Методы проведения бюджетного контроля

Можно выделить следующие методы бюджетного контроля:

1) Документальная проверка – осуществляется на предприятии в присутствии должностных лиц. Она проводится на основании данных первичных документов, учетных регистров, отчетности и установленных показателей сметы доходов и расходов бюджетных учреждений с целью подтверждения законности, целесообразности и достоверности осуществления финансово-хозяйственных операций.

2) Камеральная проверка проводится по месту нахождения контролирующего органа на основе документов о финансово-хозяйственной деятельности субъекта хозяйствования. В процессе камеральной проверки осуществляются: принятие, проверка и обеспечения сохранности отчетов, смет расходов бюджетных учреждений, расчетов к ним, а также расчетов по налогам налогоплательщиков; прием налогоплательщиков и распорядителей бюджетных средств по вопросам, связанным с правильностью исчисления и уплаты в бюджет и во внебюджетные фонды налогов и других обязательных платежей; осуществление контроля за правильностью начисления финансовых санкций к нарушителям бюджетно-налоговой дисциплины и т.д.

3) Ревизия - наиболее распространенный метод бюджетного контроля, система контрольных действий, направленных на всестороннюю проверку финансово-хозяйственной деятельности предприятий, учреждений, организаций, а также работы финансовых органов по составлению и исполнению бюджета.

Существуют различные виды ревизии. Ревизии можно классифицировать по различным признакам:

1) По ведомственной принадлежности ревизуемых органов ревизии могут быть:

- ведомственные,

- внутриведомственные,

- внутрихозяйственные.

2) По полноте охвата деятельности ревизуемого объекта различают:

- полные - проводятся при необходимости проверки всех сторон финансово-хозяйственной деятельности объекта контроля,

- частичные - отдельных сторон,

- комплексные - включают все участки и стороны деятельности ревизуемого объекта,

- тематические ревизии - предназначены для проверки определенного участка деятельности ревизуемого предприятия.

3) По глубине проведения:

- сквозные - связаны с проверкой деятельности отраслей экономики, управлений, акционерных обществ,фирм. Она проводится одновременно во.всех структурах предприятия или организации по одинаковым и взаимосвязанным программам.

- локальный ревизии -проводятся только на одном предприятии, учреждении, организации, или на нескольких, но по различным и не взаимосвязанным программам.

4) По степени охвата данных:

- сплошные - контролируются все операции и данные на определенном участке деятельности ревизуемого предприятия или учреждения за весь ревизуемый период.,

- выборочные - проверяется часть документов на выборку за какой-либо промежуток времени,

- комбинированные - заключается в сочетании сплошной и выборочной ревизии по отдельным участкам деятельности.

5) По отношению к плану:

- плановые,

- внеплановые.

6) По очередности исследования одних и тех же документов:

- первичные,

- дополнительные,

- повторные.

Дополнительные и повторные ревизии проводят, если результаты первичной проверки не соответствуют определенным требованиям.

7) По характеру проверяемого материала:

- документальные – осуществляется на основе первичных документов, регистров бухгалтерского учета, смет расходов бюджетных учреждений и расчетов к ним и другой документации.

- фактические - связана с непосредственной проверкой материальных ценностей, денежных расчетов, соблюдением норм и качества выполненных работ и услуг. Важным фактором фактической ревизии является ее внезапность.

4) Обследование - ознакомление контролирующего лица с отдельными сторонами финансово-хозяйственной деятельности. Обследование является фактическим контролем, который заключается в следующем: обследование на месте объекта проверки; инвентаризация имущества, товарно-материальных ценностей и денежных средств; проверка фактического исполнения оплаченных работы; контрольные замеры состава еды для потребителей; экспертная оценка и т.д.

5) Экономический анализ исполнения бюджета. В процессе контроля любого вида проводится аналитическая работа, дается оценка действующему бюджетному законодательству, выявляются причины несоблюдения тех или иных норм, бюджетных показателей, даются рекомендации по совершенствованию бюджетного процесса. На основе такого анализа делаются выводы о возможном совершенствовании процесса формирования доходов бюджетов и использования бюджетных ресурсов.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: