Сущность, содержание и цели аудита

Аудит - это предпринимательская деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей. Аудит появился в Европе и с развитием рыночных отношений стал важной частью делового мира как гарант качества ценных бумаг (в Англии в середине ХIХ в).

 В настоящее время учетная политика является мощным инструментом в управлении организацией, поэтому ее формированию и исполнению уделяется все больше внимания, что продиктовано требованием времени. Она играет новую роль и должна быть направлена на реализацию стратегии предприятия.

Востребованность аудита учетной политики обусловлена рядом причин:

1. аудит учетной политики в значительной мере связан с совокупностью способов ведения бухгалтерского учета;

2. это интегральный документ, так как она является частью финансовой, дивидендной налоговой политики, реализующейся через бухгалтерский учет;

3. любая аудиторская проверка начинается с изучения приказа об учетной политике, которая является важнейшим системообразующим фактором бухгалтерского учета в организации;

4. субъекты хозяйственной деятельности различных форм собственности стремятся заплатить минимальную сумму налогов, балансируя при этом на грани законодательства, что в конечном итоге создает для них угрозу возможного нарушения норм Налогового и Уголовного Кодексов РК. Это вызывает необходимость в рациональном формировании и исполнении учетной политики. Наличие внутренних аудиторов позволяет снизить риск наступления негативных последствий, так как они могут выявить ошибки или недоработки в приказе об учетной политике;

5. неясность, двоякое толкование, сложность практической реализации некоторых норм налогового законодательства, вызывающее трудность при исчислении налоговых обязательств и составлении внешней бухгалтерской отчетности предприятий производственной сферы формируют спрос на аудит учетной политики для целей бухгалтерского учета и налогообложения, который обеспечивает большую уверенность в правильности составления налоговой и бухгалтерской отчетности.

Аудит учетной политики позволяет определить, какую цель преследует руководство предприятия при ее формировании и исполнении:

- если предприятие хочет показать пользователям бухгалтерской отчетности (акционерам, кредиторам, потенциальным инвесторам) успехи своей деятельности, то аудит позволяет увидеть, как предприятие стремится максимизировать оценку активов, прибыли и доходов;

- если платить меньше налогов, то тогда аудит помогает проверить обоснованность применения таких способов учета, которые дают минимальную оценку активам, прибыли и доходам.

Особую актуальность аудиту учетной политики придает насущная необходимость стабилизации финансового положения большинства предприятий и преодоление кризисных явлений в экономике страны. В связи с этим важное значение приобретает проверка обоснованности и результативности разработанной антикризисной учетной политики, направленной на финансовое оздоровление, способствующей предвидению и смягчению кризисных явлений, снижению финансовых рисков, устойчивости функционирующего предприятия в период кризиса.

В условиях реформирования бухгалтерского учета формирование учетной политики становится более сложно. Особенно остро стоит вопрос о формировании учетной политики в многозвенных организациях, которые составляют консолидированную отчетность. Характер консолидации отчетности зависит от учета инфляционного воздействия на имущественное и финансовое положение предприятия, способы учета сделок между предприятиями - членами финансово-промышленной группы и многие другие вопросы. Все это имеет большое значение для успешного функционирования предприятия на рынке.

Кроме того, следует отметить, что если имеется разногласие у аудитора с руководством предприятия о допустимости выбранной учетной политики и метода ее применения, то он должен обратить внимание пользователей аудиторского заключения на соответствующие аспекты учетной политики.

Если организация внешнего аудита контролируется законодательством, то организация внутреннего аудита на предприятиях государством не контролируется, за него отвечает само предприятие. Между тем от своевременного и качественного аудита учетной политики зависит не только сохранность материальных и денежных средств учредителей, но и кредитоспособность предприятия.

Развитие рыночных отношений ставит новые задачи перед аудитом и анализом деятельности предприятий, решение которых невозможно без усиления их управленческой направленности для достижения конечных финансовых результатов. В условиях рыночной экономики финансовая устойчивость предприятия зависит как от внутренних возможностей эффективного использования имеющихся в его распоряжении ресурсов, так и от внешних условий, важнейшими из которых являются конъюнктура рынка, объем инвестиций, уровень инфляции и экономическая политика государства [16].

