(по оценке всех обследованных организаций в 2008 году)
| Число организаций, оценивших источники информации по степени значимости | |||
незначительный или малосущественный | значительный | основной или решающий | не используемый | |
Внутренние источники | ||||
Внутренние источники организации | 59 | 64 | 29 | 135 |
Организации в составе группы, в которую входит организация | 34 | 25 | 10 | 218 |
Рыночные источники | ||||
Поставщики материалов, оборудования, комплектующих, программных средств | 55 | 75 | 21 | 136 |
Конкуренты в сфере деятельности | 53 | 61 | 15 | 158 |
Потребители товаров, работ, услуг | 49 | 73 | 26 | 139 |
Консалтинговые, информационные фирмы | 57 | 27 | 6 | 197 |
Институциональные источники | ||||
Научные организации | ||||
академического профиля | 34 | 10 | 2 | 241 |
отраслевого профиля | 33 | 24 | 7 | 223 |
Университеты или другие высшие учебные заведения | 37 | 18 | 3 | 229 |
Другие источники | ||||
Конференции, семинары, симпозиумы | 50 | 63 | 21 | 153 |
Научно-техническая литература | 52 | 77 | 15 | 143 |
Выставки, ярмарки, другие рекламные средства | 42 | 69 | 20 | 156 |
Интернет | 34 | 102 | 25 | 126 |
Профессиональные ассоциации | 47 | 25 | 8 | 207 |
Неформальные контакты | 68 | 29 | 8 | 182 |
Прочие источники | 66 | 22 | - | 199 |
|
|
Академические научные организации, высшие учебные заведения, консалтинговые и информационные фирмы в качестве возможных источников информации, необходимых для развития инноваций, практически не используются. Это свидетельствует о сокращении академическими институтами и вузами прямых связей с производством.
Технологический обмен в 2008 году, как и в предыдущие годы, сводился преимущественно к покупке и продаже оборудования. Из 13 организаций, участвующих в технологическом обмене, покупали 8 (89 единиц оборудования), продавали – 1 организация (140 единиц). Всего приобретено новых технологий (технических достижений) 110 единиц, передано – 140 (табл.8).
Таблица 8
Сведения о приобретении и передаче новых технологий
по городам и районам Курганской области в 2008 году
| Количество приобретенных новых технологий | в том числе по формам приобретения: | ||||
права на патенты и лицензии изобретений | ноу-хау, соглашения на передачу технологий | покупка (продажа) оборудования | целенаправленный прием на работу квалифицированных специалистов | другие | ||
Число организаций, приобретавших технологии | ||||||
Всего по области | 13 | 3 | 1 | 8 | 4 | 2 |
в том числе: | ||||||
г. Курган | 7 | 1 | 1 | 5 | 2 | - |
Белозерский район | 1 | 1 | - | - | - | - |
Далматовский район | 1 | 1 | - | - | - | - |
Шадринский район | 1 | - | - | - | - | 1 |
Шумихинский район | 1 | - | - | 1 | - | 1 |
Юргамышский район | 2 | - | - | 2 | 2 | - |
Количество приобретенных технологий | ||||||
Всего по области | 110 | 10 | 2 | 89 | 7 | 2 |
в том числе: | ||||||
г. Курган | 45 | 3 | 2 | 37 | 3 | - |
Белозерский район | 5 | 5 | - | - | - | - |
Далматовский район | 2 | 2 | - | - | - | - |
Шадринский район | 1 | - | - | - | - | 1 |
Шумихинский район | 9 | - | - | 8 | - | 1 |
Юргамышский район | 48 | - | - | 44 | 4 | - |
Количество переданных новых технологий | ||||||
г. Курган | 140 | - | - | 140 | - | - |
Активность организаций в сфере исследований и разработок с другими организациями в отчетном году по сравнению с предыдущим несколько возросла. Число организаций, участвовавших в совместных проектах, увеличилось с 11 до 14, количество проектов - с 54 до 80. Среди типов партнеров преобладали поставщики оборудования, материалов, комплектующих, программных средств (57% организаций), наибольшее количество проектов было разработано совместно с научными организациями (27,5% от совместных проектов).
|
|
Для успешного развития предприятие должно исследовать возникновение новых потребностей и возможностей их удовлетворения. Важно обеспечить систематическое обновление продукции путём выпуска новых изделий и снятия с производства устаревших. Необходимость постоянной инновационной деятельности вызвана сокращением жизненного цикла [1] товаров, услуг и иных продуктов в результате усиления конкуренции, повышения скорости привыкания потребителей к новинкам, а также стремительного развития науки и технологий.
В 2008 году жизненный цикл основного вида продукции, заменённого инновационной, у значительной части организаций области остается внушительным - более 20 лет:
Таблица 9
Жизненный цикл основного вида продукции в 2008 году
| Число организаций, указавших жизненный цикл основных товаров, услуг | Число организаций, имевших жизненный цикл основного вида продукции, замененного инновационной продукцией | ||||
1 год | 2-5 лет | 6-10 лет | 11-20 лет | более 20 | ||
Все обследованные организации | 274 | 24 | 81 | 51 | 45 | 73 |
из них организации: | ||||||
осуществлявшие технологические инновации | 30 | 2 | 2 | 9 | 5 | 12 |
не осуществлявшие технологические инновации | 244 | 22 | 79 | 42 | 40 | 61 |
Государственные органы управления и их финансовые структуры области практически не участвуют в инновационных разработках, а у предприятий недостаточно собственных средств для проведения крупномасштабных исследований. Научная и инновационная деятельность учреждений развивается однобоко, только в области медицинских, технических, педагогических и биологических наук, а разработки в сфере управления, экономические и статистические науки остаются в тени. Существуют проблемы по модернизации статистического и бухгалтерского учетов, связанные с медленным переходом на систему национальных счетов (СНС) и международные стандарты финансовой отчетности (МСФО), что сказывается на качестве информации, характеризующей результаты экономической деятельности предприятий и внешнеэкономические связи.
Как показывает анализ, результативность инновационной деятельности организаций Курганской области в 2008 году по сравнению с предыдущим годом снизилась. Это подтверждается, прежде всего, соотношением инновационных товаров, работ, услуг с общим объёмом промышленного производства продукции (работ, услуг). Снизилась инновационная активность организаций и активность по технологическому обмену нововведениями с другими организациями. Остается высокой доля организаций с жизненным циклом основного вида продукции 20 лет и более. Показатели новизны инновационной продукции самые низкие за годы реформ. Все это приводит к технологическому отставанию, отсутствию резервов снижения себестоимости и, как следствие, вытеснению их с рынков производителями, активно разрабатывающими и внедряющими инновации.
|
|
Вместе с тем, в 2008 году отмечается расширение кооперационных связей по выполнению исследований и разработок. Увеличилась интенсивность инновационных затрат. Затраты на технологические и, прежде всего, процессные инновации, существенно возросли, что позволяет предположить улучшение результатов инновационной деятельности в будущем.
Современная экономика должна переориентироваться на потребности населения (естественно-физиологические, социально-экономические, идеальные и ситуативные), которые связаны с обеспечением безопасности, улучшением здоровья нации, доступом людей к информации и новым видам энергии, народосбережением и энергосбережением, нано- и биотехнологиями, генной инженерией, информатизацией и компьютерными технологиями.
|
|
|
| ||||||
| ||||||
| ||||||
Рис 6. Основы системы национальной безопасности страны
Условия безопасности человека – это совокупность естественных (природных абиотических (неорганических) и биотических (органических) факторов, оказывающих прямое или косвенное (потенциальное) влияние на человека, его хозяйственную деятельность, социально-экономическую активность и общие условия жизни, и на которую он, человек, оказывает обратное воздействие.
Проблемы обеспечения экономической безопасности, в наши дни приобретающие исключительно актуальное значение, являются предметом напряженных теоретических и политических дискуссий, оказывают большое воздействие на деятельность государственных органов, повседневную экономическую практику и жизнь людей. В работе рассматриваются только базовые социально-экономическое аспекты национальной безопасности.
|
|
Экономическая безопасность | |||||||||||
Социально-демографи- ческая | Производственная | Продовольственная | Информационно-статистическая | Экологическая | Финансовая | Энергетическая | Жизнедеятельности | Инновационно-инвестиционная | Научно-техническая | Внешнеэкономическая | Прочие виды |
Рис. 7. Основные виды экономической безопасности
Экономическая безопасность представляет собой совокупность внутренних и внешних условий жизнедеятельности, благоприятствующих эффективному динамическому росту национальной экономики, ее способности удовлетворять потребности общества, государства, индивида, обеспечивать конкурентоспособность на внешних и внутренних рынках, гарантирующую от различного рода угроз и потерь.
На основе международных инновационных продуктов (система национальных счетов, международный стандарт финансовой отчетности и т.д.) необходимо создать новый национальный учет и единую информационную систему России и её регионов, позволяющие дать органам власти оптимальный инструментарий для эффективного управления экономикой, обеспечения национальной безопасности, отражения условий жизнедеятельности и качества жизни населения.
Содержательная часть предлагаемой стратегии развития предусматривает развитую систему национального учета, которая преимущественно поддерживается корпоративной информационной системой стратегии развития, включающая основные учетные и управленческие методики: сбора, обработки, анализа, использования информации и контроля достижением конечных целей государства и предприятия.
Для повышения эффективности управления знаниями о человеческом, финансовом и нефинансовом потенциалах потребуется создание комплексной системы учета и измерения любой деятельности, механизмов управления, контроля и ответственности кадров.
| Система ответственности |
| ||||||||||||
| Система показателей |
| ||||||||||||
Система бюджетирования | ||||||||||||||
Система планирования и контроллинга | ||||||||||||||
Система национального учета и МСФО | ||||||||||||||
Первичный | Бухгалтерский | Статистический | Оперативный | Похозяйственный | ||||||||||
Единая информационная система стратегии развития | ||||||||||||||
Рис.8. Модель единой информационной системы стратегии управления
Стратегия развития информационной системы Российской Федерации в значительной мере будет формироваться за счет интеллектуальной деятельности, т.е. развития человеческого потенциала, который является главным ресурсом увеличения вновь созданной добавленной стоимости в экономике, национального дохода и внутреннего продукта. Другими приоритетами государства должны стать отрасли жизнеобеспечения населения (демография, образование, здравоохранение, сельское хозяйство и жильё), а не производство средств производства.
Новые подходы к отражению реальной действительности основаны на концепции приоритета воспроизводства населения в противоположность приоритетам воспроизводства средств производства в сфере материального производства, традиционных для отечественной экономической теории. В связи с этой концепцией социальная сфера производства услуг (потребительские блага) в рыночных условиях выступает как производственная деятельность, равноправная с деятельностью в промышленности, строительстве или торговле.
Важнейшее условие модернизации национального хозяйства видится не в наращивании добычи полезных ископаемых, а обеспечении лидерства во внедрении инноваций – как в традиционной, так и в альтернативной энергетике. Действующие научно-исследовательские и производственные организации должны специализироваться на внедрении инновационных технологий (например, разработки с применением сверхпроводимости, использование энергии недр, развитие телекоммуникаций, космических технологий и т.д.).