Легизм и определение понятия права. Основные школы юридического позитивизма

Основные типы правопонимания.

Легизм: Для легистского типа правопонимания характерно отождествление права (как определенной объективной сущности, независимой от воли и произвола официальной власти) и закона (как принудительно-обязательного установления власти). Право, согласно легизму, — это произвольный продукт государства, его приказ (принудительное установление, правило, акт, норма).

Для легизма и в целом “юридического позитивизма” весьма характерны пренебрежение правами человека и гражданина, апология власти и гипертрофия ее нормотворческих возможностей. В этом смысле легизм представляет собой нормативное выражение авторитаризма. Пафос и устремления легизма — подчинение всех властно-приказным правилам и установлениям. Здесь повсюду господствует взгляд на человека как на подчиненный объект власти, а не свободное существо.

В новое время легистский подход обосновывал Т. Гоббс, апологет абсолютистского государства-Левиафана.

К основным идеям и положениям “юридического позитивизма” относятся трактовка права как творения власти, властная принудительность как в конечном счете единственная отличительная особенность права, формально-логический и юридико-догматический методы анализа права, “очищение” учения о праве от разного рода “метафизических” положений о сущности, природе, причинах, ценностях права и т.д.

Юснатурализм: Определяющее значение для различных концепций естественноправового (юснатуралистского) типа правопонимания имеет различение естественного права и позитивного права.

Авторы различных естественноправовых концепций по-разному представляют себе конкретное содержание естественного права. При этом как естественное право трактуются такие различные феномены, как природное равенство и свобода всех людей, естественное право на неравенство и привилегии, естественное право людей на достоинство, те или иные неотчуждаемые права и свободы человека (от отдельных таких прав и свобод до современных мировых стандартов в этой области) и т.д.

Естественноправовому подходу присущи как достоинства теоретического и практического порядка (поиски объективной сущности права, провозглашение естественной свободы и равенства всех людей, неотчуждаемых прав и свобод человека, идей правового государства и т.д.), так и недостатки (смешение права с неправовыми явлениями — моралью, нравственностью, религией и т.д., формальноправового — с фактически-содержательным, отсутствие четкого формализованного критерия отличия права от всего неправового, невнимание к позитивному праву и отсутствие необходимой взаимосвязи между естественным и позитивным правом и т.д.).

Юснатурализм и определение понятия права. Основные естественно-правовые доктрины.

Естественное право – истинное право, универсальное, социокультурно общезначимое.

В рамках классической школы юснатурализма есть три основных направления:

Деантологическое направление (Гроций). Право отождествлялось со справедливостью. Справедливость заложенное человеком свойство

Логическая система естественного права (Лейбниц). Полагалось, что юридическая наук должна представлять собой систему юридических определений выводимых из первоначальных аксиом.

Онтологическая система естественного права (Гоббс и Спиноза). У упомянутых лиц естественное право – закон природы. Естественное право здесь не имеет своего нормативного предписывающего характера.

Для всех этих трех направлений был характерен дедуктивно-аксиоматический метод.

 

Легизм и определение понятия права. Основные школы юридического позитивизма.

Право – это приказ, принудительные установления государства, совокупность обязательных правил, предписанных официальной властью.

Три основных направления: этатический позитивизм, социалогический позитивизм, антропологический позитивизм.

Этатический позитивизм. Теория была разработана в конце ХIX в. Создателями легистского позитивизма были: в Англии - Д.Остин, в Германии - П. Лабанд, К. Бергбом, в России - Г.Ф. Шершеневич. Суть теории: Право в научном понимании - это закон, потому что только законы, как официально установленные законодательные тексты объективны. Таким образом данная концепция понятия права определяет через понятие государства. Государство первично, право вторично. Без государства право невозможно.

Социологический позитивизм. Государство и право рассматриваются как неотъемлемая часть многоплановой жизни общества. На них влияют все другие компоненты социальной структуры, поэтому они должны изучаться в рамках единой, но­вой для того времени науки социологии, охватывающей много­образные взаимосвязи общественных явлений. У истоков этой новой науки стояли француз Огюст Конт и англичанин Герберт Спенсер.

Антропологичсекий позитивизм. Представители антропологического позитивизма усматривали истоки права в эмоциях, инстинктах, генетических программах и прочих психобиологических характеристиках человека. Наиболее последовательным сторонником антропологического подхода был польский ученый-юрист Лев Петражицкий (1867-1931). Эмоционально переживая должное как свою обязанность перед другими (императивный, обязательственный момент) и переживая должное как обязанность других (атрибутивный, притязательный момент), человек создает интуитивное право – целостный комплекс обязательственно-притязательных переживаний.

5. Социологический подход к правопониманию. Социологическая теория права сформировалась в начале XX в. в европейских странах. Представители – Е. Эрлих, Дж. Дьюги, Р. Паунд, С. А. Муромцев. В соответствии с таким подходом право выступает как порядок общественных отношений в действиях и поведении людей. Это означает, что право формируется как через государство и создаваемые им законы, так и в фактически складывающихся отношениях людей. Но это их качество возможно лишь в силу того, что сами эти отношения имеют правовое значение, выступают как право. Они содержат своего рода стандарт, вариант поведения каждого из своих участников, то есть сами имеют нормативный характер.

6. Источники права: понятие и виды. Источники права – это государственные официальные способы выражения и закрепления норм, придания общим правилам поведения общеобязательного и юридического значения.

Виды источников права:

а) НПА

б) Нормативно-правовой договор

в) Судебный прецедент

г) Правовой обычай

д) Правовая доктрина

7. Законы и иные НПА как источник права. Основные юридические источники (формы) права НПА – это официальный, письменный документ, принятый уполномоченными субъектами нормотворчества в определенных законом порядке и форме.

Система НПА:

-Конституция (основной закон)

-Законы

-Подзаконные акты

-Акты локального регулирования

Закон – это принимаемый в особом порядке и обладающий высшей юридической силой НПА, выражающий государственную волю.

Подзаконные акты – это акты компетентных органов власти, которые основаны на законе и не противоречат ему.

Нормативно-правовой договор – это соглашение двух или более субъектов права, которому государство придает общеобязательный характер.

Судебный прецедент – это решение суда по конкретному делу, которое принимается за образец при разрешении других аналогичных дел.

Правовой обычай – это признанное государством правило поведения, сложившееся в результате его фактического однообразного применения в течении длительного времени.

Правовая доктрина – это концептуальные идеи теории и взгляды относительно права, которые изложены в трактатах, трудах авторитетных представителей юридической науки и практики.

8. Вступление законов (НПА) в силу и начало их действия. Утрата законом(НПА) силы и прекращение его действия.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: