Юридический анализ ст.317 - Нарушение правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств

ВВЕДЕНИЕ

 

 

В настоящее время значительную угрозу общественной безопасности представляют нарушения в сфере использования транспортных средств, так называемые транспортные преступления. Высокие мощности используемых источников, большие скорости движения, сложность технических систем предъявляют особые требования к лицам, работающим с транспортными средствами, и к тем, кто оказался в сфере их действия. Нарушения установленных правил безопасности управления транспортными средствами и их эксплуатации приводят к гибели и травмированию людей, материальным потерям, дезорганизации транспортного и пешеходного движения, работы организаций и предприятий. Тем самым усложняется обеспечение порядка и безопасности движения на автомобильных дорогах и улицах городов и других населенных пунктов.

Вопросы обеспечения безопасности движения автомобильного транспорта постоянно состоят в компетенции не только отдельных ведомств и организаций, но и всей общественности нашей страны. Данная работа посвящена исследованию такой проблемы, как понятие и виды транспортных преступлений. Актуальность изучения выбранной темы обуславливается тем, что значительное внимание, уделяемое проблемам дорожной безопасности, крайне необходимо. Дело в том, что механический транспорт, в том числе и автомобильный, – при неправильной эксплуатации или несоблюдении правил дорожного движения, является источником тяжелых, а подчас и трагических последствий.

Объектом исследования данной работы являются общественные отношения, обеспечивающие безопасность дорожного движения или эксплуатации автодорожных транспортных средств.

Предметом исследования является учебная и нормативная литература, посвященная транспортным преступлениям, как одному из источников повышенной общественной опасности, изучению их классификации (видов), а так же основных направлений предупреждения данного вида преступлений.

Изучение выбранной темы – «Уголовно-правовые и криминологические аспекты преступлений против безопасности движения и эксплуатации автодорожного транспорта» предполагает достижение следующей цели – рассмотреть транспортные преступления, с точки зрения современного белорусского уголовного права. В соответствии с определенной целью в работе были поставлены и решены следующие задачи:

- рассмотреть понятие транспортных преступлений;

- выяснить правовую природу изучаемых преступлений;

- определить основания классификации транспортных преступлений;

- охарактеризовать виды анализируемых преступлений;

-рассмотреть конкретные примеры транспортных преступлений, применительно к законодательной базе;

- обобщить в работе полученный материал, сделать выводы.

При написании данной работы были использованы следующие методы: сравнительный метод (сравнению подвергаются виды транспортных преступлений), типологический (выделяются и рассматриваются виды преступлений на транспорте), аналитический (проводится анализ нескольких видов транспортных преступлений по основным признакам).

В правовой литературе данная тема освещена достаточно широко. При изучении выбранной темы были использованы работы таких авторов, как Лукашов А.И., Шуленкова И.В., Наумов А.В., Кудрявцев В.Н., Скуратов Ю.И., Никулин С.И., Лебедев В.М., Куринов А.В. и др., затрагивающие вопросы изучения транспортных преступлений с современной точки зрения. Также были использованы материалы с Интернет-ресурсов.

Законодательной основой изучения основных направлений по выбранной теме стал Уголовный кодекс РБ от 9 июля 1999 г. N 275-З, а так же Правила дорожного движения Республики Беларусь, утвержденные Указом Президента Республики Беларусь от 28.11.2005 г. №551.

ГЛАВА 1

 ТРАНСПОРТ И ТРАНСПОРТНЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ В ИСТОРИИ УГОЛОВНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

До образования Белорусского независимого государства понятие транспортных преступлений существовало уже в начале 20 в. Первоначально оно было сформировано в дореволюционном уголовном законодательстве Российской империи. Принимая во внимание обстоятельство, что территория современной Беларуси входила в состав данного государственного образования, то нормы, обеспечивающие безопасность движения и эксплуатации транспорта Уголовного права Российской империи распространяли свое действие и на Беларусь. Автор считает необходимым рассмотреть отдельные правовые акты, касающиеся поставленного в работе вопроса [2, c. 3].

Основное внимание в Уголовном уложении 1903 г. уделялось в первую очередь обеспечению безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, речного и морского транспорта. Так, в гл. 30 "Повреждение имущества, путей сообщения, граничных и тому подобных знаков или иных предметов" устанавливалась ответственность лиц, виновных "в повреждении служащих для общественного пользования водяных путей, шлюзов, водоспуска, плотины, моста или иного сооружения для переправы, судоходства, предупреждения наводнений" (ст. 557). В ч. 2 этой статьи предусматривалась ответственность за такие же действия, если они создавали опасность для жизни людей. В ст. 558 говорилось об ответственности за нарушение безопасности железнодорожного движения или плавания, что могло выражаться в повреждении железнодорожных путей или подвижного состава железных дорог, пароходов и морских судов, а также об ответственности за повреждение "предостерегательных знаков, установленных для безопасности железнодорожного движения или судоходства". Более суровая ответственность предусматривалась ст. 558 Уложения в случаях крушения железнодорожного транспорта, парохода и морского судна.

В Уголовном уложении содержались и другие нормы, обеспечивающие безопасность функционирования железнодорожного и водного (морского и речного) транспорта. Наиболее суровая ответственность устанавливалась для лиц, нарушивших правила безопасности с целью вызвать крушение какого-либо из названных видов транспорта [19, c. 5].

Советская власть с первых дней существования решительно боролась с организаторами и участниками контрреволюционных выступлений, саботажей, разбоев, погромов и прочее. В обстановке хозяйственной разрухи и тяжелого экономического положения борьбе с транспортными преступлениями уделялось внимание только в плане борьбы с саботажем и вредительством. В первую очередь нуждался в охране железнодорожный транспорт. Поэтому уже 10 декабря 1919 г. Совет рабочей и крестьянской обороны принимает постановление, согласно которому разрешалось в надлежащих случаях расстреливать на месте лиц "за злоумышленное разрушение железнодорожных сооружений", т.е. за действия, создающие угрозу безопасности движения железнодорожного транспорта.

В Уголовном кодексе 1922 г. специальных статей об ответственности за безопасность движения и эксплуатации транспорта не было. Однако она регламентировалась нормами, которые предусматривали ответственность за неисполнение или нарушение правил, установленных законом или обязательным постановлением для охраны порядка движения по железным дорогам и водным путям. С 1923 г. соответствующие статьи были дополнены указанием на воздушные пути. Таким образом, данные нормы положили начало формированию уголовного законодательства о транспортных преступлениях [8, c. 7].

Ответственность за преступные посягательства на безопасность движения железнодорожного, водного и воздушного транспорта предусматривалась в различных главах Кодекса, что определялось спецификой субъективной стороны и субъекта преступления.

Так, при наличии контрреволюционной цели посягательство на безопасность движения железнодорожного, водного или воздушного транспорта квалифицировалось как контрреволюционное преступление и было предусмотрено в соответствующей главе. Аналогичные действия, совершенные без контрреволюционной цели, считались преступлениями против порядка управления (например, совершенные при массовых беспорядках). В некоторых случаях преступления, посягающие на безопасность движения и эксплуатации транспорта, законодатель относил к имущественным преступлениям [12, c. 4].

Уголовный кодекс 1926 г. также содержал нормы, обеспечивающие безопасность движения и эксплуатации транспорта. Например, в ст. 75 предусматривалась ответственность за нарушение правил безопасности на железнодорожном транспорте. Однако отдельных норм об ответственности за автотранспортные преступления в этом Кодексе еще не было. В 1929 г. в него ввели статью об ответственности за разрушения и повреждения железнодорожного и иных путей сообщения, сооружений на них, предостерегающих знаков, подвижного состава и судов с целью вызвать крушение поезда или судна.

23 января 1931 г. ЦИК и СНК СССР приняли постановление "Об ответственности за преступления, дезорганизующие работу транспорта", в соответствии с которым в Кодекс была включена ст. 59-3в. К уголовно наказуемым деяниям были отнесены нарушения работником транспорта трудовой дисциплины (нарушение правил движения, недоброкачественный ремонт подвижного состава и пути и т.п.), если эти нарушения повлекли или могли повлечь повреждение или уничтожение подвижного состава, пути и путевых сооружений либо несчастные случаи с людьми, несвоевременную отправку поездов и судов, скопление на местах выгрузки порожняка, простой вагонов и другие действия, влекущие за собой срыв (невыполнение) намеченных правительством планов перевозок или угрозу правильности или безопасности движения. Это деяние законодатель отнес к группе государственных, подгруппе контрреволюционных преступлений [9, c. 5].

Верховный Суд СССР в постановлениях Пленумов от 26 мая 1932 г. и от 19 декабря 1936 г. ориентировал судебные органы на говорилось лишь о деяниях на железнодорожном и водном транспорте, по ней квалифицировались также преступные нарушения правил движения на автотранспорте.

Впоследствии Уголовный кодекс 1926 г. дополнялся и иными нормами, например, о нарушении работниками гражданской авиации своих служебных обязанностей, если это повлекло или могло повлечь повреждение или уничтожение воздушного судна, оборудования для полетов или несчастные случаи с людьми; об ответственности лиц, достигших 12-летнего возраста, за совершение действий, способных вызвать крушение поезда [3, c. 10].

И только в постановлении Пленума Верховного Суда СССР от 15 сентября 1950 г. "О квалификации преступлений, связанных с нарушением правил движения на автотранспорте", разъяснялось, что при авариях автотранспорта с человеческими жертвами ответственность водителей, не являющихся работниками транспорта, должна наступать в зависимости от последствий и характера вины по статьям о преступлениях против личности.

Такое решение вопроса проблему не решало. Поэтому в Уголовном кодексе 1960 г., хотя и не была выделена самостоятельная глава, посвященная нормам об ответственности за посягательство на безопасность движения и эксплуатации транспортных средств, однако в нем сформирована достаточно четкая система транспортных преступлений.

На момент вступления в силу Уголовного кодекса 1960 г. в нем содержались в гл. 10 следующие статьи об ответственности за: нарушения правил безопасности движения и эксплуатации механического транспорта работником транспорта (ст. 211), такие же нарушения лицами, не являющимися работниками транспорта (ст. 212), и нарушения действующих на транспорте правил (ст. 213) [8, c. 15].

В 1965 г. Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 3 июля в Уголовный кодекс 1960 г. были включены статьи об ответственности за угон автотранспортных средств (ст. 212.1), самовольную без надобности остановку поезда (ст. 213.1).

В 1968 г. ст. 212 была объединена со ст. 211, так как законодатель счел, что разграничение ответственности за нарушение правил безопасности движения и эксплуатации механических транспортных средств в зависимости от признаков субъекта ни теоретически, ни практически не оправдано.

В том же 1968 г. Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 19 июня группа транспортных преступлений была дополнена статьями об ответственности за управление транспортным средством в состоянии опьянения (ст. 211.1); за выпуск в эксплуатацию технически неисправных транспортных средств (ст. 211.2). Позднее ст. 211.1 была из Кодекса исключена, и он был дополнен ст. 211.3 (допуск к управлению транспортными средствами водителей, находящихся в состоянии опьянения).

В 1973 г. рассматриваемая группа преступлений была дополнена ст. 213.2 "Угон воздушного судна" [19, c. 12].

Кроме глав 1 и 10 две статьи гл. 3 "Преступления против жизни, здоровья, свободы и достоинства личности", по мнению некоторых ученых, должны были быть отнесены к группе транспортных преступлений. Это - ч. 2 ст. 127 (оставление в опасности) и ст. 129 (неоказание капитаном судна помощи терпящим бедствие).

Примерно с середины 60-х годов в теории уголовного права стала выделятся группа транспортных преступлений как подсистема "преступлений против общественной безопасности, общественного порядка и здоровья населения".

В следственной и судебной практике возникали вопросы относительно квалификации и разграничения со смежными составами деяний, относимых к числу транспортных преступлений. Например, в постановлении Пленума Верховного Суда СССР от 6 января 1950 г. (с последующими изменениями) отмечалось, что "в судебной практике нет единообразия в вопросе квалификации преступлений, повлекших аварии судов, не принадлежащих органам министерств морского и речного флота" [2, c. 9].

На ошибки в квалификации нарушений правил безопасности движения механического транспорта указывалось и в постановлении Пленума Верховного Суда СССР от 6 октября 1970 г. (с последующими изменениями).

В развернувшейся в теории уголовного права дискуссии относительно содержания главы о транспортных преступлениях предлагалось тяжесть наказания за транспортные преступления определять не столько наступившими последствиями, сколько иными обстоятельствами (например, нахождение за рулем водителя в состоянии опьянения, особо злостный характер нарушения или неоказание помощи потерпевшему в аварии), включая эти признаки в качестве квалифицирующих признаков отдельных транспортных преступлений. Предлагались и привилегированные составы при наличии таких признаков, как обусловленность наступивших последствий нарушения правил движения действиями других лиц, наличие скрытых дефектов транспортного средства, экстремальные условия ситуации [4, c. 16].

В  белорусском законодательстве преступления, посягающие на безопасность движения и эксплуатацию транспорта, впервые выделены в  самостоятельную главу в Уголовном кодексе Республики Беларусь, вступившем в силу с 9 января 1999 г. Это объясняется тем, что на современном этапе развития общества, то есть с ростом количества транспортных средств, в том числе и автомобильных, значительно увеличивается распространенность и опасность преступлений, посягающих на безопасное для людей и общества функционирование транспорта.

Глава, объединяющая данные преступления расположена в X разделе Уголовного кодекса Республики Беларусь: «Преступления против общественной безопасности и здоровья населения». Таким образом, отношения, обеспечивающие безопасность движения и эксплуатации транспорта являются неотъемлемой составной частью всего комплекса отношений, реализующих и охраняющих безопасность в обществе [19, c. 9].

В самом разделе 28 глава Уголовного кодекса Республики Беларусь занимает второе место после главы о преступлениях против общественной безопасности, и в ней предусмотрены такие преступления против безопасности движения и эксплуатации транспортных средств, как:

1.Статья 309. Умышленное приведение в негодность транспортного средства или путей сообщения;

2.Статья 310. Умышленное блокирование транспортных коммуникаций;

3.Статья 311. Угон либо захват с целью угона железнодорожного подвижного состава, воздушного или водного судна;

4.Статья 312. Самовольная без необходимости остановка поезда;

5.Статья 313. Недоброкачественный ремонт транспортного средства или путей сообщения;

6.Статья 314. Нарушение правил безопасности движения или эксплуатации железнодорожного, воздушного или водного транспорта;

7.Статья 315. Нарушение правил международных полетов;

8.Статья 316. Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации маломерных судов;

9.Статья 317. Нарушение правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств;

10.Статья 317-1. Управление транспортным средством лицом, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством такому лицу либо отказ от прохождения проверки (освидетельствования);

 11.Статья 318. Выпуск в эксплуатацию технически неисправного            транспортного средства либо незаконный допуск к управлению им;

 12.Статья 319. Нарушение правил содержания автомобильных дорог, улиц, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений;

 13.Статья 320. Нарушение правил безопасности при строительстве, эксплуатации или ремонте магистральных трубопроводов;

 14.Статья 321. Нарушение правил, обеспечивающих безопасную работу транспорта [18].

Таким образом, преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта представляют собой «предусмотренные уголовным законом общественно опасные деяния, посягающие на общественные отношения по поводу обеспечения безопасности жизни и здоровья людей, сохранности материальных ценностей в процессе движения и эксплуатации морского, речного, воздушного, железнодорожного, автомобильного и трубопроводного транспорта». Следует отметить, что общая дефиниция данных преступлений, как это видно из истории, остается неизменной с начала 20 века.

 

 

ГЛАВА 2

 ЮРИДИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРЕСТУПЛЕНИЙ ПРЕДУСМОТРЕННЫХ СТ.СТ. 317, 317 , 318, 319   УГОЛОВНОГО КОДЕКСА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

 

 

Юридический анализ ст.317 - Нарушение правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств

 

Анализируемое преступление – одно из распространенных в современных условиях. Оно состоит в нарушении правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств лицом, управляющим транспортным средством, повлекшем причинение вреда здоровью человека либо повлекшем причинение смерти.

Следует отметить, что под автодорожными транспортными средствами законодатель понимает все виды автомобилей, тракторы и иные самоходные машины, трамваи, троллейбусы, а также мотоциклы и другие механические транспортные средства с рабочим объемом двигателя не менее пятидесяти кубических сантиметров [5, c. 67].

Основным объектом в данном преступлении выступают общественные отношения, обеспечивающие безопасность дорожного движения или эксплуатации автодорожных транспортных средств.

Дорожное движение – совокупность общественных отношений, возникающих в процессе перемещения людей и грузов с помощью транспортных средств или без таковых в пределах дорог. Основными принципами обеспечения его безопасности являются:

- приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности;

- приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении;

- соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения;

- программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения [14, c. 669].

В качестве дополнительных объектов выступают жизнь и здоровье человека, а также отношения собственности.

Предметом преступления выступает механическое транспортное средство, предназначенное для движения по дороге, перевозки пассажиров, грузов или установленного на них оборудования, а также самоходная машина.

Объективная сторона выражается в форме действия либо бездействия и представляет собой нарушение правил безопасности дорожного движения или эксплуатации автодорожных транспортных средств. Данные деяния находятся в причинной связи с последствиями, которые являются альтернативными и выражаются:

1. В причинении менее тяжкого телесного повреждения (повреждение, неопасное для жизни но повлекшее длительное расстройство здоровья, т.е. последствия, непосредственно связанные с повреждением (заболевания, нарушение функций и т.д.), продолжительностью свыше 3 недель (более 21 дня), но не более 4 месяцев (или 122 дней)без повреждения костей скелета; значительную стойкую утрату трудоспособности менее чем на одну треть, т.е. утрату трудоспособности от 10 до 33 процентов) -часть 1;

2. Смерть человека (смерть физиологическую, наступающую с момента смерти мозга) – часть 2;

3. Причинение тяжкого телесного повреждения (как опасного для жизни, так и неопасного) – часть 2;

4. Смерть двух или более лиц – часть 3 [6, c. 67].

Состав преступления характеризуется как материальный. Моментом окончания преступления признают наступление вышеуказанных последствий.

Субъективная сторона характеризуется неосторожной формой вины, которая в свою очередь представлена в виде преступного легкомыслия либо преступной небрежности. Лицо предвидело возможность наступления указанных общественно опасных последствий совершаемого им нарушения правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств, но без достаточных оснований рассчитывало на их предотвращение либо не предвидело такой возможности, хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должно было и могло их предвидеть.

Субъект - специальный - лицо, управляющее автодорожным транспортным средством. Уголовная ответственность за данное преступление наступает по достижении 16 лет [15, c. 89].

 

2.2. Юридический анализ ст.  - Управление транспортным средством лицом, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством такому лицу либо отказ от прохождения проверки (освидетельствования)

 

Основным объектом в данном преступлении выступают общественные отношения, обеспечивающие безопасность дорожного движения или эксплуатации автодорожных транспортных средств.

В качестве дополнительных объектов выступают жизнь и здоровье человека, а также отношения собственности.

Предметом преступления выступает механическое транспортное средство, предназначенное для движения по дороге, перевозки пассажиров, грузов или установленного на них оборудования, а также самоходная машина [19, c. 157].

Объективная сторона выражается как в форме действия, так и в форме бездействия и  состоит:

1. В управлении транспортным средством в состоянии опьянения или в состоянии, вызванном потреблением наркотических, психотропных, токсических или других одурманивающих веществ;

2. В передаче управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения или в состоянии, вызванном потреблением наркотических, психотропных, токсических или других одурманивающих веществ;

3. В отказе от прохождения в установленном порядке проверки (освидетельствования) на предмет определения состояния алкогольного опьянения, либо состояния, вызванного потреблением наркотических, психотропных, токсических или других одурманивающих веществ [18].

Особенность данного преступления состоит в его административной преюдиции, т.е. деяние совершается в течение года после наложения административного взыскания за такое же нарушение.

Состав преступления характеризуется как формальный. Моментом окончания преступления признают момент совершения одного из  вышеуказанных действий.

Субъективная сторона характеризуется умышленной формой вины, которая в свою очередь представлена прямым умыслом. Лицо осознавало, что управляет транспортным средством, находясь в состоянии алкогольного опьянения или в состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных, токсических или других одурманивающих веществ, либо передает управление транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии алкогольного опьянения или в состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных, токсических или других одурманивающих веществ, а равно отказывается  от прохождения в установленном порядке проверки (освидетельствования) на предмет определения состояния алкогольного опьянения либо состояния, вызванного потреблением наркотических средств, психотропных, токсических или других одурманивающих веществ [14, c. 681].

Субъект - специальный - лицо, управляющее автодорожным транспортным средством. Уголовная ответственность за данное преступление наступает по достижении 16 лет.

Квалифицированный состав данного преступления предусматривает ответственность за управление транспортным средством лицом, находящимся в состоянии алкогольного опьянения или в состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных, токсических или других одурманивающих веществ, либо передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии алкогольного опьянения или в состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных, токсических или других одурманивающих веществ, а равно отказ от прохождения в установленном порядке проверки (освидетельствования) на предмет определения состояния алкогольного опьянения либо состояния, вызванного потреблением наркотических средств, психотропных, токсических или других одурманивающих веществ, совершенные лицом, не имеющим права управления транспортным средством в течение года после наложения административного взыскания за такие же нарушения [7, c. 25].

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: