Лингвопрагматика и риторика. Основные категории лингвопрагматики. Речевой акт. Теория речевых актов. Основания типологии речевых актов

Риторика в системе основ речеведения. Категория речевой ситуации. Компоненты речевой ситуации. Интенция как компонент речевой ситуации. Типы интенций. Образ автора. Характер адресата. Предмет речи.

Риторика занимает важных место в системе основ речеведения, так как риторика – это филологическая наука, изучающая способы построения художественно выразительной, направленной и определённым образом воздействующей речи, что и является не мало важным в речеведении. Как правильно построить речь, произнести нас учит риторика. Совокупность элементов речевого события, включающая ее участников, отношения между ними и обстоятельства, в которых происходит общение, называется речевой ситуацией. Кто говорит (говорящий), кому адресуют речь (адресат), каковы отношения между участниками речевого события – это существенные компоненты речевой ситуации. Речевая интенция (коммуникативная интенция) (от лат. - стремление) - намерение говорящего выразить некий коммуникативно-значимый смысл с помощью речевых средств, т. е. осуществить речевой акт. В основе речевой интенции лежат потребности, мотив и цель, т. е. побуждающие факторы речевого действия, а также денотат значения речевого высказывания. Речевые интенции определяют речевое поведение коммуникантов. Речевые интенции различают по следующим признакам: 1) репликообразующие, приводящие к коммуникативному результату с помощью одного высказывания (благодарить, обещать, извиняться, соглашаться, смиряться и др.); 2) текстообразующие, приводящие к результату с помощью ряда высказываний в диалоге (заставлять, спорить, настаивать, упрекать и др.) или в монологе (определять, рассуждать и др.). Фактор адресата в речи — один из ключевых: выбор адресата (если по ситуации он возможен) требует знания своих конкрет­ных собеседников и психологии людей вообще, интуиции в оцен­ке незнакомых, их эмоционального состояния в момент обще­ния. Далее следует выбор языка; этот выбор редко приходит в голову в одноязычной среде, например русской, но игнорировать его нельзя, во-первых, за рубежом, во-вторых, на родине в раз­ных средах. Выбор языка мобилизует разные пласты памяти, дает настрой механизмам выбора слов, построения фразы. Нельзя так­же забывать о выборе стилевого ключа: предстоит ли говорящему строгий рапорт военного, или дружеское общение; будет выска­зывание пространным или кратким, в каком темпе, с какими жестами. Все эти решения принимаются моментально и интуи­тивно. Предмет речи (или по Аристотелю цель оратора) – прекрасное и постыдное, справедливое и несправедливое, полезное и вредное, современная риторика считает целью говорящего тот результат, который он, сознательно или неосознанно, хочет получить от своей речи. Выбор предмета зависит от того, какую цель преследует оратор.   Образ автора в риторических текстах рассматривается с учетом эффективных риторических стратегий, при этом открытая стратегия порождает 2 образа: светлый и позитивный (красивый). Закрытая стратегия порождает след. образы: темные, печальные, сложные образы. Образы автора выделяют с опорой на определенные эмоционально-смысловые доминанты, т.е. системы эмоциональных состояний, осознано вводимых автором в текст. Светлые тексты. Основаны на эмоционально-смысловой доминанте, включающей надежду, уверенность, оптимизм, доброжелательное отношение к людям. Светлые тексты несколько инфантильны, наивны. Они широко представлены в детской и авторской литературе («Незнайка в Солнечном городе»). В публичном тексте светлые тексты создают образ ученичества. Позитивные тексты. Основаны на демонстративности, некоторой истеричности (в «мыльных операх»). В публицистическом общении создается образ человека, готового пойти ва-банк, готового к предельному напряжению душевных сил, оставаясь при этом в рамках эстетических требований общества (певица Валерия, Асадов). Приемы, характерные для красивых текстов: обилие риторических фигур, яркие аналогии в высказываниях, тексты Цицерона. Темный текст. Основан на сочетании таких эмоций, как гнев, ярость. Такие тексты включают в себя образ врага, против которого надо объединяться. (Напр.: С. Доренко). Основные приемы: обличение, призывы не смиряться, антиценности. Хула темных текстов обязательно должна быть уравновешена формулировкой морали, обращением к ценностям слушателей. Печальные тексты. Основаны на эмоционально-смысловой доминанте, которая включает с одной стороны - депрессивность, траурный флёр, одиночество, грусть, а с др. стороны – умение наслаждаться каждым мгновением жизни, способность понимать др. людей (Лермонтов). В публицистическом общении печальные тексты могут быть актуальны только как отдельные цитаты или тексты, созданные в поддержку выступления лидера. Сложные тексты описывают мир абстракций, идей. В худ. литературе – это, в основном, тексты с глубоким подтекстом (Пелевин, Шкловский, Лотман). В публ. общении могут выступать только как цитаты. Между открытой и закрытой риторическими стратегиями выделяют веселые тексты, которые основаны на сочетании 2-х эмоций: ощущение опасности и энтузиазм в её преодолении. Основные приемы, кот. реализуются в веселых текстах: градация (которая может показать нарастание опасности), повтор, анафора (как оптимистичная фигура), позитивные метафоры (метафора созидания, строительства дома, выращенного сада…). Каждый из данных типов текстов выделяется с опорой на разновидности пафоса. Поэтому наиболее полно они могут реализовываться в форме заражения аудитории той или иной эмоцией. В рамках одного публичного выступления тексты могут чередоваться и сочетаться друг с другом (напр., если веселый текст следует за темным или печальным - создается эффект контраста. Если светлый текст за печальным – эффект градации, наивности смысла. Если темный текст за печальным – эффект градации, углубления отрицательных эмоций). Очень низка сочетаемость красивых текстов, т.к. они не предполагают глубокого логоса, а основываются на демонстрации эмоций. И риторически уместны только с целью создания комического эффекта.



Лингвопрагматика и риторика. Основные категории лингвопрагматики. Речевой акт. Теория речевых актов. Основания типологии речевых актов.

Лингвопрагматика – отдел речеведения, рассматривающий особенности использования языка, в целях получения определенных результатов речевых действий. Лингвистическая прагматика изучает функционирование языковых единиц в речи, а также отношения между высказыванием, говорящими и контекстом (ситуацией) в аспекте человеческой деятельности. Поэтому результаты исследований в области прагматики оказываются весьма полезными для риторики. Ведь успех ораторского выступления, да и любой другой речи зависит от того, как высказывания соотносятся с ситуацией. Изучение лингвопрагматики начинается с анализа высказываний, произнесение которых совпадало с их результатом. Эти высказывания стали называться «перформативами», а глаголы, их образующие – «перформативными глаголами». На основе анализа перформативов, высказывания воспринимаются (высказывание – отрезок речи, ограниченный сменой говорящих) воспринимается как действия, имеющие те или иные конкретные последствия. Базовое понятие Л. – речевой акт. Речевой акт – элементарное речевое действие (просьба, комплимент…), относительно которого могут быть спрограммированы его конкретные последствия. Подобное высказывание описывается в терминах, которые были разработаны Аристотелем. Термин «локуция» (внешняя оболочка речевого акта), иллокуция (коммуникативное намерение), перлокуция (рез-т). В структуре речевого акта выделяются уровни: - непосредственное произнесение; - перлокутивный эффект. Если иллокуция и перлокуция совпадают, то акты называются  прямыми, если нет – косвенными. Несовпадение иллокуции и перлокуции может сопровождаться особым интонационным оформлением, визуальным контактом, позой, мимикой, жестами. Особой категорией являются перформативные ысказывания. Они обычно выражаются с помощью глаголов 1л., ед. ч., н.в. Речевые акты делятся на несколько типов, с учетом иллокутивного содержания. Следующие акты: информативные (сообщающие информацию); комиссивные (клятвы, обязательства); оценочные речевые акты; императивные (побудительные); экспрессивно – речевые, выражающие эмоции. Речевые акты легли в основу классификации речевых жанров. Лингвистическая прагматика исследует структуру речевого акта. В структуре речевого акта прагматика выделяет следующие основные компоненты: говорящий; адресат; исходный материал сообщения (включая общие знания говорящих); цель сообщения; развитие сообщения (внутренняя организация сообщения); контекст и ситуацию общения; межличностные отношения участников общения. Эти компоненты отражаются в самом высказывании, и потому успех речи зависит от умения учитывать их при планировании содержания и формы высказывания. Не меньшее значение имеет и установленное прагматикой деление речевых актов на информативные и неинформативные. Неинформативные речевые акты служат для установления контакта между говорящими и обозначения социальных и личных отношений между ними. В связи с субъектом речи (говорящим) в прагматике исследуются: явные и скрытые цели высказывания; речевые стратегии и типы речевого поведения; правила коммуникативного сотрудничества; косвенные смыслы высказывания (намёки, иносказания); оценка говорящим общего фонда знаний, информированности, характера и интересов собеседника; отношение говорящего к предмету высказывания. В связи с адресатом речи изучаются: правила вывода косвенных и скрытых смыслов высказывания; воздействие высказывания на эмоциональное состояние, взгляды и оценки адресата, а также на его поступки; типы речевого реагирования. В связи с отношениями между участниками рассматриваются: формы речевого общения (информативный диалог, дружеская беседа, ссора, спор и т.д.); социально-этикетная сторона речи. В прагматике используется разработанная Дж. Серлем классификация речевых актов в соответствии с которой выделяются: информативные речевые акты (сообщения); предписывающие речевые акты; речевые акты принятия обязательств; речевые акты, выражающие психологические состояния; декларации (акты осуществления власти, вынесения оценки и т.п.). Для предписывающих актов существенны такие условия: единство участников общения во взгляде на: социальные роли друг друга, ровень конвенциональности ситуации; способность говорящего представить себе возможности адресата; способность адресата осознать мотивы говорящего. Для речевых актов принятия обязательств важны: наличие у адресата заинтересованности или потребности в действии говорящего; способность говорящего трезво оценивать свои возможности. Речевые акты выражения психологических состояний связаны с такими условиями, как: единство участников общения в оценки конвенции (принятых в обществе правил понимания человеческих отношений); единство участников общения в соответствии данной конвенции случаю. Для деклараций существенны те же условия, что и для актов выражения психологических состояний, а также условие единства собеседников в оценке друг друга в качестве лиц, полномочных осуществить данную конвенцию.



Речевой этикет в свете лингвопрагматической теории. Понятие о фатической информации. Этикетное диалогическое единство. Метасообщение. Единицы речевого этикета: обращение; приветствие – прощание; просьба, совет, пожелание; поздравление, благодарность, приглашение, извинение; знакомство. Этикетные речевые средства. Этикетные недочеты.

Лингвопрагматика – отдел речеведения, рассматривающий особенности использования языка, в целях получения определенных результатов речевых действий. Лингвистическая прагматика изучает функционирование языковых единиц в речи, а также отношения между высказыванием, говорящими и контекстом (ситуацией) в аспекте человеческой деятельности. Поэтому результаты исследований в области прагматики оказываются весьма полезными для риторики. Ведь успех ораторского выступления, да и любой другой речи зависит от того, как высказывания соотносятся с ситуацией. Речевой этикет - принятая в данной культуре совокупность всех этикетных речевых средств и правила их использования в тех или иных ситуациях. Общим принципом использования этикетных средств в любой сфере человеческой жизни остается принцип вежливости. Задача фатического речевого поведения (иногда его называют ассоциативным способом общения) - говорить, чтобы высказаться и встретить понимание. Обычно эта обмен репликами, содержание которых ассоциативно связано друг с другом. Поддержание разговора может служить самоцелью. Пример из повседневных разговоров: Опять погода портится... У нас всегда так, после жары - грозы, а потом холодно. Да, но это еще что. Вот когда я несколько лет назад был на Дальнем Востоке... и т.д. Диалогическое единство (микродиалог) – несколько реплик, связанных по содержанию и по форме. Посредством единиц речевого этикета передается метасообщение о психологическом состоянии участников коммуникации, их отношении др к др. Обращения сигнализируют о характере метасообщения. Некоторые этикетные единицы имеют развернутую жанровую структуру. Например, поздравления включают в себя: обращения; описание ситуации; похвала адресату (за труд, за добродетели, за таланты, за достоинства тела); собственно поздравление и пожелание. Единицы речевого этикета дифференцируются функционально – стилистически. Выделяются единицы разговорного стиля и официально-делового стиля. Среди всей системы средств могут выделятся: книжные (приветствую), нейтральные (здравствуйте), средства со сниж. стил окраской (привет). Этикетные недочеты: нарушение единства стиля общения, незавершенность этикетного диалогического единства, стилевое несоответствие. Этикетные речения имеют много общего с фразеологией: их нельзя понимать буквально, они устойчивы в пределах опреде­ленного времени, стилистически окрашены, имеют социальные сферы использования. Некоторые речения настолько специфичны для той или иной социальной группы, что служат почти паролем: так, этикет приветствия, принятый в молодежной компании, непригоден в кру­гу, скажем, преподавателей вуза. Встреча — приветствие Ситуации: встреча двух друзей на стадионе; учитель входит в класс — предстоит урок; стюардесса в салоне лайнера; малозна­комые мужчины говорят по телефону; дипломатическая встреча; ранним утром на берегу озера собираются рыбаки и сотни других ситуаций. Прощание — расставание Дружеское прощание молодых мужчин; тоже — немолодых людей; официальное прощание; прощание в неофициальной пе­реписке; пожелания при прощании — в письме и устно. Знакомство, представление Меня представляет другое лицо в официальных условиях; я представляюсь сам в тех же условиях; контакт на равных: у моло­дых мужчин, женщин, немолодых интеллигентов и пр. Благодарность У верующих христиан; в шутливой фамильярной обстановке; в разноязычной среде (например, русские и французы). Извинения В толпе незнакомых; в школе — ученик перед учителем (и на­оборот); шутливое в кругу молодежи. Просьба В официальном заявлении; в письме к незнакомому и к знако­мому; эмоциональная или нейтральная; штамп, используемый всеми (и нежелательный). Поздравления С праздниками; знаменательными событиями; юбилеем и пр.; с личной удачей; свадьбой; успехами; Новым годом. Приглашения На научную конференцию; свадьбу дочери; повестка в суд (в качестве свидетеля); на гражданскую панихиду; на похороны. Соболезнование, утешение В связи с кончиной близкого человека; с болезнью — ободре­ние, моральная поддержка. Совет, предложение, приказание Дружеский совет, предложение; от руководящего, власть иму­щего лица. Обращение В письме — к близкому; малознакомому; официальному лицу. Оценка Восторженная оценка концерта, балета и пр.


5. Общение в свете лингвопрагматической теории. Сущность общения. Виды общения: устное и письменное, вербальное и невербальное, контактное и дистантное, межличностное, групповое и массовое, официальное и неофициальное. Условия эффективного общения. Постулаты общения.   

Лингвопрагматика – отдел речеведения, рассматривающий особенности использования языка, в целях получения определенных результатов речевых действий. Лингвистическая прагматика изучает функционирование языковых единиц в речи, а также отношения между высказыванием, говорящими и контекстом (ситуацией) в аспекте человеческой деятельности. Поэтому результаты исследований в области прагматики оказываются весьма полезными для риторики. Ведь успех ораторского выступления, да и любой другой речи зависит от того, как высказывания соотносятся с ситуацией. Базовое понятие Л. – речевой акт. Речевой акт – элементарное речевое действие (просьба, комплимент…), относительно которого могут быть спрограммированы его конкретные последствия. В структуре речевого акта прагматика выделяет следующие основные компоненты: говорящий; адресат; исходный материал сообщения (включая общие знания говорящих); цель сообщения; развитие сообщения (внутренняя организация сообщения); контекст и ситуацию общения; межличностные отношения участников общения. Эти компоненты отражаются в самом высказывании, и потому успех речи зависит от умения учитывать их при планировании содержания и формы высказывания. С точки зрения Лингвопрагматики, речевое общение представляет собой цепочку речевых актов. При этом элементарные речевые акты используются только в устном непосредственном общении. Сущность общения – обмен информацией, межличностное взаимодействие. К другим разновидностям общения относят: письменное и устное, вербальное / не…, контактное / дистантное, межличностное / групповое, официальное / не… Устная речь - это любая звучащая речь. Необратимость, поступательный и линейный характер развертывания во времени - одно из главных свойств устной речи. Устная речь может быть подготовленной (доклад, лекция и др.) и неподготовленной (разговор, беседа). Устная форма речи закреплена за всеми функциональными стилями русского языка. Основная функция письменной речи - фиксация устной речи. Основное свойство письменной речи - способность к длительному хранению информации. На основном, вербальном, уровне в качестве средства передачи информации используется человеческая речь. Именно речь, как проявление активности воли и сознания говорящего, является условием духовного преобразования личности. Процесс выговаривания своих трудностей переводит их из плана индивидуального и эгоцентрического в план общечеловеческий. Невербальное общение включает в себя пять подсистем: 1. Пространственная подсистема (межличностное пространство). 2. Взгляд. 3. Оптико-кинетическая подсистема, которая включает в себя: - внешний вид собеседника, - мимика (выражение лица), - пантомимика (позы и жесты). 4. Паралингвистическая или околоречевая подсистема, включающая: - вокальные качества голоса, - его диапазон, - тональность, - тембр. 5. Экстралингвистическая или внеречевая подсистема, к которой относятся: - темп речи, - паузы, - смех и т.д. дистантное общение.(в интернете, обучение через интернет, общение по телефону, психологическое консультирование по телефону…). Межличностное связано с непосредственными контактами людей в группах или парах, постоянных по составу участников. Оно подразумевает известную психологическую близость партнёров: знание индивидуальных особенностей друг друга, наличие сопереживания, понимания, совместного опыта деятельности. Массовое общение - это множественные, непосредственные контакты незнакомых людей, а также коммуникация, опосредованная различными видами массовой информации. Официальное – в процессе общения, как правило, решается одна коммуникативная задача, связанная с организацией общественно важной задачи. Предмет речи – отношение граждан и государства, отношения между странами, социально значимые отношения личности и общества и официально закрепленные правила регулирования этих отношений. Участники общения имеют определенный официальный статус. Условия общения регламентированы правилами. Неофициальное - могут решаться несколько коммуникативных задач, задачи могут меняться. Предметом речи могут быть любое явление, событие, ситуация в личностном восприятии участников. Участники имеют определенные отношения: приятельские, дружеские… Условия общения регламентированы лишь правилами речевого этикета. Для того чтобы осуществлять информационный обмен в ходе диалогического общения с преобладанием конструктивного компонента, партнерам по общению необходимо следовать определенным правилам и принципам. Это относится, прежде всего, к тем случаям, когда стороны стремятся к достижению совместного результата. Поэтому, переходя к принципам, которые следует соблюдать в ходе диалога, мы хотим начать с принципа кооперации, раскрытого Г.П.Грайсом. Суть принципа кооперации Г.П.Грайс формулирует следующим образом: "Твой коммуникативный вклад на данном шаге диалога должен быть таким, какого требует совместно принятая цель (направление) этого диалога". Г.П.Грайс раскрывает этот принцип через категории Количества, Качества, Отношения и Способа. Категория Количества связана с количеством информации, которое требуется передать и к ней относятся следующие постулаты: 1. "Твоё высказывание должно содержать не меньше информации, чем требуется (для выполнения текущих целей диалога)".2. "Твоё высказывание не должно содержать больше информации, чем требуется". Категория Качества раскрывается через постулат "Старайся, чтобы твоё высказывание было истинным" и конкретизируется через постулаты: 1. "Не говори того, что считаешь ложным". 2. "Не говори того, для чего у тебя нет достаточных оснований". Категория Отношения связана с постулатом релевантности - " не отклоняйся от темы". Категория Способа раскрывается через общий постулат "выражайся ясно" и частные: 1. "Избегай непонятных выражений". 2. "Избегай неоднозначности". 3. "Будь краток (избегай ненужного многословия)". 4. "Будь организован". Г.П. Грайс считает, что именно коммуникативные постулаты связаны со специфическими целями речевого общения. Постулаты другой природы (эстетические, социальные или моральные), по его мнению, должны быть обобщены в применении к таким целям, как воздействие на других людей, управление их поведением и т.п. Поэтому для того, чтобы ограничить давление, срывы обсуждения, манипулирование оппонентам и другие деструктивные компоненты общения мы вынуждены признать, недостаточность принципа кооперации, особенно когда речь идет о таких формах общения как спор и полемика.


6. Значение теории дискурса для риторики. Основы теории дискурса. Дискурс и текст. Дискурс и общение. Дискурсивный анализ. В исследованиях по лингвистической прагматике выделяют следующие единицы общения: речевое событие, речевую ситуацию и дискурс. Дискурсом называют текст в совокупности с экстралингвистическими характеристиками акта общения (прагматическими, социокультурными, психологическими и др.), т.е. текст, взятый в событийном аспекте. Дискурс - это различные виды речевой практики, например, обычный повседневный разговор, интервью, лекция, деловые переговоры и др. Дискурсивный анализ — изучение языка, используемого членами некоторого языкового сообщества. В ходе такого анализа рассматривается как форма языка, так и его функция, как разговорная речь, так и письменные тексты, идентифицируются лингвистические особенности понимания различных текстов и типов устной речи. Дискурс – коммуникативное событие, эффективность которого определяется с учетом как языковой составляющей, так и социально-психологических характеристик участников коммуникаций, истории, культуры, традиций, того сообщества, в рамках которого эта коммуникация осуществляется. К средствам дискурса относят: яз, как средство общения, жанровая модель, коммуникации, невербальные средства общения. НАПР: ситуация общения родителей с провинившимся ребенком может различаться в зависимости от того, какой жанр избран (поучение, наставление, приказ…), возраст, пол ребенка и родителя, учет культуры (ислам, христианство). В риторике дискурсивный анализ используется для дополнения характеристики компонентов речевой ситуации (детализация образа автора и адресата). На этой основе интерпретируются языковые средства, употребленные в тексте.

Рит. анализ Дискурсивный анализ
1. Цель коммуникации 1. Цель коммуникации
2. Речевая ситуация - сообщество (массовость) - образ автора (лидер автор)     * актуальные метафоры и призывы – пафос     * конкретные факты – логос     *ценности - этос   2. Социально – психологические характеристики автора и адресата
3. Тип текста (рассуждение) 3. Соц. признаки вида дискурса (полит дискурс – лозунговость и символичность)
4. Топосы (средства их выражения) 4. Жанр - обращение

Виды дискурса: 1. Политический 2. Учебный 3. Юридический 4. Медицинский 5. Спортивный (речь комментатора). Они выделяются с учетом тех ситуаций профессиональной деятельности, или социально значимой деятельности, в которых профессональные задачи решаются с помощью речи. В теории дискурса текст рассматривается с точки зрения его «погруженности в жизнь». Поэтому дискурсивный анализ текста включает интерпретацию языковых единиц, употребление которых в тексте обусловлено неязыковыми причинами. С этой же точки зрения объясняется употребление невербальных средств общения (жестов, мимики).


7. Риторика и психолингвистика. Речевая деятельность как категория психолингвистики и ее значение для развития риторики. Этапы речевой деятельности. Виды речевой деятельности. Продуктивные и рецептивные виды речевой деятельности. Психолингвистика -область лингвистики, изучающая язык, прежде всего как феномен психики. С точки зрения психолингвистики, язык существует в той мере, в какой существует внутренний мир говорящего и слушающего, пишущего и читающего. Поэтому психолингвистика не занимается изучением «мертвых» языков. Психолингвистику не следует рассматривать как отчасти лингвистику и отчасти – психологию. Это комплексная наука, которая относится к дисциплинам лингвистическим, поскольку изучает язык, и к дисциплинам психологическим, поскольку изучает его в определенном аспекте – как психический феномен. А поскольку язык – это знаковая система, обслуживающая социум, то психолингвистика входит и в круг дисциплин, изучающих социальные коммуникации, в том числе оформление и передачу знаний. Человек рождается, наделенный возможностью полного овладения языком. Однако этой возможности еще предстоит реализоваться. Чтобы понять, как именно это происходит, психолингвистика изучает развитие речи ребенка. Психолингвистика исследует также причины, по которым процесс развития речи и ее функционирование отклоняются от нормы. Следуя принципу «что скрыто в норме, то явно в патологии», психолингвистика изучает речевые дефекты детей и взрослых. Это дефекты, возникшие на ранних этапах жизни – в процессе овладения речью, а также дефекты, явившиеся следствием позднейших аномалий – таких, как мозговые травмы, потеря слуха, психические заболевания. Принято считать, что психолингвистика возникла около 40 лет назад в США. Действительно, сам термин «психолингвистика» был предложен американскими психологами в конце 1950-х годов с целью придания формального статуса уже сложившемуся именно в США научному направлению. Речевая деятельность определяется мотивами и целью, состоит из ведущего и фонового уровней, включает образ результата и регуляцию промежуточных этапов. Речевая деятельность как один из видов деятельности человека характеризуется целенаправленностью и состоит из нескольких последовательных этапов: ориентировки, планирования, реализации и контроля. В соответствии с этими этапами осуществляется каждое отдельное речевое действие. Исходным моментом любого речевого действия является речевая ситуация, то есть такое стечение обстоятельств, которое побуждает человека к высказыванию, например, необходимость ответить на вопрос, сделать доклад о результатах работы, написать письмо, побеседовать с другом и т.п. В реализации речевого действия выделяются следующие фазы: 1. Подготовка высказывания. Началом акта речевой деятельности является осознание мотивов, потребностей и целей вступления в общение. Далее осуществляется вероятностное прогнозирование результатов высказывания на основе прошлого опыта и учета обстановки. У развитого в речевом отношении человека, с быстрыми реакциями, эти подготовительные действия протекают с большой скоростью на подсознательном уровне и завершаются созданием внутреннего плана высказывания, который может иметь различную степень обобщенности. 2. Структурирование высказывания. Содержанием данной фазы является выбор слов, их расположение в нужной последовательности и грамматическое оформление. Эти операции, осуществляемые в оперативной речевой памяти, сопровождаются оценкой создаваемого высказывания и его корректировкой на уровне внутреннего плана. 3. Переход к внешней речи. Осуществляется звуковое или графическое оформление высказывания. Это самая ответственная фаза речевого действия, она состоит в переходе от внутренней речи к внешней. Ошибки в таком переходе делают речь в глазах окружающих неполной, бессвязной, труднопонимаемой. Видами речи являются: говорение - отправление звуковых сигналов, несущих информацию; слушание - восприятие звуковых сигналов и их понимание; письмо - использование видимых графических символов для передачи сообщения; чтение - восприятие графических символов и их понимание. РЕЦЕПТИВНЫЕ ВИДЫ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Виды речевой деятельности, связанные с восприятием речи – устной (слушание) и письменной (чтение). Р. в. р. д. характеризуются вероятностным прогнозированием. При восприятии информации, выраженной лингвистическими средствами, происходит синтезирование звуков (артикулом) или графем в слове благодаря слухомускульным или зрительно-мускульным ощущениям, звукобуквенным и смысловым связям, соотнесение слов с понятиями и установление связей между понятиями по грамматической структуре, раскрытие содержания высказывания и замысла отправителя речи. В лингвистическом отношении аудирование и чтение опираются на опознавательную функцию языкового знака. При овладении иностранной речью на начальном этапе оправдывает себя опережающее развитие аудитивных навыков. Аудирование и чтение, представляя соответственно восприятие устной и письменной речи, протекают в разных условиях и как виды речевой деятельности имеют существенные различия. Аудирование по сравнению с чтением – более трудный способ получения информации. Текучесть и необратимость устного сообщения делают невозможным ретроспективный анализ, вследствие чего в принимаемой информации могут возникать невосполнимые пробелы. В противоположность этому читающий может неоднократно возвращаться к непонятным местам текста, перечитывать их, анализировать, делать паузы в чтении, чтобы осмыслить прочитанное. Опыты показали, что коэффициент утомляемости при аудировании выше, чем при чтении. Восприятие устной речи сопровождается более интенсивной мобилизацией внутренних ресурсов, чем чтение, значительно действеннее проявляется прогнозирование, языковая догадка, переход от одной дозы информации к другой, активность памяти. ПРОДУКТИВНЫЕ ВИДЫ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Виды речевой деятельности, с помощью которых обеспечивается выражение мыслей в устной говорение) и письменной (письмо) формах. Основное сходство говорения и письма состоит в том что оба вида речевой деятельности служат для передачи информации. Говорение материально воплощается в звуках и обеспечивается действием речедвигательного и слухового анализаторов и соответствующих стереотипов единиц языка разных уровней от звуков до ритмомелодических моделей предложений. Письмо реализуется в графических знаках при участии зрительного и рукодвигательного анализаторов как основных, речедвигательного и слухового как вспомогательных. Говорение и письмо по-разному ориентированы на реципиентов. Говорение предназначено главным образом для непосредственной передачи информации (контактное общение), письмо – для передачи мыслей на расстояние с временным интервалом (дистантная речь). Говорение реализуется в форме диалогической и монологической речи, письмо – в форме монологической речи.

    


8. Слушание как вид речевой деятельности: сущность, механизмы. Виды и способы слушания. Слушание - рецептивный вид речевой деятельности, посредством которого осуществляется прием и последующая переработка речевого сообщения на основе деятельности слухового анализатора. Успех общения зависит не только от умения говорить, но и в не меньшей мере от умения слушать. Слушание является составной частью процесса общения и включает два этапа: этап первичного анализа звукового сигнала и его психомеханической обработки; этап смысловой интерпретации. Для того чтобы развить навыки эффективного слушания, необходимо уметь ответить для себя на следующие вопросы: Для чего необходимо слушать? Каковы факторы эффективного слушания? Как слушать? Для чего необходимо слушать? Этот вопрос помогает оценить то полезное, что можно извлечь для себя при прослушивании лекции, устного выступления, телепередачи, речи собеседника. Полезным может оказаться: Получение информации.Развлечение.Воодушевление.Анализ фактов и идей.Улучшение собственной речи. Факторами эффективного слушания являются: Отношение слушателей. Для успеха общения необходимо объективное, непредубежденное, кооперативное отношение слушателей. Самоуверенные люди обычно являются плохими слушателями. Образованный человек обычно более внимателен, чем необразованный. Малообразованные люди становятся пассивными слушателями, т.к. у них мало знаний, с которыми можно сопоставить слова оратора. Интерес слушателей.Мотивация слушателей.Эмоциональное состояние. Как слушать? Чтобы слушание приносило пользу, необходимо развивать в себе следующие умения: 1) умение концентрироваться; 2) умение анализировать содержание; 3) умение слушать критически; 4) умение конспектировать. Умение концентрироваться позволяет постоянно следить за ходом изложения мысли и всеми деталями сообщаемого. Умение анализировать содержание необходимо, в первую очередь, для слушания публичных речей, т.к. они содержат различные идеи, и если одну из них упустить, то нарушится связь между частями текста. Умение слушать критически можно развить, если выполнять следующие действия: Связывайте то, что говорит выступающий, с собственным опытом. Анализируйте и оценивайте то, что услышали. Соотносите высказывания говорящего с действительностью, друг с другом и с целями речи. Умение конспектировать требуется в тех случаях, когда слушателю важно сохранить для себя запись лекции, доклада, выступления. Механизмы: 1) Попытайтесь понять речевой замысел говорящего, прогнозировать содержание его речи с начальных фраз. Ваш речевой замысел – понять речь собеседника. 2) Старайтесь быть достаточно активным участником общения. Ваша невербальная реакция на содержание речи поможет автору в реализации его замысла. При необходимости «помогите» автору речи: переспросите, резюмируйте его речь, выразите свое одобрение тому, что слышите.  3) Помните о необходимости быть внимательным и доброжелательным слушателем. 4) При завершении общения тем или иным образом выразите то, что вы поняли автора речи. В случае непонимания уточните его речевое намерение. Выделяют следующие виды слушания: пассивное слушание, активное слушание, эмпатическое слушание. При активном слушании на первый план выступает отражение информации. Наиболее общепринятыми приемами, характеризующими активное слушание, являются постоянные уточнения правильности понимания информации, которую хочет донести до вас собеседник, с помощью уточняющих вопросов. Приемы активного слушания работают только тогда, когда вы учитываете ситуацию, содержание разговора и эмоциональное состояние собеседника. Активное слушание имеет смысл применять только в тех случаях, когда ваш партнер как минимум равен вам. Бывает, однако, что приходится слушать человека, находящегося в состоянии эмоционального аффекта, в состоянии сильного эмоционального возбуждения, и в этом случае приемы активного слушания не сработают. В таких случаях эффективно работает так называемое пассивное слушание. Презирай болтуна, который прерывает собеседника, желая обязательно вставить слово. Когда человек говорит, он хочет быть не только услышан, но и понят. Понимание происходит на уровне эмоциональном — собеседник уверен, что до вас дошли его переживания, и интеллектуальном — собеседник чувствует, что вы осознаете, о чем он говорит. В этом случае важно просто слушать человека, просто давать ему понять, что он не один, что вы его слушаете, понимаете и готовы поддержать. Лучше всего при этом действуют так называемые «угу-реакции». Каждый человек хочет, чтобы его поняли, разделили с ним те чувства и переживания, которые он испытывает. Поэтому главное состоит в понимании чувств собеседника и сопереживании ему. А секрет хорошего слушания состоит в том, чтобы дать другому человеку облегчение, открыть ему новые пути для понимания самого себя. Таким образом, эмпатическое слушание позволяет переживать те же чувства, которые переживает собеседник, отражать эти чувства, понимать эмоциональное состояние собеседника и разделять его. При эмпатическом слушании не дают советов, не стремятся оценить говорящего, не морализируют, не критикуют, не поучают. Правила эмпатического слушания: 1. Необходимо настроиться на слушание: на время забыть о своих проблемах, освободить душу от собственных переживаний и постараться отстраниться от готовых установок и предубеждений относительно собеседника. 2. В своей реакции на слова партнера вы должны в точности отразить переживание, чувство, эмоцию, стоящие за его высказыванием, но сделать это так, чтобы продемонстрировать собеседнику, что его чувство не только правильно понято, но и принято вами. 3. Необходимо держать паузу. После вашего ответа собеседнику обычно надо помолчать, подумать. Помните, что это время принадлежит ему, не забивайте его своими дополнительными соображениями, разъяснениями, уточнениями. Пауза необходима человеку для того, чтобы разобраться в своем переживании. 4. Необходимо помнить, что эмпатическое слушание — не интерпретация скрытых от собеседника тайных мотивов его поведения. Надо только отразить чувство партнера, но не объяснять ему причину возникновения у него этого чувства. 5. В тех случаях, когда партнер возбужден, когда беседа складывается таким образом, что партнер говорит «не закрывая рта», а ваша беседа носит уже достаточно доверительный характер, вовсе не обязательно отвечать развернутыми фразами, достаточно просто поддерживать партнера междометиями, короткими фразами, кивать головой или же повторять его последние слова. Способность слышать является физическим актом: уши воспринимают звуковые волны. Способность слушать требует работы мысли и обработки услышанного.


9. Говорение как вид речевой деятельности. Речевые стратегии и тактики. Типы речевых стратегий. Речевая стратегия как основа имиджа говорящего. Говорение – продуктивный вид речевой деятельности, посредством которого (совместно с аудированием) осуществляется устное вербальное общение. Содержанием говорения является выражение мыслей в устной форме. В основе говорения лежат произносительные, лексические, грамматические навыки. В большинстве методов обучения говорения является одним из важнейших направлений преподавания. По большей или меньшей роли программирования высказывания различают инициативную (активную) речь, реактивную (ответную) речь, репродуктивную (стохастическую) речь. Механизмы: 1) Четко сформулируйте свое коммуникативное намерение. Продумайте тему, содержание речи. Определите, что в содержании речи способствует реализации коммуникативного намерения, о чем лучше умолчать. 2) Помните, что вы говорите, обращайтесь к конкретному адресату. Стремитесь к тому, чтобы речевой замысел и содержание речи не заслоняли адресата. Учитывайте живую реакцию собеседника. Корректируйте замысел и содержание речи с учетом реакции. 3) В говорении выражаются свойства вашей личности. Старайтесь создать определенный образ автора речи: доброжелательного, стремящегося к сотрудничеству, компетентного, динамичного. 4) Завершая свою речь, проверьте ее соответствие замыслу. Среди речевых стратегий наиболее распространены следующие. Трюизмы, т. е. банальные истины. Очень хорошо здесь работают пословицы и поговорки, известные всем с детства. Что-нибудь вроде «без труда не вынешь рыбку из пруда». Коварство этого приема состоит в том, что с такой банальной истиной очень легко согласиться. А дальше работает так называемое «правило Сократа»: для получения положительного решения по важному для вас вопросу, поставьте его на третье место, предпослав ему два коротких вопроса, на которые собеседник наверняка ответит «да». Этот вид стратегии часто используется в деловых переговорах, и референту необходимо в совершенстве владеть им. Речевое связывание, или псевдологика. Этот прием основан на инерции мышления и позволяет придать высказыванию иллюзию смысла. Сочетание этих двух приемов (трюизм и речевое связывание) легко проследить в рекламных роликах. В политике этот прием также применяется часто и успешно. Иллюзия выбора. «Вы можете купить большую или маленькую упаковку товара X», «Вы можете проголосовать за нашего кандидата Иванова утром или вечером». Правда, выбор ограничен, но потребителя об этом не предупреждают. Пресуппозиции. Инструкция-приказ оформляется как предварительное условие для выполнения очень простого, иногда совершенно обыденного действия. Схема такой «хитрой» фразы выглядит следующим образом: Время + Команда + Нечто малозначительное. Например, прежде чем купить товар N, внимательно посмотрите на упаковку. В тот момент, когда вы решите приобрести лучшую офисную технику, позвоните нашему дилеру. Номинализации. «Мы — за достойную жизнь для наших детей! (женщин,ветеранов, пенсионеров, велосипедистов — нужное подчеркнуть). Голосуйте за нас — мы восстановим справедливость!» По выражению одного умного, но ехидного психолога, номинализация — это то, что нельзя положить в карман. В данном случае слова очень красивые и правильные, но разные люди вольны понимать под ними совершенно разные вещи. Ценностная подстройка. Только в рекламе можно увидеть таких милых детишек, улыбчивых мам и пап, веселые студенческие компании, заботливых мудрых бабушек и даже свекровей с тещами. Это уже не просто товар, а присоединение к ценностям, к образу жизни. Разве не ценим все мы тепло и уют в доме, любовь, заботу о детях, внимание близких людей? А нам под это дело впихивают то мыло, то стиральный порошок, то бульонный кубик. Стратегия общения реализуется в речевых тактиках, под которыми понимаются речевые приемы, позволяющие достичь поставленных целей в конкретной ситуации. В ситуациях бытового общения действуют одни речевые тактики, в деловой сфере - другие. Тактики: тактика эмоционального воздействия, «закон превыше всего», «утрирование», «Неожиданность» - использование в речи неожиданной или неизвестной слушателям информации. «Провокация» - на короткое время вызывается реакция несогласия с излагаемой информацией, чтобы использовать этот период для подготовки слушателей к конструктивным выводам, для уточнения и более четкого определения собственной позиции. «Апелляция к авторитету» - для подтверждения правильности излагаемой информации дается ссылка на авторитет слушателей, авторитет науки, авторитет известных ученых, социологов, политологов, деятелей культуры. «Прогнозирование» - основываясь на реальных фактах, давать прогнозы развития ожидаемых событий, чтобы подчеркнуть необходимые ценностные ориентации, определяющие интересы, требования, пожелания. «Внесение элемента неформальности» - учитывая предмет речи, рассказать аудитории, деловому партнеру о собственных заблуждениях, предрассудках, ошибках и их последствиях, чтобы показать, каким образом удалось избежать одностороннего подхода к той или иной проблеме и найти ее новое решение. Это позволит преодолеть сдержанность и предвзятость и изменить мнение в свою пользу. Такая тактика общения популярна при проведении переговоров в западных, особенно американских, компаниях. «Свой парень»- такой стиль общения. «Прямое включение» - отказаться от растянутого вступления, особенно если партнеры знакомы с предметом речи и имеют необходимый предварительный запас знаний. Это избавит вас от необходимости разъяснять все с самого начала, повысит информативность речи и позволит выиграть время для обсуждения проблемы. «Юмор» - не «засушивать» свою речь. Приводить смешные, парадоксальные примеры, перемежать выступление, беседу весёлыми шутками, забавными историями, в том числе и из своей жизни. Следует подчеркнуть особую эффективность этой речевой тактики. «Да-да-да» - партнеру задается три-четыре вопроса, на которые он обязательно должен ответить «да». (Этот тактический приём описан в начале работы). Тогда, вероятнее всего, и на основной вопрос он также ответит положительно. Это одна из самых древних тактик. Изобрел ее великий древнегреческий философ Сократ и блестяще использовал для убеждения собеседников. «Черный оппонент» - тактика, противоположная только что описанной. Суть её в следующем. Партнеру по общению задаете несколько вопросов с таким расчетом, чтобы на один из них он не смог ответить. Тогда незамедлительно произносится речевая формула: «Вот видите, вопрос не подготовлен». «Подмазывание аргумента» - слабый довод, который может быть легко опротестован, сопровождается комплиментом партнеру по общению. Например: «Вы, как человек умный не станете отрицать». Риторическая стратегия – это общая схема, модель речевого поведения говорящего, в которой демонстрируется характер его взаимосвязи с аудиторией. Есть открытая взаимосвязь, характеризует участников коммуникации как равноправных партнеров, отражена в «открытой» риторической стратегии. Закрытая взаимосвязь характеризует аудиторию как подчиненного партнера в коммуникации, отражена в «закрытой» риторической стратегии. ОРС 1) говорящий демонстрирует способность слушать аудиторию, использует средства диалогизации речи 2) автор использует имя собеседника 3) автор формулирует фразу, начиная со слова да 4) повтор фраз собеседника как знак его понимания5) похвала собеседника: А) невербальная заключается в визуальном контакте Б) в интонации похвалы В) мимика полуулыбки Г) вербальная похвала бывает прямая (называние положительных качеств адресата), косвенная (автор речи сообщает о тех положительных эмоциях, которые он испытывает в результате общения с адресатом) ЗРС 1) говорящий ориентирован не на адресата, а на текст своего выступления, на предмет речи и на самореализацию 2) отсутствие имени собеседника 3) высказывания начинаются со слова нет 4) повтор собственных фраз 5) отсутствие похвалы ЗРС необходима в ситуации давлении на автора со стороны адресата. Неэффективные риторические стратегии: 1) стратегия излишней близости – это ОРС, основанная на нарушениях границ личного пространства, на интересе к собеседнику в запретных аспектах, 2) стратегия излишней отстраненности, она проявляется в полной закрытости от собеседника, который общается в ОРС.
10. Механизмы различных видов речевой деятельности. Порождение, восприятие и понимание речи в различных коммуникативных условиях.

Существует 4 вида речевой деятельности: слушание, чтение, говорение, письмо. Слушание и чтение – рецептивные виды, говорение и письмо – продуктивные. Рецептивные Механизм 1: смысловое прогнозирование (выстраивание участником коммуникации предположительной цепочки ключевых слов на основе семантики первого ключевого слова. Ключевым словом бывает или тема или рема первого предложения. Механизм речевого прогнозирования предполагает подбор ключевых слов по двум направлениям, т.к. теоретические отношения в пределах одного текста не является стабильными). Механизм 2: структурное прогнозирование. Прогнозирование функционально-смысловых типов речи. Прогнозирование жанра и стиля. Метод отсечения предполагаемых вариантов. Механизм 3: механизм речевой памяти, который позволяет сохранить в сознании адресата речи основные тематические связи и представления об общей структуре воспринимаемого текста. Продуктивные Механизм 1: механизм внутренней речи. Внутренняя речь – особое состояние сознания человека, которым фиксируются прообразы будущего высказывания. Знаки этих прообразов представляют собой собственные образы, те или иные символы, отдельные слова (преимущественно местоимения, наречия), признаки интонем. Ник Ив. Жинкин «Механизмы речи», Ал-й Ал-евич Леонтьев (родоначальник концепции теории речевой деятельности). Названные механизмы авторизируются с разной степенью интенсивности в различных коммуникативных условиях. Прежде всего, в условиях письменного и устного общения. В условиях письменного общения механизмы порождения восприятия речи постоянно взаимодействуют. Влияют и условия межличностного и группового общения. В межличностном общении механизмы могут быть скрытыми. В условиях группового общения автор речи часто использует «метатекст» - фрагменты речи, называющие те или иные механизмы речи, комментирующие ход речевого общения.


11. Основы теории жанра. Паспорт жанра.

Жанр – тип текстов, который отражает общность их коммуникативного намерения, композиции, формы или стиля языка. Выделяют речевые жанры: согласия / отказа, просьбы / приказа, беседы и др. Теория жанра возникла в результате того, что система речевых жанров лишь частично пересекается со стилистической системой рус. лит. языка. Стиль может быть реализован в конкретных жанрах. Один и тот же жанр может быть реализован с помощью разных стилей (напр. жанр отказа в разговорной и официально-деловой речи). Существуют речевые жанры, которые трудно сочетать с определенным стилем. Существует 2 концепции речевого жанра в современной лингвистике: 1) М.М. Бахтин (20-е годы 20 века). Жанры характеризуются единством: * интенции (то, что внутри, что надо выразить); * композиции и стиля. На этой концепции частично основывается теория речевых актов. Речевой акт – конкретное речевое действие, совершаемое с помощью обыденного языка. 2) Тат. Вяч. Шмелёва. Типология речевых жанров может быть более детальной, если принимать во внимание несколько факторов: фактор интенции (как и Бахтин) (она делит все жанры на гр: информирующие, императивные (побуждающие), оценочные, этикетные), фактор автора речи (этот фактор предполагает, что в зависимости от наличия / отсутствия у автора определенных полномочий, жанры с одной и той же интенцией могут быть разными (просьба и приказ)), фактор адресата (предполагает наличие у адресата некоторых полномочий, при этом один и тот же жанр может быть представлен в разном объеме и с помощью разных стилей (напр. жанр жалобы в устной форме в разговорном стиле адресован человеку, не наделенному полномочиями, ответным жанром является утешение)). Жанр жалобы в оф.- деловом стиле адресован человеку, наделенному полномочиями, ответным жанром является резолюция. Тип события: 1) существует ли событие в реальности (диктум) 2) включенность события в личную сферу автора речи. Приказ и предостережение. Фактор прошлого и будущего. Фактор прошлого отражен в тех жанрах, у которых есть коммуникативные предшественники. Фактор прошлое-будущее отражен в системе приглашение = согласие / отказ. Фактор языкового воплощения (предполагает использование для текстов разных жанров, стилей рус. лит. языка, или, в соответствии с требованиями единства стиля, или с помощью разностильных элементов) отказ может быть оформлен или с помощью одного стиля или с помощью разностильных элементов. Система этих факторов (паспорт жанра) используется в теории речи (для характеристики жанров, взаимодействующих в непосредственной коммуникации (в парламаентских дебатах, в ток-шоу)). НАПР.: жанр: судебное выступление. Разновидность: обвинительная речь. Фактор коммуникативного намерения: информирующий с элементами оценки. Жанр с коммуникативным будущим. Предмет речи включен в профессиональную личностную сферу автора. Теория жанра позволяет выделить среди убеждающих речей жанровые разновидности, которые имеют особенности, с точки зрения коммуникативного намерения и фактора адресата. В эпоху античности выделяли жанры: судебный (обвинять, оправдывать), совещательный (за и против), эпидейктический (похвала, хула). Отдельные признаки жанров использовались в риторике как основания классификации убеждающих речей. В современной риторике выделяют особое направление: риторика повседневности. При этом жанры повседневной речи рассматриваются как разновидности убеждающей речи.


12. Типы межжанрового взаимодействия. Интертекстуальность как аспект межжанрового взаимодействия.

Межжанровое взаимодействие – это интеграция в пределах одного высказывания нескольких (двух обычно) текстов. При этом автор ставит целью активизировать в сознании читателя представление и о том, и о другом текстах. Причем один из этих текстов может быть представлен как система произведений того или иного автора, не как конкретный текст. Типы межжанрового взаимодействия: 1. Прямое включение одного текста внутрь другого. Например, в «Капитанскую дочку» включена притча о вороне. Взаимодействуют разные жанры. В этом случае 2 цели: внешний текст лишь обрамляет внутренний текст, который является основным («Герой нашего времени»), внутренний текст играет вспомогательную роль (письмо Татьяны Онегину) и служит для понимания глубинного содержания основного внешнего текста. 2. Использование прецедентных текстов, т.е. высказываний, которые хорошо известны участникам коммуникации и позволяющих автору вызвать в сознании адресата представление о культурно-художественном содержании цитируемых источников. («Как хороши, как свежи были розы» - у И. Северянина из Тургенева, а у Тургенева из Иннокентия Мятлева. Потом еще Георгий Иванов за границей писал, тоскуя по родине. Каждый из них вкладывал свой смысл, не сочетающийся с предшествующим). 3. Пародия на текст (пародия на «Красную шапочку» в стиле Ремарка) 4. Подражание. Автор хочет подчеркнуть наличие диалога с конкретным произведением. Интертекстуальность – особый компонент содержания текста, представляющий собой систему ассоциаций с иными, обычно художественными произведениями. При этом конкретных включений нет (Акунин: ассоциации с героями Куприна (Рыбников), очень много подражает, создавая новое).


13. Античный риторический идеал. Роль риторического канона. Этапы классического риторического канона: инвенция (изобретение), диспозиция (расположение), элокуция (выражение), меморио (запоминание), акцио гипокризис (воспроизведение).Античная риторика 5в. до н.э. Первые учителя риторики (софисты). Сократ, Платон, Аристотель, Демосфен, Марк Тулий Цицерон. Риторический идеал Древней Греции – это интеллектуальный гармонирующий диалог, приводящий собеседников к открытию истины. Наиболее полно воплотился в диалогах Сократа, в «Риторике» Аристотеля. В этом трактате описаны некоторые топосы и сформулированы правила взаимодействия нравов, аргументов и страстей. Риторический канон – это система правил, отражающих этапы создания убеждающего текста. К ним относятся: инвенция (изобретение), диспозиция (расположение), элокуция (украшение), мемирио (запоминание), акцио гипокризис (произнесение). Все это в совокупности и будет составлять риторический эскиз речи. Инвенция – это этап риторического канона, на котором происходит распространение темы, риторической модели. Распространение темы (топосы): логические категории (род, вид, часть, целое, причина, следствие, место, время), некоторые готовые фрагменты текста (пример и свидетельство (цитата), логические операции (сравнение, аналогия). Впервые о топосах говорит Аристотель в «Риторике», систематизирует топосы в своих трудах Марк тулий Цицерон. Диспозиция – это этап риторического канона, на котором собранный материал располагается по определенной схеме (описание, повествование, рассуждение), развернутое рассуждение называется хрия – это такая модель расположения текста, которая основывается на схеме, рассуждение привлекает повествование и описание как дополнительные аргументы. Структура хрии: 1. приступ (похвала темы и ораторов, которые ее раскрывали); 2. парафразис (интерпретация темы, разъяснение ее составляющих); 3. повествование (история развития темы, события из опыта автора речи, иллюстрирующее значимость темы); 4. тезис (точка зрения автора речи на предмет); 5. род и вид предмета речи; 6. свойства (существенные признаки понятия, лежащего в основе выступления; 7. примеры; 8. сравнения и аналогии; 9. свидетельства (цитаты); 10. заключение (резюме по каждому пункту, нерешенные вопросы, следствия решения проблемы). Элокуция – это этап риторического канона, на котором собранные материалы оформляются с помощью тропов, фигур речи и других средств экспрессивного синтаксиса. К особым приемам элокуции относятся: 1. диалогизация речи – это обозначение в тексте двух или нескольких смысловых позиций и их расположение по схемам: 1) Я – Вы, 2) Он1 – Он2, 3) Я1- Я2; 2. введение вымышленной речи – это такой прием словесного выражения, при котором автором домысливается позиция собеседника; 3. фигуры уступки – это введение того или иного компонента с помощью оборота «допустим». Элокуция предполагает правильный выбор языков и речевых средств в соответствии с определенной речевой ситуацией с тем, чтобы создать гармонию дискуса. Гармония дискуса достигается за счет использования тропов и фигур речи.  Меморио (запоминание) – этап риторического канона, на котором происходит подготовка к произнесению речи. Не столь важный теоретически, он имеет существенное практическое значение. Начинать готовиться к выступлению лучше за несколько дней. Речь нужно репетировать. Речь нужно репетировать не по кускам, а как целое. Нужно составить шпаргалку – несколько небольших листков бумаги, которые удобно держать в руках. Перед тем как репетировать речь, нужно составить план. Репетируя, представьте себе аудиторию, помещение. Репетируя, не заучивайте речь, запоминайте идею текста. Репетируя, обращайтесь к плану лишь в том случае, если забудете сам ход мысли. На листке плана оставьте поля, чтобы записать опорные слова. Акцио гипокризис (произнесение) – этап риторического канона, при котором речь превращается в звучное слово. Здесь действует весь комплекс знаний и навыков, связанных с техникой речи и объединенных пластическим принципом гармонии звучащей речи с личностью оратора, его телесными и духовными особенностями, той гармонии, что создает образ ритора и признана оказать максимальное воздействие (жесты, мимика). Жесты, мимика должны быть разнообразными. Поза должна быть открытая. Ритор должен чувствовать себя свободно.  
14. Инвенция (изобретение). Общие места (топы). Смысловые модели: «род» и «вид», «свойства», «сопоставление», «причина и следствие», «обстоятельства», «пример», «свидетельство», «имя». Смысловая схема речи. Правила размножения идеи.

Инвенция – это этап риторического канона, на котором происходит распространение темы, риторической модели. Распространение темы (топосы): логические категории (род, вид, часть, целое, причина, следствие, место, время), некоторые готовые фрагменты текста (пример и свидетельство (цитата), логические операции (сравнение, аналогия). Впервые о топосах говорит Аристотель в «Риторике», систематизирует топосы в своих трудах Марк тулий Цицерон. Инвенция – учение о топосе, логосе, пафосе. Правила инвенции: 1. Этос, логос, пафос должны сотрудничать во имя единой идеи – убеждения. 2. Одна из трех частей должна доминировать. 3. Этос и пафос адресуются слабым, чувствительным и молодежи. 4. Логос - к разумным. 5. Злоупотребление этосом и пафосом высмеивается всегда. 6. Необходимы размышления, опыт, внимательное изучение наследия учителей. Части (каноны) риторической разработки речи. Части, или каноны, риторической разработки речи были определены еще в античности. Их состав на протяжении веков существенных преобразований не претерпел. В неориторике 20 в. изменился лишь объем исследовательского внимания, уделяемого отдельным канонам. Практически все неориторические исследования касаются аргументации (один из подразделов канона) и типов преобразований плана выражения и плана содержания (один из подразделов канона). Всего же различаются пять канонов. Нахождение или изобретение материала речи или текста. Нахождение охватывает всю совокупность мыслительных операций, связанных с планированием содержания речи или текста. Автору необходимо определить и уточнить тему (если она не задана заранее), выбрать способы ее раскрытия, доводы в пользу отстаиваемого тезиса и другие элементы содержания. Логос – это убеждение посредством апелляции к рассудку, последовательностью доводов, построенных по законам логики. Этос – убеждение посредством апелляции к признаваемым аудиторией моральным принципам. Поскольку общие моральные принципы и ценности известны (справедливость, честность, уважение к святыням, преданность родине и т.д.), автору, желающему строить убеждение в этосе, остается лишь подобрать подходящие к случаю и наиболее близкие аудитории принципы. Пафос означает возбуждение эмоции или страсти, на базе которой и происходит убеждение. Учение о возбуждении страстей было разработано уже в старой риторике. Были описаны эмоции, успех в возбуждении которых означал и успех в убеждении: радость, гнев, надежда, страх, грусть, энтузиазм, отвага, гордость и др. Первый канон риторической разработки речи включает также подраздел о содержательных источниках изобретения материала, в частности, об источниках изобретения доводов и аргументов. Эти источники выстроены в иерархию – от наиболее абстрактных к наиболее конкретным. На наиболее высоком уровне абстракции находятся так называемые общие условия дела, описываемые последовательностью вопросов: Кто? Что? Где? Как? С помощью кого? При посредстве чего? Когда? Зачем? Почему? Каждый из вопросов задает область дальнейших содержательных уточнений. Эти уточнения называются риторическими местами или топосами (греч., лат.). В современной вузовской риторике они именуются также «смысловыми моделями» или «схемами», а сам подраздел – топикой. Топосы представляют собой частные стандартизированные аспекты рассмотрения любой темы. В риторике за период ее существования накопилось довольно большое количество мест, которые, тем не менее, сводимы к обозримому числу групп. Одна из возможных группировок выглядит следующим образом: 1) Условия: Кто? Что? Топосы: определение предмета; род и вид; часть и целое; тождество, подобие и сравнение – сходства и различия и т.д. П



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: