Тема 1. История педагогики и образования как область научного знания и учебная дисциплина.
Тема 2. Школьное дело и зарождение педагогической мысли на ранних этапах развития человечества.
Тема 3. Воспитание и школа в античном мире. Развитие педагогической мысли в древнегреческой философии.
Тема 4. Школа и воспитание Средневековья и Возрождения.
Раздел 2. Воспитание, образование и педагогическая мысль в период Нового и Новейшего времени.
Тема 5. Школа и педагогика Нового времени –образование и педагогическая мысль Западной Европы.
Тема 6. Развитие образования и ведущих педагогических идей в Западной Европе XIX века. Реформаторская педагогика.
Раздел 3. История педагогики и образования в России.
Тема 7. Первая школа и «учения книжного». Византийское влияние на школьное дело в Киеве, Новгороде и центрах других древнерусских княжеств. Развитие просвещения и педагогической мысли в Московском государстве в XVII – XVIII вв.
Тема 8. Научно-педагогическая деятельность К.Д. Ушинского и Л.Н. Толстого.
|
|
Тема 9. Школа и педагогическая мысль в России в ХIХ столетии (до 90-х годов).
Тема 10. Школа и педагогика в России в конце ХIХ и начале ХХ века до 1917 года.
Тема 11. Развитие школы и педагогики в России после Октябрьской революции (1917 г.) Единая трудовая школа.
Тема 12. Создание системы образования в России в советский период. Деятели марксистской педагогики: Н.К. Крупская, П.П. Блонский, С.Т. Шацкий и др. Педагогическая теория и практика А.С. Макаренко и В.А. Сухомлинского.
Тема 13. Ведущие тенденции современного развития мирового образовательного процесса. Российская школа в новой социально-экономической ситуации.
5. Методические рекомендации
по организации изучения дисциплины
Преподавание “Истории педагогики и образования” должно осуществляться в тесной взаимосвязи с дисциплинами специально-профессионального профиля, раскрывая и подчеркивая место педагогических знаний в общем учебном процессе. Изучение курса должно сочетаться с овладением способов и средств педагогического воздействия и формирования мировоззрения молодого поколения. Темы, касающиеся становления педагогических теорий, начиная с античности, целесообразно отрабатывать в единстве с преподаванием истории Отечества и зарубежных стран, с историей художественного, музыкального образования и физического воспитания, с историей родного края.
Структура курса предполагает в качестве основы построения материала использование объективного описательно-исторического подхода. Студенту предлагается ознакомиться с различными педагогическими теориями, их значением для современной образовательной практики. Для студента основным является формирование способности к творческому применению полученных знаний в интересах профессиональной деятельности. Также должно быть предусмотрено последовательное введение студентов в систему педагогических научных представлений. Для этого в целях сбора учебного материала целесообразно использовать в частности, историко-мемуарную, художественную литературу, выдержки из первоисточников мыслителей прошлого, материалы из истории педагогической мысли.
|
|
Для изучения дисциплины “История педагогики и образования” предусмотрены лекции, семинары, самостоятельная работа студентов, различные формы индивидуального и группового обучения.
Лекции имеют цель дать систематизированные основы научных знаний по учебной дисциплине; раскрыть состояние, исторические предпосылки и перспективы развития в области воспитания и обучения.
В целях углубления теоретического материала проводятся семинарские занятия. Задача студентов – знать различные педагогические теории, школы, педагогические взгляды и воззрения мыслителей и просветителей прошлого.
При проведении семинарских занятий необходимо обратить внимание на углубление и закрепление знаний, полученных на лекции и в процессе самостоятельной работы над учебной историко-педагогической и научной литературой; привить студентам навыки творческого мышления при научном поиске, обобщении и изложении учебного материала и умения применять полученные знания при решении ситуативных педагогических задач.
Наряду с вопросно-ответными методами применять дискуссии, игровые ситуации, разделение учебной группы на оппонирующие коллективы и другие методы активизации мыслительной деятельности студентов. При проведении занятий предусматривать использование инновационных технологий обучения, деловых и имитационных игр, тренингов по овладению методами обучения, воспитания.
Большое значение в организации изучения дисциплины принадлежит самостоятельной работе студентов, в ходе которой они должны работать с рекомендованной литературой. Для этого в ходе каждого занятия они должны получать конкретное задание на самоподготовку и весь необходимый для его выполнения методический материал.
В процессе обучения студентов требуется осуществлять систематический контроль их успеваемости и качества теоретической подготовки. Текущий контроль проводить в ходе всех занятий в форме, избранной преподавателем.
Итоговый контроль по дисциплине предусматривает проведение экзамена или зачета с оценкой в 6-м семестре обучения и имеет целью: проверить и оценить учебную работу студентов, уровень полученных ими знаний и умений применять знания в ходе решения учебно-воспитательных задач. Наряду с теоретическими вопросами проверяется готовность студентов к решению практических задач обучения, воспитания, воспитательной работы в различных условиях профессиональной деятельности.
Методические указания к усвоению лекционных и практических занятий даны на стр. 48-72.
Чтение дисциплины опирается на освоение курсов по истории физического воспитания (на ФФК), истории художественного образования (на ХГФ), истории музыкального образования (на МПФ) и т.д.