Источники:
- Библия и другие письменные трактаты христианства
- летописи и сказания, жития святых
- грамоты и уложения князей
- сохранившееся язычество
- устный эпос
Основные философские воззрения
- христианский Бог есть безликое, бестелесное, непознаваемое существо, абсолют, творец космоса и человека из ничего. Существует в 3-х ипостасях: бог-сын, бог-отец и бог-дух святой
- Бог создал «этот мир» за 6 дней
- Иисус Христос - богочеловек, основатель христианства и спаситель человечества (верующих)
- мир существует на «двух уровнях»: земной мир («белый свет») и мир загробный («тот свет»)
- человек - тварь (творение) божие, раб божий
- бедные, слабые и больные - наибольшие праведники, пользующиеся особой поддержкой Бога
- князь - наместник Бога на Земле
- история людей развивается прямолинейно: от божественного творения к концу света и спасению в Боге
- познание божественного возможно только через откровение или озарение
- нравственность имеет божественное происхождение, а безнравственность - земное
|
|
- сохранение мифологии и язычества
- самостоятельное философское творчество отсутствует.
Представители: Иларион Киевский, Феодосий Печерский, Нестор Летописец, Владимир Мономах, Климент Смолятич, Даниил Заточник и другие.
Философские взгляды и идеи на Руси в период монгольского нашествия
(XIII - нач. XV вв.)
Источники:
- Библия и другие трактаты православной церкви
- местные летописи, изборники и грамоты князей
- сказания и слова о героических деяниях
- устный эпос
Основные философские воззрения
- библейские религиозно-философские идеи и догмы
- исихазм – религиозно- философские воззрения и образ жизни как особое «служение Богу»: аскетизм, полное пренебрежение личностным, смирение перед божественной волей, мистическое созерцание Христа
- эсхатология - идея о близком «конце света», распространившаяся на Руси в результате монгольского нашествия, неудачных попыток русских объединиться; серии неурожаев и эпидемий
- идея духовного единства и «собирания» русских земель
- героика и патриотизм прошлого и настоящего по защите веры и земли русской
- распространение идей первого перевода на церковнославянский язык сочинений Дионисия Ареопагита с комментариями Максима Исповедника
- самостоятельное философское творчество отсутствует
Представители: Сергий Радонежский, Александр Невский, Дмитрий Донской, митрополит Петр
Философствование на Руси в XV - XVII вв.
Источники:
- Библия и другие трактаты православной церкви
- первый перевод философского предисловия трактата И. Дамаскина «Точное изложение православной веры»
|
|
- местные летописи и указания князей
- светские рукописные книги
- печатные книги с 1564 г.
- первые религиозные учебные заведения
- устный эпос
Философские идеи и воззрения
- библейские религиозно-философские воззрения канонического характера и старообрядчества
- идеи национального самоопределения и патристика
- усиление социального авторитета идеи о русской государственности с центром в г. Москве
- пропаганда идеи «Москва-третий Рим»
- новое осмысление соотношения церковной и светской (царской) власти
- убывание эсхатологических воззрений
- противоборство иосифлян и нестяжателей по проблеме: церковь-вера-богатство-народность
- дискуссии по общественной морали
- зарождение идеи раннего отечественного демократизма, «естественного права» и гражданства
- возрастание потребности в гуманитарном знании, в изучении древних текстов греческих и римских авторов. Основание в 1685 г. Московского эллино-греческого училища, преобразованного в 1700 г. в славяно-латинскую академию. Создание П.Могилой в Киеве в 1631 г. Братского училища (с 1701 - Киево-могилянская академия)
- самостоятельное философское творчество отсутствует
Представители: Нил Сорский, Иосиф Волоцкий, Вассиан Патрикеев, Максим Грек, Феодосий Косой, Иван Пересветов, Андрей Курбский, Федор Карпов, Петр Могила, патриарх Никон, протопоп Аввакум
Русская ренессансная философия (XVIII - нач. XIX вв.)
Источники:
- Библия и другие трактаты православной церкви
- рукописные и печатные книги светского характера
- первые философские работы
- учебные заведения
Основные философские идеи и учения
- явное отделение светского мышления от религиозного
- утверждение устойчивого интереса к философии и профессиональному философствованию в связи с открытием в 1755 г. Московского университета и преобразованием в 1775 г. Московской славяно-латинской академии в Славяно-греко-латинскую академию
- религиозно-христианская концепция бытия и жизни человека
- утверждение светского понимания процесса познания и его соотношения с религиозной верой
- возникновение естественнонаучного философского материализма (натурфилософии)
- распространение с начала XIX в. идей немецкой идеалистической философии
- дальнейшее развитие идеи «естественного права», теорий «общественного договора» и «просвещённого монарха»
- разработка проблем человека
- пропаганда гуманизма в стиле французского просвещения
- философия масонства
- создаются основы для самостоятельного философского творчества
Представители: «Учёная дружина Петра»: Ф.Прокопович, В.Н.Татищев, И.Посошков, А.Кантемир, Г.Сковорода и другие, а также: Ломоносов М.В., Радищев А.Н., Новиков Н.И., Сперанский М.М., Велланский Д.М., Галич А.И. и другие