Сценарии макроэкономического развития на период 2010 – 2012 годов и прогноз платежного баланса

      В 2010 году ожидается некоторое улучшение внешних условий развития российской экономики после их резкого ухудшения в 2009 году. Международные организации прогнозируют постепенное возобновлениероста мировой экономики. По прогнозу МВФ (октябрь 2009 года) производство товаров и услуг в мире в 2010 году возрастет на 3,1% (в 2009 году – сократилось на 1,1%). Однако не исключается возможность более медленного роста мирового ВВП. В 2011 и 2012 годах ожидается повышение темпов ростамировой экономики. Оживление мировой экономики будет способствовать восстановлению отечественного производства и росту экспорта. Инфляция в странах – торговых партнерах России в 2010 году прогнозируется относительно низкой, что не будет создавать дополнительных рисков ускорения ростацен в стране. На мировых финансовых рынках сохранятся низкие процентные ставки. Тем не менее МВФ и Всемирный банк прогнозируют некоторое повышение в 2010 году уровня краткосрочных процентных ставок в США и зоне евро. Предполагаемые соотношения между процентными ставками в России и зарубежных странах сохраняют возможность притока капитала в российскую экономику. В то же время риск оттока капитала остается высоким. Цена на нефть на мировых энергетических рынках является важнейшим фактором, оказывающим влияние на состояние российской экономики. В связи с этим БанкРоссии рассмотрел четыре варианта условий проведения денежно-кредитной политики в 2010‑2012 годах, два из которых соответствуют прогнозам Правительства Российской Федерации.

       В рамках первого варианта, который Банк России рассмотрел дополнительно к прогнозам Правительства Российской Федерации, предполагается снижение в 2010 году среднегодовой цены на российскую нефть на мировом рынке до 45 долларов США за баррель. В этих условиях реальныерасполагаемые денежные доходы населе ния могут снизиться на 0,6%, инвестиции в основной капитал – на 2,5%. Объем ВВП увеличится на 0,2%.

       В качестве второго варианта рассматривается прогноз, положенный в основу проекта федерального бюджета. Предполагается, что в 2010 году цена на российскуюнефть может составить 58 долларов США за баррель. Согласно этому варианту прогнозируется оживление в экономике вследствие реализации инвестиционных программ естественных монополий и государственной поддержки приоритетных направлений социально-экономического развития. Прирост реальных располагаемых денежных доходов населения и инвестиций в основной капитал может составить 0,4 и 1,0% соответственно. Экономический рост в этих условиях ожидается на уровне 1,6%.

       В рамках третьего варианта в 2010 году предусматривается повышение цены на российскую нефть до 68 долларов США за баррель. В этих условиях реальные располагаемые денежные доходы населения могут увеличиться на 1,4%. Инвестиции в основной капитал ожидаются выше уровня 2009 года на 4,5%. Объем ВВП в этом случае может возрасти на 3,0%. Банк России не исключает возможности более высокого роста цен на нефть на мировом рынке.

         Согласно четвертому варианту прогноза предполагается, что цена на российскую нефть в 2010 году возрастет до 80 долларов США за баррель. На фоне значительного улучшения внешних условий темпы роста основных экономических показателей прогнозируются выше, чем в третьем варианте. Прирост реальных располагаемых денежных доходов населения может составить 2,4%, инвестиций в основной капитал – 8,0%. Прирост ВВП в этом случае ожидается на уровне 4,4%.

      В первом варианте прогноза, предусматривающем ухудшение конъюнктуры рынка энергоносителей, в 2010 году экспорт товаров и услуг может сократиться до 305,9 млрд. долларов США, а положительное сальдо баланса торговли товарами и услугами – до 53,0 млрд. долларов США.

Сценарные условия второго и третьего вариантов предусматривают рост объемов экспорта товаров и услуг до 348,5‑384,0 млрд. долларов США, положительное сальдо торговли товарами и услугами в 2010 году составит в этом случае  77,2‑98,3 млрд. долларов США.

В сценарии с наиболее благоприятной внешнеэкономической конъюнктурой сырьевых рынков (четвертый вариант) экспорт товаров и услуг оценивается в 425,5 млрд. долларов США, а активное сальдо торговли товарами и услугами – в 128,5 млрд. долларов США. Дефицит баланса доходов и текущих трансфертов в 2010 году ожидается в диапазоне 31,4‑44,3 млрд. долларов США. Отрицательное сальдо счета операций с капиталом и финансовыми инструментами в 2010 году снизится по всем вариантам прогноза. Согласно четвертому варианту оно составит 14,5 млрд. долларов США, что в 2,2 раза меньше показателя 2009 года.

Наращивание внешних обязательств экономики в больших объемах, чем в 2009 году, предполагается во всех, кроме первого, вариантах прогноза. На фоне относительно меньших темпов прироста иностранных активов это обусловит снижение чистого вывоза частного капитала за рубеж до уровня от 25 до 10 млрд. долларов США в зависимости от варианта прогноза.

 Положительное сальдо счета текущих операций в первом варианте прогноза будет недостаточным для компенсации отрицательного сальдо финансового счета, что вызовет превышение спроса на иностранную валюту над предложением на внутреннем рынке и необходимость корректирующего воздействия Банка России на курсовую динамику. Объем сокращения валютных резервов составит в этом случае 8,0 млрд. долларов США.

 При более благоприятном развитии ситуации на мировых рынках во втором-четвертом вариантах будет наблюдаться рост валютных резервов на 15,5‑69,7 млрд. долларов США. Прогноз платежного баланса до 2012 года охватывает широкий спектр потенциальных изменений среднегодовых цен на нефть: в пределах 45‑87 долларов США за баррель в 2011 году и 45‑95 долларов США за баррель в 2012 году.

В 2011‑2012 годах во всех вариантах прогноза счет текущих операций будет сведен с положительным сальдо.

 В 2012 году в условиях низких цен на нефть в первом варианте оно составит 1,8 млрд. долларов США.

 Согласно второму варианту прогноза профицит счета текущих операций составит 16,9 млрд. долларов США.

В третьем и четвертом вариантах прогноза при умеренном росте дефицита баланса доходов и текущих трансфертов в 2012 году ожидается положительное сальдо счета текущих операций в размере 48,0‑83,2 млрд. долларов США. Отрицательное сальдо финансового счета в 2011 году в первых трех вариантах прогноза значительно сократится по сравнению с 2010 годом, а в четвертом варианте станет положительным.

 В 2012 году на фоне активизации привлечения капитала банковским сектором сальдо финансового счета будет положительным.

В условиях первого варианта прогноза в 2011 году предполагается небольшое увеличение валютных резервов – на 3,7 млрд. долларов США.

Согласно второму и третьему вариантам профицит текущего счета существенно превысит дефицит финансового счета, что приведет к росту резервов на 21,6‑51,2 млрд. долларов США.

 В четвертом варианте положительные сальдо счета текущих операций и финансового счета обеспечат рост резервов на 88,9 млрд. долларов США. В 2012 году кумулятивный эффект положительного сальдо счета текущих операций и финансового счета обусловит устойчивое превышение предложения иностранной валюты над спросом и соответствующее увеличение резервных активов на 10,2‑106,7 млрд. долларов США. В зависимости от варианта прогноза увеличение объема ВВП в 2011 и 2012 годах ожидается в диапазоне 2,4‑5,5%.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

       В данной работе были рассмотрены история развития Центрального Банка Российской Федерации, его правовые основы, организационная структура и органы управления, цели и задачи, а также современное состояние банковской системы. Опираясь на представленный материал, можно сделать определённые выводы.

       Прежде всего, хочется отметить, что для положительного развития любой системы, в том числе и финансовой, необходимы чёткие и понятные, одинаковые для всех субъектов правила поведения. Первейшая роль Центрального банка – обеспечить эти условия и строго контролировать их соблюдение, принять все меры для формирования комплексной правовой основы функционирования финансовых учреждений. ЦБРФ обязан выступать как инициатор законотворческого процесса в финансово-кредитной сфере, а так же проводить экспертную оценку предлагаемых для принятия законопроектов, привлекать для этих целей научные учреждения, обеспечить соответствие содержания законопроектов потребностям государства, развития финансово-кредитной системы России.

        Итак, ЦБРФ является главным звеном в финансово – хозяйственной деятельности государства. Центральные банки возникли как коммерческие банки, наделённые правом эмиссии банкнот.

История развития Банка России проходит множество этапов, начиная с Государственного Банка Российской Империи, основанного в 1860 году, до Центрального Банка Российской Федерации наших дней.

Статьей 75 Конституции РФ предусмотрен особый конституционально-правовой статус ЦБРФ, в соответствии с которым основной задачей Банка России является обеспечение устойчивости рубля. Ключевым элементом является принцип независимости.

Первый закон «О Центральном банке» в современной России был принят в 1990 году. В 1995г. Центральный банк стал называться Центральным банком Российской Федерации.

ЦБРФ является юридическим лицом и имеет печать с изображением Государственного герба и собственным наименованием.

Согласно Федеральному закону РФ «О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)» от 10.07.2002 №86-ФЗ уставный капитал ЦБ РФ является федеральной собственностью и его размер составляет 3 млрд. руб.

Местонахождение центральных органов управления – город Москва.

Банк России издает нормативные акты, обязательные для федеральных органов государственной власти.

Свои расходы ЦБ финансирует за счёт своих доходов, и он независим от Правительства РФ.

Налоги и сборы уплачивает в соответствии с действующим Налоговым кодексом, а именно в размере 50% от фактической прибыли.

Банк России представляет с собой единую централизованную систему с вертикальной структурой управления. При ЦБРФ действует Национальный Банковский Совет. Банк России подотчётен Государственной Думе. Председатель Банка России назначается Государственной Думой. Высшим органом управления является Совет директоров.

      Главной целью деятельности ЦБ РФ является сдерживание инфляции и обеспечение стабильности национальной валюты. В связи с этим ежегодно Банк России разрабатывает единую государственную денежно-кредитную политику, реализация которой осуществляется посредством использования специальных инструментов, таких как операции на открытом рынке, изменение нормативов обязательных резервов, рефинансирование кредитных организаций, эмиссия облигаций, валютные интервенции и др.

Получение прибыли не является целью деятельности Центрального Банка России.

Свои функции Банк России реализует посредством своих операций, которые, как правило, делятся на пассивные и активные. К пассивам Банка России относятся: эмиссия банкнот и монет, депозиты; обязательства по полученным кредитам, выпуск собственных облигаций, капитал и резервы. К активам относятся: драгоценные металлы, иностранная валюта, ссуды, вложения в ценные бумаги, основные средства.

Самой главной функцией Центрального Банка является разработка и осуществление денежно-кредитной политики, которая вносит существенный вклад в усиление потенциала экономического роста и модернизацию структуры экономики.

Главной целью денежно-кредитной политики является постепенное снижение инфляции. С конца 2008 года уровень инфляции формировался под влиянием мирового финансового кризиса. В 2009 году основными причинами инфляции были рост цен и монопольное ценообразование на важнейшие ресурсы. Задачей Банка России в этих условиях являлось поддержание стабильности в банковской системе и на финансовых рынках, создания условий для последовательного снижения инфляции.

Платежный баланс Российской Федерации в 2009 году формировался в условиях сжатия внутреннего и внешнего спроса.

Курсовая политика Банка России была направлена на обеспечение стабильности национальной финансовой системы и сглаживание влияния последствий мирового финансового кризиса на российскую экономику, результатом чего стала постепенная стабилизация финансовых рынков, что выразилось в росте мировых финансовых индексов.

      В предстоящий трёхлетний период главной целью единой государственной денежно-кредитной политики остается снижение инфляции.

Банк России предполагает завершить создание условий для применения режима инфляционного таргетирования и перехода к свободному плаванию курса рубля, тем самым ЦБРФ сможет сосредоточить свои усилия на максимально точном достижении целей по уровню инфляции. При этом следует не забывать, что поддержка денежно-кредитной политики Банка России действиями Правительства Российской Федерации в области бюджетной, налоговой, тарифной, структурной и социальной политики, является важной частью антиинфляционной политики в России.

Однако развитие банковского сектора сдерживается рядом обстоятельств внутреннего и внешнего характера. Напрашивается вывод о необходимости наладить постоянный мониторинг и глубокий анализ функционирования финансовой системы государства, обеспечить соответствие принимаемых решений потребностям государства, исключить возможность влияния на готовящиеся к принятию решения заинтересованных лишь в собственной выгоде лиц и группировок (здесь хочется отметить положительное значение происходящих сейчас изменений в стиле и методах высшего руководства государства). Огромное значение имеет привлечение к разработке управленческих решений в указанной сфере представителей отечественной науки, нельзя слепо соглашаться на предлагаемые международными финансово-кредитными организациями рецепты выхода из кризисного состояния.

Так же важным является повышение надёжности отдельных финансово-кредитных организаций и всего рынка в целом. В этих целях необходима система страхования инвестиций и банковских вкладов, т.к. без подобной системы довольно проблематично организовать систему долгосрочного кредитования производства в стране, вовлечение частных сбережений в экономику. Здесь же необходимо отметить необходимость дальнейшего совершенствования современной системы ликвидации банков с минимальными потерями для клиентов.

В 2010‑2012 годах деятельность Банка России в соответствии с Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» будет направлена на поддержание стабильности банковской системы Российской Федерации, защиту интересов вкладчиков и кредиторов. Основным инструментом выполнения задач в сфере банковского регулирования и банковского надзора будет развитие риск-ориентированного надзора, включая вопросы системных рисков.

В заключение хочется отметить, что роль Центрального Банка в нынешних условиях развития и стабилизации экономики возрастает день ото дня. Следует и дальше продолжать осуществление мероприятий, направленных на повышение устойчивости и конкурентоспособности банковского сектора Российской Федерации. Кроме того, необходимо совершенствование системы банковского надзора.

       Банки прочно вошли в нашу жизнь. Они обеспечивают жизнедеятель­ность экономики, оставаясь при этом не на виду у широких масс. Однако это не повод забывать об их проблемах и потребностях, которые нужно решать и обеспечивать. Только таким путем можно создать благоприятные условия для развития и деятельности банковской системы - необходимого компонента для эффективной деятельности рыночных механизмов.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Конституция Российской Федерации.

2. Налоговый кодекс Российской Федерации.

3. Федеральный Закон «О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)» от 10 июля 2002 года № 86 – ФЗ.

4. Федеральный Закон «О банках и банковской деятельности» от 3 мая 2006 года № 60 – ФЗ.

5. Азрилиян А.Н. Большой экономический словарь. – М.: «Правовая культура», 2003.

6. Балабанова И.Т. Банки и банковское дело: Учебник для студентов ВУЗов. – СПб.: «Питер», 2007.

7. Вечканов Г.С., Вечканова Г.Р. Краткая экономическая энциклопедия. – СПб.: «Петрополис2, 2006.

8. Жуков Е.Ф. Банки и небанковские кредитные организации и их операции: Учебник. – М.: «Вузовский учебник», 2004.

9. Жуков Е.Ф. Общая теория денег и кредита: Учебник. – М.: «Банки и биржа», 2007.

10.  Жуков Е.Ф. Банки и банковские операции: Учебник для ВУЗов. – М.: «ЮНИТИ – Банки и биржи», 2008.

11.  Казак А.Ю. Финансы и кредит: Учебник. – Екатеринбург.: «ЯВА», 1997.

12.  Казак А.Ю. Финансы, денежное обращение и кредит: Учебное пособие. – Екатеринбург.: «Солярис», 2001.

13. Колесников В.И., Кроливецкий Л.П. Банковское дело: Учебник. – М.: «Финансы и статистика», 2008.

14.  Колесников В.И., Торкановский В.С. Ценные бумаги: Учебник. – М.: «Финансы и статистика», 1998.

15.  Коробова Г.Г. Банковское дело: Учебник. – М.: «Юристъ», 2008.

16.  Костерина Т.М. Банковское дело: Учебник для студентов ВУЗов. – М.: «МаркетДС», 2006.

17.  Красавина Л.Н. Денежное обращение и кредит: Учебник. – М.: «Финансы и статистика», 2007.

18.  Кучукова Н.К. Вопросы денежно-кредитной политики в современных условиях: Учебник. – М.: «ЮНИТИ», 2006.

19.  Лаврушин О.И. Банковское дело: Учебник для ВУЗов. – М.: «Финансы и статистика», 2007.

20.  Лаврушин О.И. Деньги, кредит, банки: Учебник. – М.: «Финансы и статистика», 2008.

21.  Лапуста М.Г., Никольский П.С. Современный финансово-кредитный словарь. – М.: «ИНФРА – М», 1999.

22.  Маслеников В.В., Соколов Ю.А. Национальная банковская система: Учебник. – М.: «ТД Элит», 2005.

23.  Московина Л.А., Поляков В.П. Основы денежного обращения и кредита: Учебник. – М.: «ИНФРА – М», 2006.

24.  Помазков М.Н. Деньги и кредит: Учебное пособие. – СПб.: «Питер», 2007.

25.  Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцев Е.Б. Современный экономический словарь. – М.: «ИНФРА – М», 1996.

26.  Райзберг Б.А. Курс экономики: Учебное пособие. – М.: «ИНФРА – М», 2008.

27.  Тавасиев А.М. Банковское дело: управление и технологии: Учебное пособие для студентов ВУЗов. – М.: «ЮНИТИ – ДАНА», 2006.

28.  Трошин А.Н., Фомкина В.И. Финансы, денежное обращение и кредит: Учебник. – М.: «ИНФРА – М», 2006.

29.  Федоров Б.Г. Центральные банки и денежно-кредитное регулирование: Учебное пособие. – М.: «Финансы и статистика», 2005.

30.  Шишкин А.Ф. Экономическая теория: Учебник. – М.: «Владос», 2007.

31.  «Вестник Банка России» - №№ 10, 11, 2009.

32.  «Банковское дело» - № 8, 2008.

33.  «Деньги и кредит» - № 11, 2009.

34.  Отчет ЦБРФ «Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на период 2010 – 2012 годов».

35.  Отчет ЦБРФ «Квартальный обзор инфляции за 2008 год».

36.  Отчет ЦБРФ «Квартальный обзор инфляции за 2009 год».

37.  www.minfin.ru

38.  www.cbr.ru

39.  www.gks.ru

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ А

 

Процентные ставки по операциям банка России (% годовых).

Инструмент

срок предоставления/абсорбирования средств

Процентная ставка

01.01.09 / 01.02.09 02.02.09 / 09.02.09 10.02.09 / 23.04.09 24.04.09 / 13.05.09 14.05.09 / 04.06.09 05.06.09 / 12.0709 13.07.09 / 09.08.09 10.08.09

Предоставление ликвидности по заявленным ставкам (в том числе на условиях аукциона)

Операции

 

прямого

 

РЕПО

1 день 9,00 9,00 10,00 9,50 9,00 8,50 8,00 7,75
1 неделя 9,50 9,50 10,50 10,00 9,50 9,00 8,50 8,25
3 мес. 10,50 10,50 11,50 11,00 10,75 10,25 9,75 9,50
6 мес. 11,25 11,25 12,25 11,75 11,25 10,75 10,25 10,00
12мес. 11,75 11,75 12,75 12,25 11,75 11,25 10,75 10,50
Операции «валютный своп» 1 день 13,00 13,00 13,00 12,50 13,00 11,50 11,00 10,75
Кредиты без обеспечения до 6 мес.

Минимальная ставка устанавливается при объявлении аукциона

 

Ломбардные

 

кредиты

2 недели 9,50 9,50 10,50 10,00 9,50 9,00 8,50 8,25
3 мес. 10,50 10,50 11,50 11,00 10,75 10,25 9,75 9,50
6 мес. 11,25 11,25 12,25 11,25 11,25 10,75 10,25 10,00
12 мес. 11,75 11,75 12,75 12,25 11,75 11,25 10,75 10,50

Предоставление ликвидности по фиксированным ставкам

Кредиты «овернайт» 1 день 13,00 13,00 13,00 12,50 12,00 11,50 11,00 10,75

Ломбардные

 

кредиты

1 день 10,00 11,00 12,00 11,50 11,00 10,50 10,00 9,75
7 дней 10,00 11,00 12,00 11,50 11,00 10,50 10,00 9,75
30 дней 10,25 11,00 12,00 11,50 11,00 10,50 10,00 9,75

Операции прямого

РЕПО

1 день 10,00 11,00 12,00 11,50 11,00 10,50 10,00 9,75
7 дней 10,00 11,00 12,00 11,50 11,00 10,50 10,00 9,75
1 год           11,25 10,75 10,50

кредиты обеспеченные «нерыночными» активами или поручительствами

до 90 дней 11,00 11,25 12,00 11,50 11,00 10,50 10,00 9,75
от 91 до 180 дней 12,00 12,00 12,50 12,00 11,50 11,00 10,50 10,25
от 181 до 365 дней 13,00 13,00 13,00 12,50 12,50 11,50 11,00 10,75

Абсорбирование ликвидности по фиксированным ставкам

Депозитные операции

«том-некст»«спот-некст» 6,75 6,75 7,75 7,25 6,75 6,25 5,75 5,50
«1 неделя» «спот-неделя» 7,25 7,25 8,25 7,75 7,25 6,75 6,25 6,00

 

 


[1] Соотношение индексов цен экспорта и цен импорта.

[2] Широкая денежная масса включает выпущенные в обращение Банком России наличные деньги (за исключением сумм наличности, находящейся в кассах Банка России и кредитных организаций), средства резидентов Российской Федерации (физических лиц и организаций, за исключением кредитных) на открытых в банковской системе расчетных, текущих, депозитных счетах в валюте Российской Федерации, в иностранной валюте, в драгоценных металлах, а также все начисленные проценты по депозитным операциям.

[3] Денежная база в широком определении включает выпущенные в обращение Банком России наличные деньги (с учетом остатков средств в кассах кредитных организаций), средства на счетах обязательных резервов, депонируемых кредитными организациями в Банке России, средства на корреспондентских счетах в валюте Российской Федерации (включая усредненные остатки обязательных резервов) и депозитных счетах кредитных организаций в Банке России, вложения кредитных организаций в облигации Банка России (по рыночной стоимости), а также иные обязательства Банка России по операциям с кредитными организациями в валюте Российской Федерации.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: