Основные (ключевые) понятия: фонема, фонетическое недоразвитие речи, фонетико-фонематическое недоразвитие речи, общее недоразвитие речи, коартикуляция, опорный звук.
Формирование произносительной стороны речи у детей дошкольного возраста включает в себя уточнение артикуляционных укладов и акустических представлений о речевых звуках, а также дифференциацию фонем на основе их дифференциальных признаков. В основе этой работы -последовательная, поэтапная отработка всех звуков родного языка, начиная со звуков раннего онтогенеза, простых по акустическим и артикуляционным признакам (и, ф, в, т, д, н), постепенно переходя к более сложным (с, з, ш, ж, щ, ц, ч, л, р). Данная последовательность определяется закономерностями онтогенеза фонетического уровня языка – появление звуков в экспрессивной речи определяется сложностью их акустических и артикуляционных признаков. Это способствует формированию правильного звукопроизношения, то есть является профилактическим направлением логопедической работы в детском саду.
|
|
Однако в некоторых случаях ребенок не усваивает акустические или артикуляционные признаки звуков, в результате чего необходимым становится проведение специальной логопедической работы по коррекции нарушений звукопроизношения.
В процессе проведения коррекционной работы используются различные по своей направленности артикуляционные, дыхательные, голосовые и мимические упражнения. Их подбор осуществляется логопедом, исходя из двигательных возможностей пациента, его возраста, вида речевого нарушения, этапа логопедической работы. К выполнению данных упражнений предъявляются особые требования.
Требования к выполнению мимических упражнений:
1. Выполнение мимических упражнений по широкой программе способствует растормаживанию всех речевых движений.
2. Упражнения выполняются многократно – 3-5 раз. Каждая поза удерживается в течение 5-8 секунд.
3. При выполнении мимических упражнений особое внимание уделяется четкости и правильности движений. Каждое движение отрабатывается отдельно, а затем из них составляются мимические комплексы.
4. Мимический комплекс соотносится с мимической позой и эмоциональным состоянием человека. Каждая мимическая поза обязательно называется и озвучивается.
5. Работа над мимикой проводится параллельно с работой над артикуляцией, голосом и интонационной выразительностью речи.
Требования к выполнению артикуляционных упражнений:
• Система упражнений по развитию артикуляционной моторики должна включать как статические упражнения, так и упражнения, направленные на развитие динамической координации речевых движений.
|
|
• В процессе выполнения артикуляционных упражнений вырабатывается умение принимать требуемую позу, удерживать ее, а также плавно переключаться с одной артикуляционной позы на другую.
• В процессе выполнения артикуляционных упражнений необходимо уделять внимание формированию кинестетических ощущений, кинестетического анализа и представлений.
• В комплексы упражнений необходимо включать упражнения на сочетание движений языка и губ, так как при произношении звуков эти органы включаются в совместные действия, взаимно приспосабливаясь друг к другу (это явление носит название коартикуляции).
• В целях предупреждения переутомления пациента артикуляционные упражнения должны быть кратковременными, но проводиться многократно в течение занятия.
• По мере овладения движением, необходимым для реализации звука, логопед переходит к отработке движений, обязательных для других звуков.
Требования к выполнению дыхательных упражнений:
· Дыхательные упражнения выполняются до еды или через 2 часа после в хорошо проветренном помещении.
· Необходимо строго дозировать количество и темп упражнений, не допуская переутомления пациента.
· При выполнении дыхательных упражнений не рекомендуется делать слишком большой вдох. Вдох осуществляется спокойно без напряжения и поднятия плечей.
· При выполнении дыхательных упражнений необходимо контролировать напряжение мышц диафрагмы и нижних ребер.
· Дыхательные упражнения необходимо выполнять плавно, под счет, избегая шумного дыхания.
· Необходимо сочетать дыхательные упражнения с работой артикуляционного и голосового аппаратов.
Требования к выполнению голосовых упражнений:
· На начальных этапах работа над голосом строится на основе учета вида речевого нарушения – на этой основе выбирается тип голосоподачи.
· При выполнении голосовых упражнений практически исключается шепотная речь – при ней голосовые складки перенапрягаются.
· Необходимо строго дозировать и контролировать голосовую и дыхательную нагрузку, не перенапрягать голосовой аппарат.
· Необходимо контролировать правильность дыхания ребенка.
· Голосовые упражнения проводятся при прямой спине, без напряжения мышц плечевого пояса и шеи.
· Голосовые упражнения сочетаются с дыхательными и артикуляционными.
· Сложность голосовых упражнений увеличивается постепенно с учетом индивидуальных возможностей ребенка.
Необходимыми условиями успешности и результативности логопедической коррекции нарушений звукопроизношения являются:
1) установление положительного эмоционального контакта логопеда с пациентом;
2) использование интересных форм организации занятий с опорой на ведущую деятельность,
3) сочетание различных приемов работы,
4) использование разнообразного дидактического материала,
5) системный и комплексный подходы к коррекции нарушений речи.
Процесс коррекционной работы требует соблюдения особого педагогического речевого режима. В связи с этим участниками коррекционно-образовательного процесса становятся не только логопед и ребенок, но и воспитатели группы, которую посещает ребенок, его родители. При педагогическом речевом режиме должны быть созданы оптимальные условия для преодоления нарушений речи и на логопедических занятиях, и дома. Логопедические занятия по коррекции нарушений звукопроизношения проводятся регулярно, не менее 3 раз в неделю. В домашних условиях осуществляется закрепление сформированных на занятиях речевых умений и навыков. В связи с этим по заданию логопеда выполняются домашние занятия.
Сроки преодоления недостатков произношения зависят от следующих факторов:
|
|
- степени сложности дефекта,
- индивидуальных и возрастных особенностей пациента,
- регулярности логопедических и домашних занятий.
У детей дошкольного возраста недостатки произношения преодолеваются в более короткие сроки, чем у детей школьного возраста, а у школьников - быстрее, чем у взрослых. В связи с этим важным условием успешности логопедической работы является раннее выявление нарушений усвоения фонетической системы родного языка и начало их коррекции.
Нарушения звукопроизношения могут наблюдаться при различных вариантах нарушений речи:
1) при фонетическом недоразвитии речи (ФНР) дефекты звукопроизношения не сочетаются с недоразвитием фонематического слуха;
2) при фонетико-фонематическом недоразвитии речи (ФФНР) дефекты звукопроизношения сочетаются с недоразвитием фонематических процессов (фонематического слуха и фонематического восприятия);
3) при общем недоразвитии речи (ОНР) нарушения звукопроизношения образуют единый комплекс нарушений с недоразвитием фонематической и лексико-грамматической стороны речи.
Все случаи нарушений звукопроизношения требуют четкого планирования занятий, обоснованной, продуманной дозировки нагрузки, продуманного подбора речевого материала, правильного определения последовательности работы над звуками (представление о том, какие звуки могут быть включены в работу одновременно, а какие должны отрабатываться последовательно). Этот выбор зависти от структуры речевого дефекта.
При фонетическом недоразвитии речи (ФНР) последовательность коррекции речевых звуков будет зависеть от их артикуляционной сложности и учета артикуляционного родства. При фонетико-фонематическом недоразвитии речи (ФФНР) порядок работы над звуками определяется не только артикуляционной сложностью звуков, но и их акустической схожестью. Так, звуки похожие по акустическим признакам включаются в коррекционную работу с отсрочкой во времени. Это позволяет сформировать и закрепить акустические представления о каждом из звуков. В противном случае их недостаточность может привести к устойчивому смешению фонем в речи.
|
|
В целом система логопедической работы по коррекции звукопроизношения включает в себя 4 этапа. На каждом из них решается ряд специальных задач.
Основная цель подготовительного этапа работы - включить пациента в целенаправленный логопедический процесс. При первой встрече необходимо установить доверительные отношения, расположить пациента к себе, дать возможность привыкнуть к обстановке логопедического кабинета. Логопед должен проявить доброжелательность, положительное внимание к собеседнику. В течение подготовительного этапа у пациента необходимо сформировать мотивационную готовность к логопедической работе, желание преодолеть дефект звукопроизношения.
Ознакомление со строением артикуляционного аппаратаосуществляется с помощью макетов, схем и профилей артикуляции. При работе с детьми дошкольного возраста часто используется «Сказка о Веселом язычке». Ребенок находит органы артикуляции на схемах, у себя, знакомится с их двигательными возможностями.
Для формирования артикуляционной основы звукопроизношения используются специальные комплексы упражнений. Необходимые движения сначала формируются по зрительному подражанию - логопед перед зеркалом показывает правильную артикуляцию, объясняет, какие движения следует произвести, предлагает их повторить. Для создания зрительной опоры занятия проводятся перед зеркалом. В результате пациент воспроизводит необходимые артикуляционные движения. При затруднениях логопед помогает ему шпателем или зондом.
На последующих занятиях движения выполняются по устной инструкции без опоры на образец артикуляции логопеда. Их правильность контролируется на основе кинестетических ощущений. В целом артикуляция считается усвоенной, если она выполняется безошибочно и не нуждается в зрительном контроле.
Еще одной задачей подготовительного этапа коррекции нарушений звукопроизношения является выработка чувства языковой нормы. Данное направление логопедической работы направлено на формирование акустических представлений о нормативном произношении звука. Для этого используется его утрированное дефектное произнесение при воспроизведении слов, словосочетаний, предложений, при чтении стихотворений и т.д. Логопед произносит речевой материал нормативно и дефектно. Пациенту предлагается определить правильный вариант произношения.
При формировании правильного звукопроизношения особое внимание уделяется развитию фонематического слуха, как основы совершенствования артикуляционного уклада звука. Данное направление логопедической работы начинается на подготовительном этапе и продолжается в дальнейшем. Оно строится с учетом первичного нарушения и структуры речевого дефекта:
1. При первичном нарушении фонематического слуха главной задачей является формирование умения различать тонкие акустические характеристики фонем и развитие слухового контроля за своей речью на основе анализа артикуляционных признаков звуков с привлечением зрительного контроля за артикуляцией.
2. При недоразвитии операций отбора фонем по артикуляторным признакам - развитие фонематического слуха и восприятия (операций звукового анализа) на основе анализа артикуляционных признаков звуков с привлечением зрительного контроля за артикуляцией, использованием наглядных схем.
3. При недоразвитии моторной базы речи - формирование осознанного слухового контроля за своим произношением (формирование речевого самоконтроля на основе развития кинестетических ощущений от положения артикуляционных органов) и способности различать дефектное и правильное произношение звука.
Развитие фонематического слуха осуществляется последовательно и включает в себя следующие направления:
· развитиенеречевого слухового восприятия на основе активизации слухового внимания и закрепления умения различать неречевые, бытовые шумы, звукоподражания и звукокомплексы,
· формирование смыслоразличительной функции фонем на основе дифференциации смыслового содержания предложений, словосочетаний, слов,
· совершенствование системы фонологических противопоставлений звуков на основе дифференциации звукового состава слогов, а также акустических и артикуляционных признаков отдельных фонем.
Фонематический слух и фонематическое восприятие (операции звукового анализа), на основе которых активизируются навыки осознанного контроля за своей речью, вначале формируются на основе правильно произносимых звуков. После того как пациент научится узнавать тот или другой звук в слове, определять его место среди других звуков можно перейти к развитию умения различать на слух дефектный звук.
Работу по формированию восприятия неправильно произносимых звуков нужно проводить так, чтобы собственное неправильное произношение пациента не мешало ему. Для этого исключается проговаривание звуков, а опора делается на его зрительное и слуховое восприятие. Проговаривание можно подключить позже на этапе постановки звука, когда нужно сравнить неправильное произношение с нормативным произношением.
Целью второго этапа логопедической работы - этапа формирования первичных произносительных умений и навыков (постановки звука) является формирование первоначальных умений правильного произнесения звука на основе выработки новой условно-рефлекторной произносительной связи.
Постановка звука достигается путем индивидуального подбора и применения специальных технических приемов:
1. Постановка звука по подражанию:
1) на основе звукоподражания;
Этот прием основан на сознательных попытках подобрать артикуляцию, позволяющую произнести звук. При этом пациенту предлагается воспроизвести звучание знакомого объекта как звукоподражание (как комарик звенит, как змея шипит, как тигр рычит). Для контроля произношения помимо слухового восприятия анализируются зрительные, тактильные и мышечные ощущения.
2) по показу;
Данный прием предполагает подбор артикуляционного уклада звука. Логопед объясняет, какую позицию должен принять тот или иной артикуляционный орган. Пациент подбирает его артикуляцию. В тех случаях, когда необходимые для данного звука артикуляционные позиции выработаны, достаточно их вспомнить и воспроизвести с использованием слухового и зрительного контроля. Поиск нужной артикуляции часто приводит к положительным результатам при постановке шипящих звуков, парных звонких, а также парных мягких.