Цель аудитора – подтвердить правильность бухгалтерской отчетности. Собственников и кредиторов волнует вопрос, можно ли доверять числам, с которыми их знакомит администрация предприятия. Поскольку всегда есть сомнение в правильности бухгалтерской отчетности, которую предоставляет администрация, постольку появляется специалист – посредник в лице аудитора, который подтверждает, что эта отчетность составлена правильно или, что более точно, достаточно правильно. Отсюда вытекает необходимость аудита как гаранта рыночных отношений;

— последовательности применения учетной политики;

— временной определенности фактов хозяйственной деятельности. При проведении аудиторской проверки необходимо установить:

— наличие и состав распорядительных документов по учетной политике;

— соответствие формы и сроков принятия документов по учетной политике требованиям нормативных актов;

— последовательность применения учетной политики;

— наличие способов учета, отличных от установленных нормативными документами, но позволяющих организации достоверно отразить ее имущественное состояние и финансовые результаты;

— полностью ли раскрыты избранные при формировании учетной политики способы ведения бухгалтерского учета, существенно влияющие на оценку и принятие решений пользователями бухгалтерской отчетности;

— соблюдение учетной политики.

Для ознакомления с учетной политикой при проведении аудита изучаются и оцениваются основные принципы организации бухгалтерского учета и документооборота проверяемого предприятия. При этом устанавливается наличие и состав распорядительных документов, определяющих учетную политику.

Информационной базой для ознакомления с содержанием учетной политики являются:

1) приказ (распоряжение и т.п.) об учетной политике проверяемой организации;

2) рабочий план счетов бухгалтерского учета;

3) перечень утвержденных форм первичных документов и форм документов для внутренней бухгалтерской отчетности;

4) правила документооборота и технологии обработки учетной информации;

5) утвержденные методики учета отдельных показателей и другие приложения к приказу об учетной политике проверяемой организации;

6) пояснительная записка, которая раскрывает:

— сведения, относящиеся к учетной политике организации;

— избранные при формировании учетной политики отличные от предыдущего года способы ведения бухгалтерского учета;

— изменения в учетной политике, существенно влияющие на оценку и принятие решений пользователей бухгалтерской отчетности в отчетном году или периодах, следующих за отчетным;

— дополнительные данные о событиях после отчетной даты и условных фактах хозяйственной деятельности, прекращении операций, прибыли, приходящейся на одну акцию.

Изучив и проанализировав представленную информационную базу, важно определить, не является ли формальным отношение руководства клиента к формированию и исполнению учетной политики. Наличие вовремя изданных и правильно оформленных приказа (распоряжения) об учетной политике и других соответствующих распорядительных документов не может в достаточной мере свидетельствовать об использовании учетной политики в качестве инструмента управления организацией.

Международная практика показывает, что для ведения квалифицированного аудита требуются две принципиально различные группы регулирующих документов:

1. Законодательные акты государства

2. Аудиторские стандарты и другие регуляторы [17].

В соответствии с Законом РК «Об аудиторской деятельности» основными принципами аудиторской деятельности являются:

- независимость;

- объективность;

- профессиональная компетентность;

- конфиденциальность;

- честность;

- соблюдение стандартов и Кодекса этики.

Международные стандарты аудита перечисляют принципы аудита в следующей последовательности:

- независимость;

- честность;

- объективность;

- профессиональная компетентность;

- конфиденциальность;

- профессиональное поведение;

- следование техническим стандартам [18].

Аудит базируется на системе экономической информации, которая лежит в основе оптимальных управленческих решений.

Работа аудитора – это строго организованный процесс, которому присущи определенные этапы и порядок ведения и составления документации, проведение аудиторских процедур.

Интересы внешних и внутренних пользователей финансовой отчетности значительно отличаются. Руководителям организации такая информация помогает принимать соответствующие управленческие решения; акционерам – оценивать эффективность работы администрации и получение дохода в виде дивидендов или доли прибыли; работникам предприятия – приобрести уверенность в стабильности рабочих мест, возможностях карьерного роста, гарантированности заработной платы; кредиторам – убедится в своевременности возврата кредитных средств и получении процентов по кредитам; потенциальным инвесторам – быть уверенными в получении дохода от вложенных средств; поставщикам и покупателям – не сомневаться в долгосрочной сотрудничестве способности партнера своевременно оплатить свои долги; аналитическим фирмам – формировать рекомендации и предложения; аудиторским организациям – получать доход от оказания предоставленных услуг; общественности – решать вопросы занятости и др [19].

