Глава 2. Банковские системы стран БРИК

Бразилия

Как и в большинстве развивающихся стран, среди финансовых по­средников Бразилии преобладают банки. Они занимают первое место в структуре активов финансовых учреждений. На рынке ценных бумаг как профессиональные участники работают универсальные (многофункциональные) банки, инвестиционные банки так и брокерско-дилерские компании.

Почти 70% активов финансовых учреждений (без институцио­нальных инвесторов) в 2003 г. приходилось на универсальные банки).

В бразильской банковской системе значительную роль тради­ционно играет государство. Несмотря на процессы приватизации и постепенное уменьшение его доли, в 2003 г. на государственные банки и банки с государственным участием приходилось около 40% активов.

Во второй половине 1990-х годов заметно выросла доля иностран­ных банков и банков с иностранным участием. 72% банков с иностранным участием контролируются европейскими институ­тами (56% — стран зоны евро)[4].

В 1996 г. 35 финансовых институтов контролировались правительствами штатов, из них 23 являлись универсальными или коммерческими банками. На них приходилось 17% активов кредитной системы. К 2000 г. их доля сократилась до 4,5% за счет того, что значительная часть была закрыта, часть приватизирована. Часть банков штатов была превращена в небанковские институты (агентства развития) без права кредитования правительств штатов. В итоге из 35 банков штатов в прежнем качестве осталось лишь 5.

Проблемы у банков штатов начались в середине 1990-х годов и были свя­заны с увеличением кредитов правительствам штатов, которые последние не смогли возвратить. В свою очередь, бюджетный кризис в штатах явился следствием изменений в Конституции 1988 г., которые значительно расши­рили полномочия штатов и местных органов власти в области расходов, не обеспечив их адекватными источниками финансирования.

Федеральное правительство дважды принимало на себя долги штатов: в 1989 г. — внешние, в 1993 г. — внутренние федеральным финансовым учреждениям. Это породило иждивенческие настроения, уверенность в том, что федеральное правительство придет на помощь в любом случае. Как итог — кризис финансов штатов во второй половине 1990-х и последовав­шая затем реструктуризация банков штатов.

Россия

Банковская система России представляет собой двухуровневую систему, состоящую из Центрального Банка Российской Федерации, коммерческих банков, включая их филиалы, а также других кредитных учреждений.

Известно, что банковская система России прошла сложный путь развития в рамках различных хозяйственных укладов. До революции и во времена НЭПа банковская система России функционировала в условиях рыночной экономики и основу ее составляли акционерные коммерческие банки. Затем наступил период огосударствления собственности всех хозяйствующих субъектов, централизации управления их деятельностью. Банковская система также претерпела соответствующие изменения.

В связи с проведением экономических реформ рыночного типа в конце 80-х годов начинается разгосударствление собственности и вновь происходит акционирование государственных банков Как грибы после дождя начинают появляться новые коммерческие банки.

За период 1990-1994 годов число коммерческих банков на территории России возросло более чем в 18 раз. Однако межбанковский кризис привел многие банки, в основном мелкие, к банкротству. В последнее время темпы роста числа зарегистрированных банков снижаются. Хотя возможности экстенсивного расширения банковской сферы еще не полностью исчерпаны, видимо, значимость этой составляющей ее развития будет в дальнейшем относительно уменьшаться. Это связано и с тем, что более жесткими становятся условия расширения банковской системы: увеличиваются минимальные размеры уставного фонда, денежно-кредитный рынок насыщается традиционными банковскими услугами, возрастает конкуренция в банковской сфере, ограничителем для создания новых банков выступает и нехватка высококвалифицированных специалистов. Главным же в дальнейшем развитии банковской системы все больше будет становиться ее качественное совершенствование.

Индия

Финансовые учреждения в Индии обычно разделяют на три груп­пы:

1. коммерческие банки;

2. финансовые институты (financial institutions), включающие учреждения долгосрочного кредита, ин­вестиционные институты, специализированные финансовые уч­реждения и банки развития штатов;

3. небанковские финансовые компании (non-banking financial companies), в частности торговые банки (merchant banks), финансовые компании, страховые компании, взаимные фонды, фондовые брокеры и пр.)

Коммерческие банки и некоторые небанковские учреждения яв­ляются одними из старейших видов. Финансовые институты, наобо­рот, появились только в последние 50 лет. Еще раз подчеркнем, что в Индии под финансовыми институтами понимаются конкретные виды финансовых учреждений, в отличие от других стран, где фи­нансовые институты — все учреждения, связанные с мобилизацией и перераспределением финансовых ресурсов.

Как и в большинстве развивающихся стран, большая часть акти­вов финансовых институтов находится у банковских учреждений. За 1980-е годы доля банков в активах снизилась на 10 процентных пунктов. Все 1990-е годы пропорция сохранялась неизменной. Одна­ко к 2003 г. доля банков снова достигла уровня начала 1980-х годов.

Основными источниками долгосрочного капитала для индийс­ких компаний в условиях слаборазвитого рынка ценных бумаг ста­ли три федеральных финансовых института развития (Development Finance Institutions) — Industrial Finance Corporation of India, Industrial Development Bank of India и Industrial Credit and Investment Corporation of India, а также финансовые корпорации штатов.

На рынке ценных бумаг в качестве инвесторов выступают пре­жде всего взаимные фонды (в т. ч. Индийский юнит-траст). страховые компании. Роль банков ограничивается государственными ценными бумагами. Коммерческие банки обычно не вкладывают средства в акции. Хотя они имеют право осуществлять андеррайтинг акций, и в результате порой у них образуются портфели из долевых ценных бумаг. Пенсионным фондам запрещено приобретать акции. Они мо­гут инвестировать средства только в государственные облигации. Их роль на рынке Индии ничтожно мала.

В качестве профессиональных участников (брокеров/дилеров, управляющих) выступают прежде всего специализированные компа­нии (биржевые брокеры/дилеры). Функции андеррайтинга, управле­ния ценными бумагами могут выполнять банки и торговые банки.

Среди банков лидирующие позиции занимают государственные банки, принадлежащие федеральному правительству и правитель­ствам штатов.

Инвестиционная банковская деятельность в Индии регулируется документами регулятора фондового рынка SEBI (Merchant Bankers) Regulations, 1992. Все торговые банки должны быть зарегистрированы в SEBI. Инвестиционным банком может быть только юридическое лицо, для которого данная деятельность является исключительной, обладающее необходимым размером капитала и имеющее не меньше двух специалистов с опытом работы. В торговом банке также должен быть контролер (compliance officer), в функции которого входит кон­троль за соблюдением законодательства о ценных бумагах.

 

Китай

На протяжении последних 25 лет Китай демонстрировал феноме­нальные темпы роста финансовой глубины экономики. Отношенк агрегата М2 к ВВП увеличилось с 24% в 1978 г. до 182% в 2004 г. Это со­отношение выросло на 30 п.п. за 1994-1999 и на 50 п.п. за 1999-2004 гг. В 1990 г. отношение М2 к ВВП в Китае и России было примерно на одном уровне в 70%, но к 1995 г. в России оно уменьшилось до 21%, в то время как в Китае выросло до 103%. В 2004 г. в России оно со­ставило 29%. Подобный уровень финансовой глубины ставит Китай в ряд стран с самой развитой финансовой системой. Столь высокий показатель связан с рядом факторов: очень высокой нормой сбереже­ний (до 50% ВВП); жестким валютным законодательством и в целом системой регулирования, которая затрудняла уход накоплений за рубеж или появление накоплений в наличной иностранной валюте (как в России); надежностью банковской системы в глазах населения и доверием к ней (а она, подчеркнем, практически полностью была государственной); относительно умеренными темпами инфляции (в среднем за 1980-е — первую половину 1990-х не более 10% в год; всплеск в 17% имел место в 1995 г., но в 1998 и 1999 гг. наблюдалась дефляция); относительной ограниченностью финансовых продуктов (выбор у населения невелик: либо банковские депозиты, либо акции). Кстати говоря, последнее обстоятельство способствовало приходу китайского населения на фондовый рынок.

Депозиты населения составляют примерно половину денежной массы. Доля внутреннего кредита (кредиты банков предприятиям и населению) в ВВП достигло 178% в 2003 г. (что в два раза превышает показатель для США).

Финансовая система Китая, как и в большинстве стран с фор­мирующимися рынками, характеризуется полным доминированием банков. Банковский кредит является основным источником полу­чения внешних ресурсов предприятиями. Отношение банковского кредита к ВВП в Китае составляло в 2003 г. 1,78, что даже больше (1,6), чем в развитых странах, имеющих финансовую систему, основанную преимущественно на банках (Германия, Австрия). При этом большая часть (3/4) кредитов приходилась на государственные предприятия, отличающиеся в Китае очень низкой эффективностью по сравнению с иностранными, совместными и частными компаниями.

Доминирующее положение в банковском секторе занимают 4 государственных банка: Промышленно-торговый банк Китая, Банк Китая, Строительный банк Китая, Сельскохозяйственный банк Китая.

В настоящее время все банки Большой четверки являются ди­версифицированными коммерческими банками, работающими в различных областях. Общая величина активов превышает 2,5 трлн долл. У них более 200 тыс. отделений и более 1,3 млн занятых.

Иностранные банки представлены 190 филиалами и представи­тельствами, деятельность которых ограничена. Их доля в активах не превышала 1,5% в 2003 г. В конце 2006 г., согласно условиям вхожде­ния в ВТО, Китай должен полностью открыть доступ иностранных банков на свой рынок и эта доля должна, несомненно, возрасти.

К 2005 г. иностранным финансовым институтам принадлежало уже от 10 до 25% капитала трех крупнейших китайских банков, а в целом стоимость иностранных вложений в китайские банки (госу­дарственные, акционерные и городские) составляла 18 млрд долл.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: