись: Для псковских икон характерны драматизм, повышенная эмоциональность персонажей, сочность письма, лица с несколько «пронзительным» выражением. Псковский колорит: преобладание красно-коричневого цвета и особого оттенка тёмно-зелёный в сочетании с коричневым и желтым. Иконы «Сошествие во ад» рубежа XIV – XV вв.

Феофан Гречин (Грек): Известный иконописец XIV в. родом из Византии, зномянитая икона «Богоматерь Донская».

Андрей Рублёв: самый знаменитый русский иконописец, который создал свой собственный оригинальный стиль, глубоко русский по своей сущности и художественному выражению. Его иконы: «Спас», «Архангел Михаил», «Апостол Павел», «Троица».

Дионисий: Его взгляды были за богатую и политическую Церковь. Иконы им написанные: «Распятие».

Иконопись XVI в.: Искусство XVI в. всё теснее связывает свой судьбы с интересами государства. Существовала шаблонность и копирование великих произведений. Иконы этого периода: «Церковь воинствующая», «Успение богородицы».

Иконопись XVII в.: разделение иконописи на две школы:

1. Годуновская - выполнены по заказу царя Бориса Годунова и его родственников. В выполнение тяга к повествовательности, перегруженность композиций деталями, телесность и материальность форм, увлечение архитектурными формами.

2. Строгановская - связана с заказами именитого купеческого рода Строгановых. Она характерна искусством иконной миниатюры. Прокопий Чирин иконописец строгоновской школы

XVII столетие завершает более чем семивековую историю древнерусского искусства. С этого времени древнерусская иконопись прекратила существование как господствующая художественная система.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: