Общая характеристика замещающей семьи

 

Единственно естественной средой для полноценного воспитания ребенка, человека, личности является семья, родная семья. И главная забота государства, общества, системы защиты материнства, отцовства и детства — сохранение родной семьи для ребенка. Необходима государственная семейная политика, направленная не просто на воспроизводство населения страны, а на укрепление и поощрение социально-благополучной семьи, помощь ей в воспитании, обучении детей, предоставление жилья, грантов на обучение детей в высших учебных заведениях, увеличение числа учреждений, организаций, помогающих семье воспитать достойное, образованное, культурное молодое поколение.

Самая большая ошибка, допущенная сегодня в социозащитных учреждениях — реабилитация ребенка без реабилитации семьи. В поле зрения специалистов семья как объект помощи, воздействия и манипуляций попадает на стадии практически полной деградации, ребенок из семьи изымается и помещается в приют, социально-реабилитационный центр, детский дом. Мы констатируем факт: права ребенка защищены, предотвращено насилие, предоставлен уход, питание, воспитание. Кем и куда выходят из учреждений выпускники детских домов? Большая половина из них возвращается в квартиры, где живёт их семья, родственники, которые воспринимают вернувшегося ребенка как конкурента на жильё. 30% детей-выпускников детских домов не хотят восстанавливать родственные связи, ненавидят родителей, не могут простить пьянство, насилие и предательство. У большинства выпускников отсутствует мотивация к учебе и труду. Только 10% сирот хотят попробовать прожить без помощи государства, работать и обеспечить всем необходимым себя, свою семью и детей.

Если нет возможности сохранить для ребенка кровную семью, необходима система замещающих семей, в которых дети, оставшиеся без попечения родителей, смогут впитать в себя все её культурные ценности, семейные традиции, чтобы, став взрослыми, создать собственные семьи по образу и подобию своей замещающей семьи.

В последнее время понятия «патронат, патронирование, патронаж» стали очень широко использоваться в речи чиновников, политиков, специалистов. Семейный патронат (патронатное воспитание) как форма семейного воспитания детей-сирот в качестве альтернативы стационаров детских сиротских учреждений, бесспорно, необходим.

Патронат как система может быть эффективной только в том случае, если воспринимается и осуществляется как система превентивных мер по раннему выявлению и своевременной помощи семьям группы социального риска; как система реабилитационной работы с кровной семьей, укрепления и повышения её социального статуса. И только после этого - как одна из форм семейного воспитания детей, оставшихся без попечения родителей. В противном случае, патронатное воспитание - это очередная утопия, жалкое подобие родной для ребенка семьи. Формы семейного воспитания (патронатная семья) и семейной реабилитации (семейная воспитательная группа, далее по тексту СВГ) могут быть с успехом использованы в качестве промежуточных форм между фактическим (юридическим) сиротством и деинституционализированным постоянным жизнеустройством: опекой и попечительством, усыновлением.

Отметим наиболее сильные аргументы в пользу становления системы патроната как единого реабилитационного пространства для семьи и детей, нуждающихся в помощи со стороны государства:

· Экономическая выгодность внедрения

· Государство, подменяя семью, не обеспечивает условий для нормального развития детей.

· Создание новых рабочих мест для населения, что особенно актуально для территорий с разрушенной инфраструктурой, высоким уровнем безработицы; вид надомного женского труда, позволяющий решить одновременно несколько задач: решать проблему социального сиротства и снижать остроту социальной напряженности в регионах.

· Воспитание ответственного родительства, предотвращение вторичного сиротства.

· Адаптация воспитанников учреждений к самостоятельной жизни, формирование личностей, востребованных обществом.

В современном мире мы сталкиваемся с целым рядом различных замещающих семей: семьи усыновителей, опекунские, приемные семьи, семейные детские дома, патронатные семьи, семейные воспитательные группы. Главная и общая их особенность в том, что в условиях семьи воспитываются чужие (небиологические) дети. Каковы же их отличия?

Немаловажной особенностью патронатных семей и семейных воспитательных групп является факт создания новых рабочих мест без капитальных вложений со стороны государства, появление новой социально-значимой профессии и возможности трудоустройства женщин (особенно в сельской местности), что крайне важно при существующем дефиците рабочих вакансий. Специалисты учреждений (психологи, социальные педагоги, педагоги, юристы, врачи) оказывают помощь замещающим семьям в адаптации детей, воспитании, разрешении проблем, осуществляют контроль за деятельностью воспитателей, а также ответственны за ситуацию в семьях, подготовку семей к принятию детей на воспитание, их обследование, обучение и качество выполнения ими своих обязанностей по воспитанию детей. Семейные воспитательные группы становятся специализированными, принимая в свои семьи на воспитание детей определенного возраста, пола, индивидуальных особенностей и жизненного опыта, потребностей. Полные семьи принимают на воспитание детей подросткового возраста, за короткий срок пребывания в семейной воспитательной группе достигаются, таким образом, наиболее существенные результаты в реабилитации, социализации детей. Так же это практически единственная форма социального обслуживания семьи и семейной реабилитации, в которую помещаются подростки. Если в семейной воспитательной группе, патронатной семье возникают проблемы, связанные с утратой здоровья, изменением состава семьи, которые не позволяют продолжать данную деятельность, ребенку подбирается другая замещающая семья. После пребывания в семейной воспитательной группе планируется возврат ребенка в кровную семью или возможно преобразование группы в опекунскую семью, патронатную или приемную. После пребывания ребенка-сироты в патронатной семье-возможно оформление опеки (попечительства), приемной семьи, возврат в детский дом..

В случаях, если семья усыновителей не справляется со своими родительскими обязанностями, усыновление в судебном порядке должно быть отменено, что влечет за собой алиментные отношения, закрепление за ребенком принадлежащей ему жилой площади приемных родителей, и семья впоследствии лишается возможности брать на воспитание детей;

Преимущественной формой семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей, является опека (попечительство). В 2004 г. выявлено 145385 детей, оставшихся без попечения родителей. Устроены в государственные учреждения — 41155 детей, под опеку — 68028 детей, в приемные семьи — 1647, усыновлены — 7075 детей;7

Согласно официальным статистическим данным в настоящее время в Российской Федерации насчитывается около 800 тысяч детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Из них 545 тысяч детей находятся на воспитании в семьях граждан (375 тыс. — под опекой, 11 тыс. - в приемных семьях, 159 тыс. детей усыновлены гражданами); 32% детей (более 260 тыс.) воспитываются в государственных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей8.

Основные причины отмены усыновлений, опеки попечительства — разрыв детско-родительских отношений, девиантное, делинквентное поведение подростков. Как правило, бывшие усыновители и опекуны винят пресловутые гены, плохую наследственность детей, отсутствие помощи со стороны государства и специалистов учреждений, незнание психологических особенностей детей-сирот, свою педагогическую несостоятельность.

Воспитателями приемной, патронатной, семейной воспитательной группы могут быть совершеннолетние лица обоего пола, имеющие жильё, без вредных привычек, судимости, инвалидности 1,2 группы, прошедшие отбор, обследование, курс обучения по программе «воспитатель замещающей семьи». Важным условием для приема на воспитание в семью чужого ребенка является абсолютное согласие всех членов семьи, проживающих на данной жилой площади, на осуществление этой деятельности. Особенностью (по сравнению с воспитателями патронатной, приемной семьи) воспитателей СВГ является приоритетность специализации семейных групп по возрасту детей, полу, личностным особенностям и др. Специализированные семейные воспитательные группы эффективнее справляются со своими обязанностями по установлению контакта с детьми, адаптации ребенка в чужой семье, так как пребывание ребенка в семье ограничено и наличие у семьи опыта работы с данной категорией детей, отработанные методики, формы, приемы взаимодействия, создание особых условий, подбор для ребенка семьи, которая наиболее подходит для его нужд, особенностей помогает в короткие сроки реабилитировать его в условиях замещающей семьи и подготовить к возврату в реабилитированную кровную семью Ещё одной особенностью именно СВГ является возможность определения на работу в качестве воспитателей как довольно молодых людей от 18 лет, так и зрелого возраста: старше 60 лег. Нередки случаи, когда молодые пары просят дать на некоторое время ребенка 2-3 лет, чтобы проверить свои чувства, готовность к рождению собственного ребенка, и в таких случаях важно совместить интересы молодежи и ребенка, мама которого легла в больницу на месяц-два. Как правило, в План по уходу за ребенком таким воспитателям обязательно включается пункт о необходимости посещения матери в больнице с малышом, чтобы и мама, и малыш знали, что ситуация временна, и данный выход - наилучший для всех сторон. Для реабилитации ребенка из асоциальной семьи, подростка, ребенка-инвалида, ребенка с поведенческими особенностями, воспитатель должен быть более опытным.

Другие виды замещающей семьи: опекунская, приемная, патронатная применимы в ситуации, когда у ребенка установлен статус сироты. Патронатная семья является формой семейной реабилитации ребенка-сироты, устанавливаемая детским домом. Патронатный воспитатель также является сотрудником учреждения, получает заработную плату и средства на содержание ребенка, но предпочтительно, чтобы ребенок находился в одной семье до совершеннолетия, что помогло бы ему сформировать устойчивую привязанность, доверительное отношение к воспитателю, приобрести навыки самообслуживания, самостоятельности и ответственности, усвоить семейные обязанности, роли, культурные и нравственные ценности и нормы. Предпочтительно, чтобы патронатные семьи были полными, в возрасте от 28 до 55 лет, чтобы семья имела возможность, силы, здоровье и желание соответствовать потребностям ребенка в развитии, общении, организации культурного досуга, активного отдыха и спорта. В некоторых регионах в качестве самостоятельной формы реабилитации преподносится так называемая «Гостевая семья», данная форма используется в учреждениях для детей-сирот только в период знакомства ребенка и патронатной (приемной) семьи, для того чтобы и воспитатель и ребенок поближе познакомились друг с другом и приняли решение о возможности совместного проживания или подборе другой семьи. Ознакомительные встречи не могут продолжаться длительное время.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: