Философские воззрения периода Киевской Руси (IX - начало XIII вв.)

Источники:

- Библия и другие письменные трактаты христианства

- летописи и сказания, жития святых

- грамоты и уложения князей

- сохранившееся язычество

- устный эпос

Основные философские воззрения

 - христианский Бог есть безликое, бестелесное, непознаваемое существо, абсолют, творец космоса и человека из ничего. Существует в 3-х ипостасях: бог-сын, бог-отец и бог-дух святой

 - Бог создал «этот мир» за 6 дней

 - Иисус Христос - богочеловек, основатель христианства и спаситель человечества (верующих)

 - мир существует на «двух уровнях»: земной мир («белый свет») и мир загробный («тот свет»)

 - человек - тварь (творение) божие, раб божий

 - бедные, слабые и больные - наибольшие праведники, пользующиеся особой поддержкой Бога

 - князь - наместник Бога на Земле

 - история людей развивается прямолинейно: от божественного творения к концу света и спасению в Боге

 - познание божественного возможно только через откровение или озарение

 - нравственность имеет божественное происхождение, а безнравственность - земное

 - сохранение мифологии и язычества

 - самостоятельное философское творчество отсутствует.

 

Представители:   Иларион Киевский, Феодосий Печерский, Нестор Летописец, Владимир Мономах, Климент Смолятич, Даниил Заточник и другие.



Философские взгляды и идеи на Руси в период монгольского нашествия

 (XIII - нач. XV вв.)

Источники:

- Библия и другие трактаты православной церкви

- местные летописи, изборники и грамоты князей

- сказания и слова о героических деяниях

- устный эпос

Основные философские воззрения

 - библейские религиозно-философские идеи и догмы

 - исихазм – религиозно- философские воззрения и образ жизни как особое «служение Богу»: аскетизм, полное пренебрежение личностным, смирение перед божественной волей, мистическое созерцание Христа

 - эсхатология - идея о близком «конце света», распространившаяся на Руси в результате монгольского нашествия, неудачных попыток русских объединиться; серии неурожаев и эпидемий

 - идея духовного единства и «собирания» русских земель

 - героика и патриотизм прошлого и настоящего по защите веры и земли русской

 - распространение идей первого перевода на церковнославянский язык сочинений Дионисия Ареопагита с комментариями Максима Исповедника

 - самостоятельное философское творчество отсутствует

 

Представители:   Сергий Радонежский, Александр Невский, Дмитрий Донской, митрополит Петр



Философствование на Руси в XV - XVII вв.

Источники:

- Библия и другие трактаты православной церкви

- первый перевод философского предисловия трактата И. Дамаскина «Точное изложение православной веры»

- местные летописи и указания князей

- светские рукописные книги

- печатные книги с 1564 г.

- первые религиозные учебные заведения

- устный эпос

Философские идеи и воззрения

 - библейские религиозно-философские воззрения канонического характера и старообрядчества

 - идеи национального самоопределения и патристика

 - усиление социального авторитета идеи о русской государственности с центром в г. Москве

 - пропаганда идеи «Москва-третий Рим»

 - новое осмысление соотношения церковной и светской (царской) власти

 - убывание эсхатологических воззрений

 - противоборство иосифлян и нестяжателей по проблеме: церковь-вера-богатство-народность

 - дискуссии по общественной морали

 - зарождение идеи раннего отечественного демократизма, «естественного права» и гражданства

 - возрастание потребности в гуманитарном знании, в изучении древних текстов греческих и римских авторов. Основание в 1685 г. Московского эллино-греческого училища, преобразованного в 1700 г. в славяно-латинскую академию. Создание П.Могилой в Киеве в 1631 г. Братского училища (с 1701 - Киево-могилянская академия)

 - самостоятельное философское творчество отсутствует

 

Представители:   Нил Сорский, Иосиф Волоцкий, Вассиан Патрикеев, Максим Грек, Феодосий Косой, Иван Пересветов, Андрей Курбский, Федор Карпов, Петр Могила, патриарх Никон, протопоп Аввакум

Русская ренессансная философия (XVIII - нач. XIX вв.)

Источники:

- Библия и другие трактаты православной церкви

- рукописные и печатные книги светского характера

- первые философские работы

- учебные заведения

Основные философские идеи и учения

 - явное отделение светского мышления от религиозного

 - утверждение устойчивого интереса к философии и профессиональному философствованию в связи с открытием в 1755 г. Московского университета и преобразованием в 1775 г. Московской славяно-латинской академии в Славяно-греко-латинскую академию

 - религиозно-христианская концепция бытия и жизни человека

 - утверждение светского понимания процесса познания и его соотношения с религиозной верой

 - возникновение естественнонаучного философского материализма (натурфилософии)

 - распространение с начала XIX в. идей немецкой идеалистической философии

 - дальнейшее развитие идеи «естественного права», теорий «общественного договора» и «просвещённого монарха»

 - разработка проблем человека

 - пропаганда гуманизма в стиле французского просвещения

 - философия масонства

 - создаются основы для самостоятельного философского творчества

 

 

Представители:   «Учёная дружина Петра»: Ф.Прокопович, В.Н.Татищев, И.Посошков, А.Кантемир, Г.Сковорода и другие, а также: Ломоносов М.В., Радищев А.Н., Новиков Н.И., Сперанский М.М., Велланский Д.М., Галич А.И. и другие




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: