Что такое квалиметрия и для чего она нужна?

Сегодня изучению качества продукции уделяют основное внимание на любом производстве. Конкурентная борьба производителей продукции за рынки сбыта и непрерывное повышение требований к ее качеству обусловило развитие отдельной отрасли науки – квалиметрии, которая была связана с количественной оценкой качества.

Термин «квалиметрия» образован от латинского qualitas — качество (или quails — какой по качеству) и греческого metreo — измеряю. Активное развитие квалиметрия получила в середине1960-х гг., когда при принятии решений, связанных с качеством,стали применяться количественные методы ее оценки.

В настоящее время данный термин широко распространен в теории и практике управления. Квалиметрия как наука переживает период становления, чем объясняется отсутствие единого мнения по ряду вопросов. Являясь в значительной степени научной дисциплиной межотраслевого характера, квалиметрия по многим вопросам смыкается с конкретными инженерными дисциплинами:стандартизацией, метрологией, экономикой, организацией производства, правом, психологией и др., а в ее аппарат включается целая группа математических теорий.

Квалимерия – это  наука об измерении и количественной оценки качества всевозможных предметов и процессов,т.е объектов реального мира.

Квалиметрия является частью качествоведения – комплексной науки о качестве, состоящей из квалинтологии, т.е общей теории качества, квалиметрии и учении об управлении качеством,в котором рассматриваются организационные, экономические, психологические и иные методы и средства влияния на качество объектов с целью повышения их способности удовлетворять существующие и будущие потребности людей и общества в целом.

Качество – это совокупность свойств объекта, проявляющихся в процессе его использования (функционирования, применения, потребления, эксплуатации) по назначению.

Качество отражает устойчивое взаимоотношение составных элементов объекта,которое характеризует его специфику, дающую возможность отличать один объект от других. Именно благодаря качеству каждый объект существует и мыслится как нечто ограниченное от других объектов.

Качество в широком смысле этого понятия, - объективная и наиболее обобщенная характеристика любого объекта. Качество объекта потребления – это совокупная характеристика его свойств, с помощью которых могут быть удовлетворены и обычно удовлетворяются соответствующие потребности людей. Такое представление о качестве носит прикладной характер и поэтому является более узким и специфичным. Существуют и ограниченные представления о качестве, когда оно оценивается не по всем, а по одному или по нескольким важнейшим для людей характеристикам объекта.

Квалиметрия как наука объединяет количественные методы оценки качества, используемые для обоснования решений по управлению качеством и по смежным с ним вопросам управленческой деятельности. Она включает взаимосвязанную систему теории:

• общую квалиметрию, предусматривающую разработку общетеоретических проблем понятийного аппарата, измерения,оценивания, квалиметрического шкалирования и т.п.;

• специальные квалиметрии, классифицированные по видам методов и моделей оценки качества (например, экспертная,вероятностно-статистическая, индексная, таксономическая квалиметрия и др.);

• предметные квалиметрии, дифференцированные по видам объектов оценивания (продукции — технических устройств,изделий и т.п.; услуг; труда; процессов; проектная квалиметрия и т.п.).

В последние годы в квалиметрии появились новые направления: социологическая, педагогическая, логистическая квалиметрия и др. Это связано с ее «экспансией» и «диффузией» во многие сферы материальных и нематериальных видов человеческой деятельности.

Основные задачи оценки качества

1.Какое качество и в каких количествах необходимо человеку? Необходимо изучать потребности человека, знать чего он хочет. Условия жизни человека постоянно меняются, причем у разных людей, в разных странах, разного возраста и т.д., потребности одного человека в течение его жизни также меняются.

2.Критерии оценки качества. Здесь необходимо решить основной вопрос: «Что такое хорошо и что такое плохо?» Это не такой простой вопрос, как он кажется с первого раза.

3.Способы измерения качества. В последнее время в бизнесе усиливается значение сферы услуг. Услуги – это здравоохранение, образование, транспорт, туризм, развлечения, торговля, общественное питание и т.д.

4.Без объективного измерения степени качества,невозможно сравнения качества в однородных объектах. А без сравнения нет соревнования, конкуренции. А без этого не будет желания совершенствоваться, улучшать свои результаты.

5.Без точной информации об уровне качества в продукции, очень трудно принимать решения по управлению качеством. Мы не имеем ориентиров – индикаторов для принятия решений. Для понимания правильности наших решений мы должны видеть, что наши решения приводят к улучшению результатов или их ухудшению. Следовательно, мы правильно вносим корректировки в наши управленческие решения и получаем тот результат, на который рассчитывали. 

Принципы квалиметрии

1.Обязана давать практике хозяйственной деятельности людей полезные методы достоверной квалифицированной и количественной оценки качества объектов исследования.

2.Отдает предпочтение показателям потребительских свойств.

3.Квалиметрическая оценка качества продукции не может быть получена без наличия эталона для сравнения – без базовых значений показателей определяющих свойств и качества в целом.

4.Показатель любого обобщения,кроме самого нижнего уровня, предопределяется соответствующими показателями предшествующего иерархического уровня.

5.При использовании метода комплексной оценки качества продукции все разноразмерные показатели свойств должны быть преобразованы к одной размерности.

6.При определении комплексного показателя качества каждый показатель отдельного свойства должен быть скорректирован коэффициентом весомости.

7.Сумма численных значений коэффициентов весомостей всех показателей качества оценки имеют одинаковое значение.

8.Качество целого объекта обусловлено качеством его составных частей.

9.При количественной оценки качества нельзя использовать одно качественное свойство дважды.

10.Обычно оценивается качество продукции, которая способна выполнять полезные функции в соответствии с ее назначением.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: