Транспортабельность - свойство продукции, заключающееся в ее приспособленности к транспортированию, т.е. к перемещению в пространстве, не сопровождающемуся использованием продукции. Показатели транспортабельности характеризуют степень этой приспособленности.
Показатели транспортабельности могут быть прямыми и косвенными.
Прямые показатели представляют собой затраты средств труда и времени на подготовку к транспортированию, его осуществление и на заключительные операции перевода продукции после транспортирования в исходное состояние. Эти затраты относят к единице продукции и к единице пути при транспортировании. Примеры: средняя трудоемкость подготовки единицы продукции к транспортированию на железнодорожной платформе в человеко-часах, средняя стоимость перевозки автомобильным транспортом единицы продукции на 1 километр.
Косвенные показатели транспортабельности - это показатели ее сохраняемости, входящие в группу показателей надежности, а также некоторые показатели, определяющие затраты на транспортирование (масса и габаритные размеры единицы продукции).
|
|
Пример:
- средняя стоимость перевозки единицы продукции на 1 км определенным транспортным ср-вом;
- допустимая продолжительность транспортирования;
- степень приспособленности продукции к транспортированию (наличие приспособлений для крепления, наличие и удобство ручек для переноски);
- коэффициент максимально возможного использования емкости транспортного средства или тары:
Нормативные потери учитывают необходимость наличия проходов м/у машинами в транспортном средстве.
- доля продукции, сохраняющей в заданных пределах свои первоначальные свойства в течение времени транспортирования:
Показатели стандартизации и унификации
Показатели стандартизации и унификации продукции характеризуют степень использования в конкретном изделии стандартизированных деталей, сборочных единиц, блоков и других составных элементов, а также уровень унификации составных частей изделия (стандартизированные, унифицированные и оригинальные).
Эти показатели позволяют определить степень конструктивного единообразия изделия. Они свидетельствуют о возможности применения минимально необходимого количества типоразмеров составных частей изделия в целях повышения качества продукции и эффективности производства.
К стандартизированным относятся составные части изделия, выпускаемые по международным, государственным и отраслевым стандартам.
К унифицированным относятся составные части изделия, которые:
• изготавливаются по стандартам предприятия, являющегося головным в отрасли, и используются не менее чем в двух типоразмерах или видах изделий, выпускаемых данным или смежным предприятием;
|
|
• предприятие получает в готовом виде как комплектующие составные части, находящиеся в серийном производстве;
• ранее спроектированы как оригинальные для конкретного изделия и затем применены не менее, чем в двух типоразмерах или видах изделий.
К оригинальным относятся составные части изделия, разработанные только для данного изделия.
Основными показателями стандартизации и унификации являются:коэффициент применяемости по типоразмерам;коэффициент применяемости по составным частям изделие;коэффициент повторяемости;
стоимостной коэффициент применяемости.
В числе показателей стандартизации и унификации продукции могут также использоваться коэффициент межпроектной унификации группы изделий.
Правильное определение показателей стандартизации и унификации необходимо как для оценки уровня качества продукции, так и для обоснования эффективности планируемых мероприятий по стандартизации и унификации.
Патентно-правовые показатели
Характеризуют научную новизну и патентную защиту технических решений, использованных при создании продукции, и во многом определяют ее конкурентоспособность. К ним относятся:
показатель патентной защиты, позволяет судить о применении в изделии, изготовленном в нашей стране, отечественных технических решений, признанных изобретениями в России и за рубежом.
показатель патентной чистоты позволяет судить о возможности беспрепятственной реализации изделий в России и за рубежом. Он определяется с учетом всей патентной документации страны, в которую поставляется продукция.
Показатели однородности.
Характеризуют стабильность основных параметров продукции в случае ее массового или серийного производства. Показателями однородности являются характеристики рассеивания параметров и показателей качества продукции данного вида. Наиболее часто используют среднее квадратическое отклонение и дисперсию, а также коэффициент вариации (отношение среднего квадратического отклонения к среднему значению).
Показатели устойчивости продукции к внешним воздействиям.
Характеризуют способность продукции сохранять свойства, входящие в состав ее качества, при воздействии объектов окружающей среды (температурный диапазон работы прибора).
Здесь необходимо учитывать какие интеллектуальные разработки есть в изделии, уровень этих разработок, время их создания, какими патентными защитными документами эти разработки обеспечены. Необходимо знать, что по уровню решаемой разработки и проблемы техническое решение может быть полезной моделью или изобретением. Модель имеет новизну только в пределах страны, а изобретение обладает мировой новизной.