Учётная политика – это совокупность способов ведения бухгалтерского учёта, принятая в организации. Поскольку способы отражения операций в бухгалтерском учёте учитываются при выработке и принятии управленческих решений, значение учётной политики достаточно велико. Она является основной для формирования всех остальных организационно-распорядительных документов организации.

Методика проведения аудиторской проверки – используемые аудитором (аудиторской организацией) в процессе проведения аудиторской проверки определенные процедуры, их совокупность, которые разрабатываются им самим.

Данные методики являются коммерческой тайной аудитора (аудиторской организации).

Выделяют следующие основные подходы к созданию методик аудиторской проверки: 1) бухгалтерский подход – разработка методик проведения по различным разделам бухгалтерского учета (например аудит кассовых операций, аудит расчетов с персоналом по оплате труда и т.д.). В правилах (стандартах) аудиторской деятельности они называются методиками проверки оборотов и сальдо по счетам бухгалтерского учета; 2) юридический подход - разработка методик проверки различных видов экономических работ с юридической точки зрения (например, экспертиза договоров, заключенных экономическим субъектом). В правилах (стандартах) аудиторской деятельности эти методики называются методиками проверки средств системы контроля; 3) специальный подход – разработка методик проверки групп экономических субъектов, обладающих общими специальными признаками и т.п.); 4)отраслевой подход – разработка методик аудиторской проверки экономических субъектов в зависимости от их вида деятельности и отраслевой принадлежности (например, методики банков, страховых организаций и т.п.).

Для оценки полноты и правильности положений учетной политики аудитор должен убедиться, что в соответствующих распорядительных документах содержится информация, обосновывающая выбор организацией способов бухгалтерского учета и особенности применения способов учета, исходя из специфики условий хозяйствования, отраслевой принадлежности.

Каждый аудитор (аудиторская организация) самостоятельно выбирает последовательность своей работы [20].

 Дополнения в учетную политику в течение года могут быть внесены в момент приобретения организацией активов или при возникновении фактов деятельности, имеющих вариантность в законодательстве, но не имеющих аналогов в практике данной организации.

Аудит учетной политики - довольно сложный процесс, он значительно влияет на его конечные результаты.

 

 

Рисунок 1 - Пользователи аудиторской информации

Примечание: Лебедева Е.С. Аудит. М.: изд-во Ответ, 2008. – 386 с

 

Внутренний аудит учетной политики состоит из следующих этапов:

o определение цели и задач аудита;

o рассмотрение объектов внутреннего аудита учетной политики;

o определение источников информации для проверки;

o определение основных методов внутреннего аудита учетной политики;

o проведение непосредственно аудита и оформление полученных результатов.

В условиях рынка организации являются независимыми производителями. Финансовые результаты их деятельности, содержащиеся в отчетности, интересуют прежде всего тех, кто входит в так называемые партнерские группы организации. В таблице 6 дана характеристика партнерских групп, которые непосредственно участвуют в финансовой и хозяйственной деятельности организации, вносят свой вклад в эту деятельность, требуют за него компенсации и, исходя и своих интересов, анализируют информацию.

Таблица 4 - Характеристика партнерских групп (пользователей информации) организации

Партнерская группа Вклад в деятельность организации Требование компенсаций Область анализа
Администрация, руководство Уровень квалификации Оплата труда и другие привилегии Вся информация, полезная для управления
Персонал, служащие Выполнение работ в соответствии с разделением труда Зарплата и обеспечение социальных условий Финансовые результаты
Поставщики Поставка материальных ресурсов Договорная цена Финансовое положение
Покупатели и клиенты Реализация продукции и услуг Договорная цена Финансовое положение
Собственники Вложение собственного капитала Дивиденды Финансовые результаты и финансовое положение
Займодавцы Вложение заемного капитала Проценты Ликвидность баланса
Государственные органы и внебюджетные фонды Услуги товарищества Налоги и другие сборы и взносы Финансовые результаты и их слагаемые

Примечание: разработка автора по данным использованных источников

 

Следует отметить, что не все группы пользователей имеют равный доступ к информации. Только администрация и частично собственники могут анализировать все данные управленческого и финансового учета бухгалтерской и другой отчетности. Информация для остальных партнерских групп ограничена данными публичной бухгалтерской отчетности, хотя именно эти пользователи непосредственно заинтересованы в финансовых результатах деятельности организации, так как от этих результатов зависят их собственное финансовое благополучие и доходы бюджета.

Аудит имеет достаточно давнюю историю. Первые независимые аудиторы появились еще в ХIХ вв. в акционерных компаниях Европы.

Аудит - это вид деятельности, заключающийся в сборе и оценке фактов, касающихся функционирования и положения экономического объекта или касающихся информации о таком положении и функционировании, и осуществляемый компетентным независимым лицом, которое, исходя из установленных критериев выносит заключение о качественной стороне этого функционирования. Следовательно под аудитом понимается независимая проверка и выражение мнения о финансовойотчетности предприятия. Главная цельаудита состоит в определении достоверности и правдивости финансовой отчетности субъекта проверки, а также контроле за соблюдением клиентом законов и норм хозяйственного права и налогового законодательства [21].

Потребность в услугах аудитора возникла в связи с обособлением интересов тех, кто непосредственно занимается управлением предприятия (администрация, менеджеры), кто вкладывает средства в его деятельность (собственники, акционеры, инвесторы), а также государства как потребителя информации о результатах деятельности предприятий.

Наличие достоверной информации позволяет повысить эффективность функционирования рынка капитала и дает возможность оценивать и прогнозировать последствия принятия экономических решений.

Проведение аудиторской проверки, даже в тех случаях, когда она не является обязательной, несомненно, имеет важное значение.

В условиях рынка предприятия, кредитные учреждения, другие хозяйствующие субъекты вступают в договорные отношения по использованию имущества, денежных средств, проведению коммерческих операций и инвестиций. Доверительность этих отношений должна подкрепляться возможностью получатьи использовать финансовую информацию всеми участниками сделок. Достоверность информации подтверждается независимым аудитором.

Собственники, и прежде всего коллективные собственники - акционеры, пайщики, а также кредиторы, не в состоянии самостоятельно убедиться в том, что все операции предприятия, многочисленные и зачастую очень сложные, законны и правильно отражены в отчетности, так как они обычно не имеют доступа к учетным записям и соответствующего опыта и поэтому нуждаются в услугах аудиторов.

Независимое подтверждение информации о результатах деятельности предприятий и соблюдение ими законодательства, необходимо государству для принятия решений в области экономики и налогообложения.

Аудиторские проверки необходимы и государственным органам, судьям, прокурорам и следователям для подтверждения достоверности интересующей их финансовой отчетности [22].

Аудит - это лицензируемая предпринимательская деятельность, аттестованных независимых юридических ифизических лиц(аудиторских компаний и отдельных аудиторов) - законных участников экономической деятельности, направленная на подтверждение достоверности финансовой,бухгалтерской и налоговой отчетности, для уменьшения, до приемлемого уровня информационного риска для заинтересованных пользователей бухгалтерской отчетности, представляемой предприятием (организацией) собственникам, а также другим юридическим лицам.

Помимо аудиторских проверок аудиторы и аудиторские фирмы могут оказывать связанные с аудитом услуги по постановке, восстановлению и ведению бухгалтерского учета, составлению деклараций о доходах и бухгалтерской (финансовой) отчетности, анализу финансово-хозяйственной деятельности, оценке активов и пассивов экономического субъекта, консультированию в вопросах финансового, налогового, банковского и иного хозяйственного законодательства, а также проводить обучение и оказывать другие услуги по профилю своей деятельности.

Согласно определению проверка достоверности отчетности проводится независимым аудитором.

Независимость аудитора определяется:

- свободным выбором аудитора (аудиторской фирмы) хозяйствующим субъектом;

- договорными отношениями между аудитором (аудиторской фирмой) и клиентом, что позволяет аудитору свободно выбирать своего клиента и быть независимым от указаний каких-либо государственных органов;

- возможностью отказать клиенту в выдаче аудиторского заключения до устранения отмеченных недостатков;

- невозможностью аудиторской проверки при родственных или деловых отношениях с клиентом превышающих договорные отношения по поводу аудиторской деятельности;

- запрещение аудиторам и аудиторским фирмам заниматься хозяйственной, коммерческой и финансовой деятельностью, не связанной с выполнением аудиторских, консультационных и других услуг, разрешенных законодательством [22].

Основной целью аудита является установление достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности экономических субъектов и соответствия совершенных ими финансовых и хозяйственных операций нормативным актам.

Цель аудита определяется законодательством, системой нормативного регулирования аудиторской деятельности, договорными обязательствами аудитора и клиента.

Основные принципы аудиторской деятельности и стандарты аудитасформулированы в ст. 4 Закона РК «Об аудиторской деятельности»

Аудиторские организации в ходе осуществления своей деятельности обязаны соблюдать профессиональные этические принципы аудита и использовать их в качестве основы для принятия любых решений профессионального характера.

Основные профессиональные этические принципы связанные с аудиторской деятельностью, включают: независимость, честность, объективность, профессиональную компетенцию, конфиденциальность, соблюдение стандартов организации и Кодекса этики, иные принципы аудиторской деятельности [23].

Основное назначение независимого аудита - проверять и давать свое заключение о достоверности экономической информации, которой пользуются многочисленные компании, банки, биржи, инвесторы, кредиторы, предприниматели, акционеры и др.

Профессия аудитора в развитых странах получила самые различные названия. Например, в СІІІА бухгалтер-аудитор называется общественным или дипломированным бухгалтером, во Франции бухгалтером- экспертом или комиссаром по счетам, в Германии контролером хозяйства или контролером книг. В Великобритании и англосаксонских странах - ревизором или присяжным бухгалтером и т.п.

В западных странах профессиональный аудит впервые возник в Великобритании в середине XIX в. Так, начиная с 1844 г,, в Англии выходит серия законов, обязующих правления акционерных компаний приглашать «обычно 1 раз в год» независимого бухгалтера для проверки счетов и отчета перед акционерами. В значительной степени расширяется сфера независимого финансового контроля в связи с принятием в передовых странах нормативно-правовых актов об обязательном аудите. К примеру, в Англии такой закон вышел в 1862 г., во Франции – в 1867 г., в США в 1937 г. Профессиональные организации бухгалтеров и аудиторов созданы во многих странах мира. В частности, в Великобритании образован Институт присяжных бухгалтеров Англии и Уэльса (1880 г.), в США Институт дипломированных бухгалтеров (1887 г .), в Германии -- Институт аудиторов (1932 г.) и Палата аудиторов, во Франции - Палата экспертов-бухгалтеров (1942 г.) и Национальная компания комиссаров по счетам. В Италии профессиональную аудиторскую деятельность могут осуществлять лишь те лица, которые внесены в специальный именной реестр, находящийся под контролем Министерства юстиции.

В 1887 г. была образована Ассоциация аудиторов Америки, затем в 1896 г, в штате Нью-Йорк законодательным путем была регламентирована аудиторская деятельность. Уже тогда эту должность мог занимать дипломированный бухгалтер, успешно сдавший экзамен по специальности и получивший специальную лицензию на право заниматься аудиторской деятельностью.

В США существуют институты (товарищества) дипломированных общественных бухгалтеров и аудиторов (SEC, FASB, AICPA). Наряду с такими общими для подобных ассоциаций задачами, как подготовка и прием квалификационных экзаменов, американские профессиональные организации много внимания уделяют обобщению положительного опыта популяризации через журналы, издания монографической литературы и проведению научных исследований в области аудита. Особо следует отметить, что научные исследования направлены не только на решение существующих проблем, но и на выявление тех, которые могут возникнуть в будущем, и подготовку к их правильному осмыслению и решению.

Впервые профессиональные аудиторы появились в Великобритании примерно в середине XIX в. Закон о британских компаниях в 1862 г., уже предписывал в обязательном порядке проверку счетов компании специалистами по бухучету и финансовому контролю, по меньшей мере, один раз в год. Всемирную известность получили Институты присяжных бухгалтеров Шотландии, Англии и Уэльса. Ассоциация дипломированных бухгалтеров Великобритании, членами которых становились не только жители британских островов, но и представители британских доминионов, колоний и подмандатных территорий. В дальнейшем, при развитии национально- освободительного движения и получении независимости этими странами в них стали создаваться свои национальные организации, объединяющие представителей аудиторской профессии.

В Германии толчок развитию аудиторского дела дал мировой экономический кризис в 1929-1933 гг. когда массовое банкротство акционерных обществ(АО) и предприятий других форм потребовало ужесточения порядка проверки и утверждения их отчетов и балансов со стороны независимых экспертов. Уже в 1931 г. было принятоправительственное постановление, обусловившее обязательную аудиторскую проверку отчетов и балансов АО и других предприятий и регламентирующее само ее проведение. Созданный в 1932 г. Институт аудиторов имеет специализированные комитеты для обсуждения проблем в этой сфере деятельности. На современном этапе в Германии действует Закон о профессиональном уставе аудиторов от 24 июля 1961 г. Вэтой стране существуют две профессиональные организации: Палата и Институт аудиторов. Членство в первой обязательно для каждого аудитора или аудиторской фирмы. а вторая организация сугубо добровольная, хотя в ней состоит свыше 90% немецких профессионалов. Членство в Палате аудиторов обязательно идля всех членов правлений аудиторских организаций, которые сами не являются представителями этой профессии. Деятельность Палаты контролируется федеральным Министерством экономики. Контроль не предполагает управление ее делами, а ограничивается надзором за соблюдением законов ФРГ и устава самой Палаты.

В 1942 г. Во Франции была создана Палата бухгалтеров - экспертов и аттестованных бухгалтеров (причем вторая категория не обладала всеми правами первых). Спустя три года деятельность Палаты была регламентирована правительственным декретом. Она находится под опекой министра экономики и финансов [24].

Для Казахстана большой интерес представляет развитие аудита в соседнем Китае. В 1982 г. Всекитайским собрание народных представителей (ВСНП) была провозглашена новая Конституция страны, которая требовала от правительства создания аудиторской администрации и гарантировала ее независимость. Для обеспечения успешного выполнения ею своих функций статья 91 Конституции обусловила, что «по указанию Премьера Государственного совета аудиторская организация независимо осуществляет свое право консультировать посредством проведения аудита в соответствии с законом яри условии не вмешательства со стороны каких-либо административных органов или общественных организации или лиц».

Объективность и независимость Генерального аудитора защищается Конституцией. Согласно этому закону, он может назначаться и смещаться ВСНП по рекомендации Премьера Госсовета, который является высшей выборной руководящей организацией в Китае. Данное положение конституции КНР эффективно препятствует вмешательству административных органов правительства в работу Генерального аудитора. Он может действовать свободно, выполняя свои обязанности в соответствии с законом.

Китайское правительство поощряет увеличение числа СРА — дипломированных общественных бухгалтеров. В КНР действуют около 80 фирм СРА. Большинство и них оказывают услуги совместным предприятиям, основанным на базе иностранных инвестиций. Фирмы СРА могут проектировать систему внутреннего контроля. Подготовку персонала и ведение бухгалтерских книг для предприятия. Их услуги помогают усилить контроль над многими предприятиями, неаудируемыми аудиторской администрацией.

В России слово «аудит» появилось во времена царствования Петра I (1689-1725 гг). Должность аудитора была введена в армии, где специальные военнослужащие занимались расследованием имущественных споров.

Попытки создать Институт аудита на территории бывшего СССР предпринимались в 1889, 1912 и 1928 гг. Однако все они закончились провалом, так как в условиях самодержавия (царизма или императорства) и командно-административной системы не было особой необходимости в органах независимого финансового контроля. К тому же решение этой проблемы возможно только при наличии глубоких теоретических исследований, раскрывающих механизмы действия независимых органов финансового контроля в реальных условиях существования той или иной страны. Изучение и перенятие прогрессивного международного опыта организации аудита позволяет в кратчайшие сроки создать политико - экономические условия, методологические, этические и нормативно-правовые основы для его успешного развития в странах СНГ.

Аудиторские фирмы появились в бывшем СССР в 1987 г., когда была установлена обязательная проверка деятельности совместных предприятий. Для осуществления проверок и подтверждения их отчетности на основе постановления Совета Министров СССР была создана первая хозрасчетная фирма – акционерное общество «Инаудит». Затем аудиторские фирмы образовались в столицах союзных республик и в крупных промышленных городах. Причем такие из них, как «ФБК», «Росэкспертиза», «Контакт», «Казахстанаудит», «Фукап-аудит» и другие достигли высоких результатов в сфере аудиторской деятельности. Во многих столицах и крупнейших городах стран СНГ открыли свои филиалы межконтинентальные аудиторские фирмы, так называемая «Большая шестерка» того времени — КПМГ, «Делойт эид Туш», «Архур Андерсен», «Эрнсх энд Янг», Прайс Уогерхаус» и «Куперс энд Лайбренд». К сведению, в данный момент это «Большая четверка» - «Делоит энд Туш», «Эрнсх энд Янг», Прайс Уогерхаус Куперс»,»КПМГ».

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: